Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Воинская обязанность работника: что нужно знать работодателю? (Комиссарова Т.Ю.)

Воинская обязанность работника: что нужно знать работодателю? (Комиссарова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 06.07.2014

Исполнение воинской обязанности в мирное время осуществляется путем призыва на военную службу или на военные сборы (в том числе прохождение военных сборов в период пребывания в запасе). Как быть кадровику, если работник принес повестку о таком призыве? Нужно ли увольнять работника? Какие документы нужно оформить? Производятся ли какие-либо компенсационные выплаты при увольнении? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответы, прочитав статью.

Воинская обязанность

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Как служба в армии, так и прохождение военных сборов является государственной обязанностью работника, поэтому у работодателя также возникают определенные обязанности, например по освобождению работника, увольнению и выплате компенсации (ст. 170 ТК РФ).
Но обо всем по порядку.

Военные сборы

Для подготовки к военной службе граждане могут призываться на военные сборы. Согласно Положению о проведении военных сборов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Подготовка граждан к военной службе может проводиться в ходе плановых занятий, учений, тренировок и практической работы по обслуживанию вооружения, военной техники в соединениях, воинских частях (на кораблях), организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов и военных комиссариатах, а также в ходе проверок боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Военные сборы подразделяются на учебные сборы и сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны или другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, причем продолжительность сборов не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения о проведении военных сборов).

Обратите внимание! Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может быть чаще одного раза в три года. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов (ст. 54 Закона N 53-ФЗ).

Отметим, что призвать на военные сборы могут только граждан, пребывающих в запасе (п. 1 ст. 54 Закона N 53-ФЗ).
1. Повестка. Итак, согласно п. 9 Положения о проведении военных сборов призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. Последний такой Указ издавался в 2012 г. (от 29.12.2012 N 1712 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2013 году").
В силу п. 12 Положения о проведении военных сборов оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно Приложению 1.
Составной частью такой повестки является извещение руководителю организации о том, что его работник будет находиться на сборах определенное количество времени (в этот период войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время, проведенное в пути до места сбора и обратно).

Примечание. Если в организации ведутся личные дела, извещение необходимо туда подшить.

Если повестка была направлена работодателю, а не работнику, рекомендуем с последнего взять расписку в ее получении. Зачем? Чтобы избежать административной ответственности. Так, на основании ст. 21.2 КоАП РФ неоповещение руководителем или лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.
2. Освобождаем от работы. Напомним, что прохождение военных сборов является государственной обязанностью, значит, работодатель обязан освободить сотрудника от работы. В частности, на основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он произвольно.

Отметим, что при необходимости в приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей освобожденного работника на другого сотрудника (при предварительном согласии последнего) (ст. ст. 60.2, 151 ТК РФ), как мы это сделали в примере.

К сведению. Период нахождения на военных сборах оплачивается работнику исходя из его среднего заработка (ст. 170 ТК РФ, п. 2 ст. 6 Закона N 53-ФЗ и пп. "б" п. 25 Положения о проведении военных сборов). Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны (об этом чуть позже).

3. Учитываем время отсутствия работника. Важным моментом является учет времени прохождения военных сборов. Напомним, что таковой ведется в табелях учета рабочего времени. Почему это важно? Потому что время прохождения работником военных сборов включается:
- в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ);
- в трудовой стаж <1>;
- в страховой стаж для пенсий <2>;
- в страховой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности <3>.
--------------------------------
<1> Пункт 2 ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
<2> Пункт 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
<3> Часть 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Время нахождения работника на военных сборах отражают в табеле учета рабочего времени по форме Т-12 или Т-13 буквенным кодом "Г" или цифровым кодом "23".

Обратите внимание! Согласно Правилам ведения и хранения трудовых книжек, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", и ст. 66 ТК РФ запись о призыве на военные сборы в трудовую книжку не вносится, поскольку на время исполнения государственных обязанностей работник освобождается от работы с сохранением за ним места работы (должности).

Призыв на службу

В соответствии со ст. 22 Закона N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента РФ два раза в год - с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (ст. 25 Закона N 53-ФЗ).
Согласно Указу Президента РФ от 31.03.2014 N 189 "О призыве в апреле - июле 2014 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" призывная компания сейчас в самом разгаре.
В силу ст. 22 Закона N 53-ФЗ призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Однако есть категории граждан, которые освобождены от призыва на военную службу или им предоставлена отсрочка от призыва. Они указаны в ст. ст. 23, 24 Закона N 53-ФЗ. Перечислять их не будем, поскольку кадровый работник на основании данных воинского учета должен знать, кто из сотрудников организации подлежит призыву на военную службу, кто освобожден от этой обязанности или имеет отсрочку. Напомним, что воинский учет в организации ведется на основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" <4>.
--------------------------------
<4> Подробнее о ведении воинского учета можно прочитать в статье Н.Н. Булыги "Ведение воинского учета в организации", N 6, 2009.

1. Получили повестку. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата. Форма повестки приведена в Приложении 30 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минобороны России от 02.10.2007 N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663".
Важен следующий момент. На основании ст. 26 Закона N 53-ФЗ призыв граждан, не пребывающих в запасе, включает явку:
- на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта РФ) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта РФ) до отправки к месту прохождения военной службы.

К сведению. Аналогичный порядок вызова призывников действует при направлении граждан на альтернативную гражданскую службу (п. п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").

Соответственно, вызванного повесткой на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии сотрудника необходимо освободить от работы согласно ст. 170 ТК РФ с сохранением среднего заработка и места работы. А вот если работник повесткой вызван в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, тут уже нужно оформлять увольнение.
2. Увольнение работника. Статьей 83 ТК РФ предусмотрены основания для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу как раз относится к таким основаниям - увольнение производится по п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Основанием для увольнения призывника является повестка о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы или предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы (п. 16 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, и п. 2 ст. 14 Закона N 113-ФЗ).
На основании одного из вышеназванных документов издается приказ о прекращении трудового договора по форме Т-8 (или Т-8а). С таким приказом работника необходимо ознакомить под подпись. Таково требование ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ.

Отметим, что срок для увольнения в связи с призывом трудовым законодательством не установлен, значит, дата прекращения трудового договора может быть определена по соглашению сторон или по заявлению работника.
На основании приказа о расторжении трудового договора в трудовую книжку производится запись, которая будет выглядеть следующим образом.

Если работника призвали на альтернативную гражданскую службу, запись в трудовой книжке будет следующей: "Трудовой договор прекращен в связи с призывом на альтернативную гражданскую службу, пункт 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации".
Помните, что при получении трудовой книжки работник должен расписаться в личной карточке и книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек).
Кроме этого, в последний рабочий день необходимо выплатить призывнику все причитающиеся ему суммы - зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и иные суммы. Не забудьте о выходном пособии. Согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с призывом на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

Компенсация расходов организации

Согласно п. 2 ст. 5 Закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, по месту их постоянной работы:
- выплачивается средний заработок;
- возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Согласно п. 5 этих Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых работодателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов организации представляют заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих расходы. Такими документами могут быть справка из военкомата, приказ об освобождении работника от работы в связи с прохождением военных сборов, расчет среднего заработка, платежная ведомость и пр.
Организация представляет указанные сведения в военкомат на официальном бланке, документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Напомним, что средний заработок рассчитывают по правилам ст. 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. При этом учитывают время пребывания гражданина в военкомате, на медкомиссии либо на военных сборах.

Как быть, если вызов в военкомат совпал с ежегодным отпуском работника?

Бывает, что время явки в военкомат или нахождения на военных сборах совпадает с ежегодным отпуском сотрудника. В таком случае ст. 124 ТК РФ обязывает продлить отпуск работника или перенести его на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.
Для исполнения своей обязанности работодатель должен согласовать перенос или продление отпуска с работником, а затем издать приказ о переносе отпуска, который объявляется работнику под подпись. При этом необходимо внести корректировку в график отпусков, а также произвести перерасчет отпускных.

Подведем итог

Работодателю следует помнить, что исполнение воинской обязанности не всегда предполагает увольнение - в случае призыва на военные сборы или прохождения медицинского освидетельствования необходимо освободить сотрудника от работы и сохранить за ним рабочее место, а также средний заработок. Кроме этого, расходы, понесенные работодателем в связи с исполнением воинской обязанности работником, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи