Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Понятие, предмет и метод правового регулирования инвестиционных отношений (Попова А.В.)

Понятие, предмет и метод правового регулирования инвестиционных отношений (Попова А.В.)

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Постоянная актуальность проблематики системы права, вопросов ее построения и дробления на составные элементы вызвана не только поступательным развитием общественных отношений и появлением их новых сфер, нуждающихся в надлежащем правовом регулировании. На сегодняшний день проблемы разработки системы права актуализируются в связи с формированием новой юридической доктрины Российской Федерации, потребностями современного уровня развития юридической науки и практики. Применительно к цели данного исследования представляется, что анализ инвестиционного права с позиции критериев предмета, метода и принципов правового регулирования, соответственно, позволит определить основы построения и функционирования инвестиционного права Российской Федерации и выявить его место в российской системе права, что в конечном счете будет способствовать реализации ряда задач данного диссертационного исследования и позволит продвинуться к достижению поставленной цели.
Проблема понятия и содержания инвестиционного права является предметом острых и серьезных дискуссий в российском правоведении. То же справедливо и по отношению к предмету инвестиционного права, поскольку отсутствие устоявшихся взглядов на концепцию самого инвестиционного права делает невозможным ясное и четкое определение его предмета. Общепринято, что предмет правового регулирования представляет собой определенные общественные отношения, которые в зависимости от характера этих отношений: их уникальности, специфичности, однородности и специализации либо комплексности, следует делать вывод о виде структурного элемента системы права. Может ли оно являться комплексным нормативным образованием, занимающим определенное место в системе права в силу собственной специфики, когда нормы права объединяются не путем механического соединения, а посредством "переработки" в соответствии с конкретной сферой общественных отношений.
Инвестиционные отношения в юридической науке мало изучены, хотя они могут рассматриваться как с позиции экономических, исторических, политических, так и правовых аспектов. Для удовлетворения всех целей многоотраслевой инвестиционной деятельности существуют различные виды общественных отношений, лежащих в плоскости частноправового и публично-правового регулирования. На первый взгляд тождественные понятия "правоотношения в области инвестиционной деятельности" и "инвестиционные правоотношения" имеют разное содержание и правовую природу и вследствие этого не являются идентичными. Это важно понимать ввиду того, что собственным предметом инвестиционного права будут только непосредственно сами инвестиционные правоотношения, тогда как правоотношения в сфере инвестиционной деятельности будут относиться к предмету институтов тех базовых отраслей права, которые применяются при регулировании отношений в сфере инвестиций и нормы которых при взаимодействии с собственными нормами инвестиционного права под влиянием специальных принципов инвестиционного права образуют в его структуре комплексные (межотраслевые) институты, например: правовой режим инвестиций; гарантии инвестиций; инвестиционные риски; инвестиционные правоотношения (субъекты, объекты и содержание); инвестиционная деятельность (понятие, признаки и виды); государственное регулирование инвестиционной деятельности и т.п.

Понятие правоотношений в инвестиционном праве характеризует все виды правоотношений, существующих в инвестиционном процессе, который подобно любой предметно-практической деятельности общества и государства носит комплексный характер, а опосредующие ее отношения регулируются нормами практически всех отраслей права. Проанализировав инвестиционное законодательство, мы легко сможем в нем найти нормы конституционного, гражданского, административного, финансового, налогового, бюджетного, международного и иных отраслей права. В свою очередь понятие "инвестиционные правоотношения" применяется для обозначения правоотношений, составляющих, как уже было сказано выше, непосредственный предмет инвестиционного права. Сущностью инвестиционных правоотношений является то, что именно они вызывают к жизни и сопутствуют развитию в условиях инвестиционной деятельности всех отраслевых правоотношений, возникающих в сфере инвестиционной деятельности.
Ни в инвестиционном законодательстве, ни в юридической науке не содержится четкого устоявшегося понятия "инвестиционные правоотношения". Наиболее распространено определение инвестиционных отношений как гражданско-правовых. Так, по мнению А.Ю. Слесарева, инвестиционные отношения связаны с процессом вложения и реализации инвестиций и их содержание регламентируется инвестиционным законодательством и обеспечивается государственным принуждением [11, с. 7]. А.В. Воропаев уточняет, что содержание инвестиционных отношений составляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности [2]. Е.В. Терехова полагает, что "инвестиционные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности и регулируемые инвестиционным законодательством" [14].
Очевидно, что подобная трактовка понятия инвестиционных отношений не является исчерпывающей, т.к. не учитывает того факта, что отношения в области правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности возникают не только в частноправовой сфере правового регулирования, но и в публично-правовой. Так же, на наш взгляд "однобоко", трактуют сущность инвестиционного права те ученые, которые полагают, что оно представляет собой подотрасль финансового права, которое при дальнейшем развитии механизма правового регулирования в области инвестиционных отношений может сформироваться в качестве самостоятельной комплексной отрасли права [4]. Следует согласиться с Е.В. Тереховой, утверждающей, что к финансовому праву могут быть отнесены только те нормы, которые соотносятся с публично-правовой частью механизма государственно-правового регулирования [15, с. 208]. Подобный подход обусловлен определением предмета финансового права, который представляет собой правовое регулирование не только чисто денежных отношений, но и тех, которые возникают "в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих государство и муниципальные образования финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их целей и задач" [12, с. 74].
Инвестиционные отношения в силу своего двойственного характера правового регулирования одновременно находятся как в частноправовой, так и в публично-правовой сфере. Как отмечает профессор А.Г. Богатырев, "отношения, возникающие в инвестиционном процессе - это отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных благ... в производство или инфраструктуру, представляющие собой непрерывный циклический процесс" [2, с. 23 - 24]. В.Н. Лисица также определяет, инвестиционные правоотношения как "урегулированные нормами международного и национального права общественные отношения, в рамках которых осуществляется инвестиционная деятельность. Они могут представлять собой: а) договорные и иные гражданские правоотношения между инвесторами и другими субъектами гражданского права; б) административные и финансовые правоотношения между инвесторами и уполномоченными органами власти, касающиеся выполнения требований антимонопольного и валютного законодательства, уплаты налогов и таможенных платежей, получения мер поддержки из бюджетов различных уровней и т.д.; в) международные публично-правовые (межгосударственные) инвестиционные отношения" [8, с. 9]. Однако не следует упускать из вида, что инвестиционные правоотношения представляют собой предмет правового регулирования не только национально-правовой системы, но и системы международных отношений как в области международного частного, так и международного публичного права. Происходящая глобализация общественных отношений в целом и инвестиционных в частности приводит к необходимости взаимодействия систем национально-правового и международного регулирования.

В рамках национально-правового регулирования, с одной стороны, инвестиционные отношения являются общественно важными и необходимыми для развития инновационной экономики, что и обусловливает публично-правовой характер регулирования не только в финансовой, но и в административной сферах, представляющих собой основные отрасли публичного права. Только оно создает необходимые правила, условия и гарантии законного осуществления не только на территории конкретного государства, но и на международном уровне инвестиционной деятельности и инвестиционного процесса. С другой стороны, инвестиционные отношения в своей основе представляют собой отношения собственности, поэтому субъекты инвестиционных отношений осуществляют, прежде всего, свой частный интерес, связанный с получением прибыли от инвестиций как капиталовложения. Частноправовое регулирование предполагает свободу выбора для инвесторов в условиях либеральной экономики, основанную на юридическом равенстве в достижении экономических интересов [1, с. 96]. При этом необходимо помнить, что правовое регулирование инвестиции как определенного вида собственности происходит всегда только в виде публично-правового регулирования путем закрепления в нормах правовых актов, представляющих собой государственно-императивные веления. Кроме этого, одним из важных субъектов инвестиционного процесса является само государство, так как оно обладает государственной собственностью, которое и инвестирует в социально-экономическую сферу.
В появившейся относительно недавно учебной литературе по инвестиционному праву содержатся различные точки зрения по вопросу сущности инвестиционных отношений. В.В. Гущин и А.А. Овчинников ставят инвестиционные отношения в зависимость от особенностей инвестиционной деятельности и ее характеристик [4, с. 9]. И.З. Фархутдинов, В.А. Трапезников определяют инвестиционные отношения как "объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности" [16].
На наш взгляд, более обоснованной выглядит следующая позиция: "Предметом правового регулирования инвестиций в широком смысле этого слова выступают конкретные правоотношения, складывающиеся в отдельных областях экономики: промышленности, наукоемких технологиях, добычи и переработки полезных ископаемых, сельскохозяйственном производстве и т.д., когда в ходе осуществления инвестиционных проектов финансово-кредитные, организационно-управленческие, налоговые, трудовые отношения складываются в единое правовое пространство" [6]. Таким образом, инвестиционные отношения одновременно являются и частноправовыми, и публично-правовыми. Так, например, к публично-правовым относятся "те инвестиционные отношения, которые возникают в связи с инвестиционной деятельностью публичных образований" [14, с. 79]. В то время как к частноправовым отношениям относятся "правоотношения, связанные с вещным правом собственности (с вложением инвестиций в имущественные права, например денежные вклады)" [6].

Инвестиционные правоотношения, таким образом, объединяют нормы права, входящие в различные отрасли права и регулирующие вследствие этого разнородные общественные отношения, что, по мнению А.В. Майфата, можно объяснить единством цели инвестиционных отношений - инвестиционным интересом, а также наличием обязанности инвестора передать в виде инвестиций денежные средства [9, с. 90]. Поэтому он полагает, что инвестиционные отношения не образуют особой группы именно в силу того, что они возникают из различного вида гражданско-правовых договоров [9, с. 91 - 92]. Профессор А.Г. Богатырев утверждает, что "инвестиционные отношения - это сложный вид экономических отношений, обладающих спецификой", такие отношения носят производственный характер, обладают "постоянным циклическим характером и находятся в постоянной зависимости от других политических, экономических, социальных и природных факторов" [2, с. 7]. Он полагает необходимым создание отдельной комплексной отрасли российского права - экономическое право, так как экономические отношения регулируют не только публичные, но и частные интересы субъектов экономической деятельности.
Поэтому, на наш взгляд, наиболее обоснованной представляется научная позиция, определяющая инвестиционные отношения в качестве предмета комплексного нормативного образования как особой сферы общественных отношений, учитывающей как публичные, так и частные аспекты в рамках системы права. Поэтому предметом инвестиционного права, как комплексного нормативного образования, является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе публично-правового осуществления инвестиционной деятельности на основе частноправовых договорных отношений как на международном, так и на национальном уровне законодательного правового регулирования.
Метод правового регулирования инвестиционного права можно определить как правовые средства воздействия на инвестиционные отношения, совокупность способов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет инвестиционного права. Общепризнано, что при регулировании общественных отношений используются различные методы, которые в зависимости от содержания отношений, усмотрения законодателя и сложившейся правоприменительной практики могут действовать самостоятельно или в совокупности, во взаимодействии друг с другом [13, с. 266].
Инвестиционное право представляет собой комплексное нормативное образование, предметом которого являются одновременно как публично-правовые, так и частноправовые инвестиционные отношения. Данное обстоятельство приводит к мысли о комплексном характере метода правового регулирования инвестиционного права, который вытекает непосредственно из комплексного характера инвестиционных отношений. Общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования инвестиционного права, с одной стороны, определены юридическим равенством сторон в инвестиционных договорах, а с другой - властно-управленческим характером государственного регулирования инвестиционной деятельности и инвестиционной политики. Подобная характеристика предопределяет необходимость применения в регулировании инвестиционных правоотношений метода комплексного характера, сочетающего в себе средства диспозитивного и императивного правового воздействия.
Существуют два первичных метода регулирования, которые, как правило, в сочетании с теми или иными модификациями выражают особенности правового регулирования отраслей права - императивный метод правового регулирования (субординация), основанный на властно-императивных методах и приемах, и диспозитивный метод правового регулирования (координация), который характерен для частноправовой составляющей инвестиционных правоотношений.

В отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений могут выступать в различных формах соотношения друг с другом, поэтому почти всегда в регулировании как национальных, так и международных общественных отношений применяется двуединый метод правового регулирования, то есть сочетание централизованного (императивного) и децентрализованного (диспозитивного), в рамках которого используются такие способы правового регулирования, как дозволение, запрет и позитивное обязывание, представляющие "собой основные пути юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах" [10, с. 232].
В теории права в общем и в инвестиционном праве в частности можно выделить основные и дополнительные способы правового регулирования. К основным способам правового регулирования необходимо отнести: дозволение - предоставление лицам права на собственные активные действия; запрещение - возложение на лиц обязанности воздержаться от совершения определенных действий; позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности к активному поведению. Помимо этих основных способов правового регулирования, необходимо также назвать дополнительные, которые обеспечивают их действие: взыскание - принудительная мера правового воздействия, применяемая, как правило, за совершение правонарушения или иного противоправного деяния, которая может носить либо карательный характер, представляя собой наказание, либо правовосстановительный; поощрение - правовое средство, которое стимулирует общественно полезное поведение участников общественных отношений; согласование - правовое средство, которое призвано способствовать урегулированию поведения участников, направленное на достижение общей цели. Таким образом, в позитивных обязываниях, запретах и дозволениях выражается регулятивная функция права, во взысканиях - охранительная, а в поощрениях - стимулирующая. Все эти правовые средства, образующие механизм правового регулирования, действуют не хаотично, а последовательно связаны в нем, что обеспечивает эффект комплексного упорядоченного воздействия на инвестиционные отношения.
Таким образом, для инвестиционного права характерен метод сочетания публично-правового и частноправового регулирования. Обоснованием такого подхода служит тот факт, что, с одной стороны, инвестиционные отношения представляют собой отношения собственности, а с другой - представляются общественно важными и необходимыми для развития экономики страны в силу чего должны быть урегулированы нормами публичного права" [2, с. 40 - 41], которые создают правовые условия и гарантии осуществления инвестиционной деятельности. Все инвестиционное законодательство, содержащее нормы законов о собственности, инвестиционной деятельности, субъектах инвестиционных отношений, является по своей сути публично-правовым и носит в силу этого императивный характер.
Реализация интересов собственников капитала, осуществляемого в виде прямых или портфельных инвестиций в инвестиционном процессе, а также инвестиционные правоотношения, складывающиеся в условиях современной либеральной экономики, представляют собой реализацию права на основании принципов равенства сторон и автономии воли субъектов в пределах государственного дозволения, что представляет собой частноправовой или диспозитивный характер. Еще одним доказательством такого смешанного способа правового регулирования является то, что государство является субъектом инвестиционных отношений наряду с другими частными лицами, а сам инвестиционный процесс основывается на сочетании государственной и частной собственности. Следует отметить, что такое сочетание публично-правового и частноправового регулирования инвестиционных отношений применяется не только в национальной, но и в международной системе.
Таким образом, инвестиционное право представляет собой сложное комплексное образование, имеющее предметом правового регулирования совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе публично-правового осуществления инвестиционной деятельности на основе частноправовых договорных отношений как на международном, так и на национальном уровне законодательного правового регулирования. Метод инвестиционного права представляет собой синтез публично-правового (императивного) и частноправового (диспозитивного) способов правового регулирования.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЭК, 1995. 320 с.
2. Богатырев А.Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений (вопросы теории и практики). М.: ЗАО "Экон-Информ", 2012. 177 с.
3. Воропаев А.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений // Право и политика. 2007. N 1. С. 38 - 45.
4. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг: Монография. М.: ООО "Профобразование", 2003. С. 152 - 158.
5. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. М.: Эксмо, 2006. 688 с.
6. Инвестиционное право с комментариями // URL: http://en.bridge-capital.ru/publications/33 (дата обращения: 12.01.2013).
7. Инвестиционные отношения и инвестиционная деятельность (частноправовые аспекты) // URL: http://www.eurasialegal.info (дата обращения: 09.04.2013).
8. Лисица В.И. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Новосибирск, 2010. 50 с.
9. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 328 с.
10. Проблемы теории государства и права / Под ред. проф. С.С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1987. 446 с.
11. Слесарев А.Ю. Правоотношения в системе инвестиционной деятельности. Теоретико-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
12. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Под ред. Е.Ю. Грачевой. М.: Юриспруденция, 2007. 131 с.
13. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. С. 266.
14. Терехова Е.В. Инвестиционные отношения в системе экономических отношений (правовые аспекты) // Вопросы экономики и права. 2011. N 6. // URL: http://law-journal.ru/download/journal/201106 (дата обращения: 07.12.2012).
15. Терехова Е.В. К вопросу о финансово-правовой сущности инвестиционного правоотношения // Вопросы экономики и права. 2012. N 2. С. 204 - 210.
16. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учебник. URL: http://www.alleng.ru/d/jur/jur352.htm (дата обращения: 15.01.2013).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи