Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > НДС при ремонте военных судов (Давыдова О.В.)

НДС при ремонте военных судов (Давыдова О.В.)

Дата размещения статьи: 06.07.2014

В соответствии с пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ обложению НДС не подлежит реализация на территории РФ работ (услуг) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания в период стоянки в портах (всех видов портовых сборов, услуг судов портового флота). При этом в Налоговом кодексе уточнено, что к услугам также относятся услуги по ремонту судов. Может ли ремонтный завод воспользоваться данной льготой при оказании услуг по ремонту военных судов?

Разбираемся с терминологией

Ключевым моментом, при соблюдении которого налогоплательщик может воспользоваться льготой по НДС, является факт выполнения (оказания) работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию судов во время стоянки судна в порту. Другими словами, льгота применяется при условии оказания услуг по ремонту в пределах территории порта и во время стоянки судна.
Разберемся, что следует понимать под стоянкой в порту. Поскольку в Налоговом кодексе понятия стоянки и порта не приведены, следует использовать их в том значении, в котором они применяются в других отраслях законодательства. Так, чиновники и судьи считают возможным ориентироваться на понятие морского порта, представленного в Кодексе торгового мореплавания, который регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Правила этого Кодекса как раз распространяются на те виды судов, о которых идет речь в пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ (морские суда, суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания).
Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры <1>, расположенных на специально отведенной территории и акватории, которые предназначены:
- для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания;
- для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота;
- для обслуживания пассажиров;
- для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки;
- для оказания иных обычно оказываемых в морском порту услуг и взаимодействия с другими видами транспорта. Так, к иным услугам отнесены услуги по организации перегрузки грузов с судна на судно.
--------------------------------
<1> Что следует понимать под объектами инфраструктуры морского порта, указано в Федеральном законе от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Стоянка судов в морских портах - строго регламентированная процедура, прописанная в Общих правилах плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса России от 20.08.2009 N 140. Например, стоянка судов у причальных устройств (причалов) осуществляется в соответствии с графиком расстановки судов в морском порту, утверждаемым капитаном морского порта (п. 92 указанных Правил). Длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций или оказания судну услуг по его обслуживанию, осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна.
На этом этапе поисков становится актуальным понятие "обслуживание судов". В приведенных документах оно отсутствует. Если заглянуть в Положение о технической эксплуатации судов рыбной промышленности, утвержденное Приказом Госкомрыболовства России от 05.05.1999 N 107, можно узнать, что техническое обслуживание судов, а также ремонт судов - это функциональные элементы технической эксплуатации судов. Техническое обслуживание судов включает в себя комплекс работ по поддержанию судов в исправном техническом состоянии, осуществляемый судовым экипажем, базами технического обслуживания судовладельца (БТО, СРЗ, мастерскими), а также судоремонтными предприятиями (СРП). Под ремонтом судов понимается комплекс работ по восстановлению уровня работоспособности судов, обеспечивающего возможность их эксплуатации в межремонтные периоды, выполняемый СРП различных отраслей и форм собственности. Аналогичные "выкладки" приведены в РД 31.20.01-97 "Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство", утвержденном Распоряжением Минтранса России 08.04.1997 N МФ-34/672. Здесь указано, что техническим обслуживанием морских судов являются поддержание в эксплуатации судна, судовых технических средств, корпусных конструкций и систем (СТСиК) в исправном техническом состоянии и соблюдение установленных технико-эксплуатационных показателей, ремонтом - восстановление исправного технического состояния судна, СТСиК и установленных технико-эксплуатационных показателей. Таким образом, обслуживание судов и их ремонт - это разные составляющие технической эксплуатации судов.
Кстати, в ОК 034-2007 (КПЕС 2002) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" <2> к услугам по обслуживанию морских судов и судов внутреннего водного транспорта в период стоянки в портах отнесены агентское, снабженческое (шипчандлерское), обследовательское (сюрвейерское) обслуживание (коды ОКПО 63.22.16.111, 63.22.16.112).
--------------------------------
<2> Принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Получается, что целью стоянки судна в порту может быть обслуживание судна, но не его ремонт. В связи с этим считаем вполне логичными утверждения Минфина России о том, что льготу по НДС можно применять при оказании услуг на территориях портов по ремонту судов, входящих в порты не специально для ремонта, а в целях обслуживания судов, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузами (Письмо от 30.12.2009 N 03-07-11/338). Представленные выкладки позволяют понять и утверждение Президиума ВАС РФ о том, что ремонт судна, выполняемый в доках и на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов, не равнозначен ремонту, связанному с обслуживанием судов во время их стоянки в портах (Постановление от 25.09.2007 N 4566/07). То же самое касается целевого планового ремонта находящегося в порту судна (Постановление от 01.09.2009 N 4050/09). Прибытие судна в порт непосредственно для ремонта является основанием для отказа в применении льготы (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А51-10265/2012, оставленное без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.06.2013 N Ф03-2294/2013).

Вывод. Льгота по НДС не может применяться, если:
- ремонт являлся плановым (судно заходит в порт для ремонта, ремонт является заранее запланированным и не носит характера непредвиденных работ);
- ремонт осуществлен в специализированных условиях (в доках, на судоверфях судоремонтных и судостроительных заводов);
- на время ремонта судно выведено из эксплуатации.

Ремонт военных судов

Приведенная интерпретация пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ основана на понятиях, приведенных в законах и правилах, регулирующих деятельность в морских портах судов торгового и рыбного флота. Что касается военных кораблей РФ, Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" предусмотрен их заход в военно-морскую базу или пункт базирования военных кораблей. Если военно-морская база или пункт базирования военных кораблей имеет смежную с морским портом акваторию, порядок захода в морской порт и выхода из морского порта всех судов устанавливается старшим морским начальником по согласованию с капитаном морского порта, должностным лицом по пограничной службе и должностным лицом таможенного органа.
В связи с этим для решения вопроса о том, можно ли применять льготу по НДС, в первую очередь необходимо выяснить, в каком месте находился корабль во время ремонта. Если окажется, что это военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, то ни о каком освобождении речи быть не может. Подтверждает это и арбитражная практика.
Именно с такими обстоятельствами столкнулся Арбитражный суд Приморского края в деле N А51-7023/2013. Оказалось, что во время проведения ремонта военные корабли находились не на стоянке в морских портах, а в пункте своего постоянного базирования - на территории соответствующих войсковых частей. Получается, что во время проведения ремонтных работ корабли не находились на стоянке в порту в значении, определенном соответствующим законодательством, а возвращались на территорию своей воинской части в место постоянного базирования, то есть не соблюдалось основополагающее условие для применения льготы по НДС - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту. Кроме того, ремонт носил целевой и плановый характер. В итоге судом был сделан вывод: ремонтный завод является специализированным участником рынка, а ремонт, производимый им на военных кораблях, не может приравниваться к ремонту, освобождаемому от уплаты НДС (Решение от 05.06.2013, оставленное без изменения Постановлениями Пятого арбитражного суда апелляционной инстанции от 02.09.2013 по тому же делу и ФАС ДВО от 26.12.2013 N Ф03-6174/2013).
К таким же выводам Пятый арбитражный апелляционный суд пришел в деле N А51-12764/2012: положения пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ о льготном обложении НДС ремонтных работ в отношении судов во время их стоянки в порту относятся только к судам торгового и рыбного флота в период их стоянки в порту у причальной стенки в пределах времени, установленного графиком стоянки для погрузо-разгрузочных операций или обслуживания судна (в том числе краткосрочного ремонта), но не относятся к военным кораблям, находящимся в месте своего постоянного базирования (Постановление от 17.12.2012, оставленное в данной части без изменения Постановлением ФАС ДВО от 20.03.2013 N Ф03-665/2013). ВАС согласился с тем, что ремонтным заводом не было соблюдено одно из условий для применения льготы - нахождение судна во время ремонта на стоянке в порту, поэтому указанное дело не было передано в Президиум ВАС РФ (Определение от 10.07.2013 N ВАС-8627/13). Точно такая же судьба постигла дело N А51-14519/2012, которое рассмотрено теми же судами (Постановление апелляционной инстанции датировано тоже 17.12.2012, оно оставлено без изменения Постановлением ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-647/2013). В передаче данного дела в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 25.07.2013 N ВАС-9055/13.
Обратим внимание на еще одно дело - дело N А51-19943/2011 Амурского суда Приморского края, по которому было принято Решение от 20.02.2013. Судом были учтены специфика военных судов, плановость проведения ремонта, цель захода военных судов в порт. В итоге был сделан вывод о том, что произведенные обществом ремонтные работы не относятся к работам, осуществляемым с целью устранения возникших неполадок, производимым на судне в период его захода в порт с целью загрузки, выгрузки, заправки или еще каких-либо работ по обслуживанию судов, выполнение которых освобождается от обложения НДС.

Вывод. Осуществление ремонта военных судов во время их нахождения в пунктах постоянного базирования военных кораблей РФ, расположенных на территории морского порта, не может быть приравнено к оказанию услуг по ремонту судов в период их стоянки в портах. Поэтому льгота по НДС не применяется.

* * *

Льгота по НДС при ремонте судов может быть применена только в том случае, если ремонт осуществлен во время стоянки судна в порту. Это означает, что целью захода судна в порт не должен являться непосредственно ремонт. В отношении военных кораблей ситуация усложняется тем, что осуществление ремонта судов во время их нахождения в пунктах базирования или на военно-морской базе вообще не может рассматриваться как стоянка судна в порту в том значении, которое используется для целей налогообложения. Следовательно, в данном случае освобождение от НДС операций по оказанию услуг ремонта невозможно.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи