Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Краткий обзор поправок в законодательство о мировых судьях (к 15-летию введения института мировых судей в Российской Федерации) (Головинская И.В.)

Краткий обзор поправок в законодательство о мировых судьях (к 15-летию введения института мировых судей в Российской Федерации) (Головинская И.В.)

Дата размещения статьи: 10.07.2014

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как в декабре 1998 г. в России был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" <1>. Мировые судьи в системе российских судов - явление не новое. Впервые этот институт появился в результате судебной реформы 1864 г. Как и в тот далекий пореформенный период, современная мировая юстиция проходит трудный путь становления. Наибольшие трудности пришлись на первые годы работы <2>. Необходимо было создать законодательную основу их деятельности как на уровне федерального законодательства, так и на уровне законодательства субъектов Федерации, изыскать материально-технические возможности обеспечения деятельности мировых судей. Помимо денежного содержания самих судей, осуществляемого из федерального бюджета, необходимо было обеспечить содержание всего аппарата мировых судей непосредственно из бюджета субъектов, предоставить и оборудовать помещения для их деятельности, решить кадровые вопросы, вопросы повышения квалификации мировых судей, обучить специалистов - секретарей судебных заседаний.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.
<2> Стуканов А. Мировые суды в России: проблемы и перспективы // Законность. 2000. N 1. С. 14.

Деятельность мировых судей не могла осуществляться без существенных изменений в процессуальном законодательстве. Необходимо было перераспределить подсудность дел между мировыми и федеральными судьями, регламентировать особенности рассмотрения и разрешения ими дел.
Требовалось преодолеть скептические настроения по поводу введения данного института и непосредственно отношения к нему.
Многое в современном законодательстве о мировых судьях взято из Уставов судопроизводства 1864 г., но сложности в осуществлении правосудия в большей степени создавали пробелы в законе об организации их деятельности. Для их устранения как на федеральном уровне, так и на региональном проводилась огромная работа. Установленное законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" <3> число мировых судей было явно недостаточным, они физически не могли качественно выполнить тот объем служебной нагрузки, который вменялся им подсудностью дел. Поэтому регионы готовили законопроекты об увеличении числа мировых судей в субъектах. Так, за период действия мировых судей в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" почти сто раз вносились изменения. Увеличив число и тем самым снизив нагрузку, законодатель создал условия для повышения качества рассмотрения дел мировыми судьями. Наряду с увеличением штата мировых судей субъекты пересматривали штатные расписания их аппарата, расширяли штат секретарей судебных заседаний, вводили должности помощников мировых судей.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 1 (часть I). Ст. 1.

Претерпели изменения и дополнения нормы закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в который шестнадцатью федеральными законами вносились поправки.
Теперь законодатель четко определил, что деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках, а не в пределах судебного участка, как было ранее. Такие изменения разрешают проблемы замещения временно отсутствующего судьи, сокращения сроков производства по делам. Серьезными дополнениями представляются внесенные Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ в Закон о мировых судьях поправки о том, что председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. Проблема отпуска, болезни или отставки мирового судьи раньше вызывала значительные трудности: дела передавались на другой судебный участок, и нередко в другой судебный район. А с учетом высокой нагрузки действующего судьи такие дела, поступившие с другого участка, как правило, не рассматривались, ожидая выхода на работу отсутствовавшего судьи. Заметим, что аналогичные дополнения внесены в Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". Кроме того, спустя пятнадцать лет с момента принятия Закона о мировых судьях Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ законодатель закрепил дополнительные варианты исполнения обязанностей мирового судьи: теперь исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном ст. 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, - независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда. Напомним, что такие предложения ранее многократно высказывались на страницах публикаций как практических работников судебной системы, так и ученых.
Судебные участки создаются теперь из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек, а не до 30 тысяч, как было ранее, что также позволило увеличить число мировых судей и оптимизировать служебную нагрузку.
Для обеспечения бесперебойного процесса в деятельности судебного участка, а также сокращения сроков производства по делам законодатель внес дополнение в ст. 6 Закона о мировых судьях: не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи - не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Заметим, что данные дополнения полностью соотносятся с требованием ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства.
Неоднозначно рассматривался вопрос о возмещении издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, поскольку Закон предписывает осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Сегодня Закон о мировых судьях содержит норму о том, что возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Приведена в соответствие требованию статьи 31 УПК РФ статья 3 Закона о мировых судьях, определяющая подсудность уголовных дел о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 31 УПК РФ.
Следует заметить, что предметная подсудность уголовных дел, отнесенных к компетенции мировых судей, в силу ряда Федеральных законов (от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.06.2005 N 54-ФЗ, от 05.05.2010 N 76-ФЗ, от 22.07.2010 N 155-ФЗ, от 06.04.2011 N 66-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 01.03.2012 N 18-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 23.07.2013 N 245-ФЗ) существенно менялась.
Наряду с изменением предметной подсудности законодатель Федеральным законом от 21.10.2013 N 271-ФЗ дополнил правила о территориальной подсудности уголовных дел мировым судьям. Так, теперь в силу ч. 5 ст. 32 УПК РФ уголовное дело частного обвинения или заявление потерпевшего о преступлении, совершенном гражданином Российской Федерации в отношении гражданина Российской Федерации вне пределов Российской Федерации, подлежит рассмотрению мировым судьей, чья юрисдикция распространяется на территорию, на которой проживает потерпевший или обвиняемый.
Большой проблемой была подача заявления частного обвинения в отношении лица, данные которого заявитель сообщить не мог в силу отсутствия у него таких сведений об этом лице. Спустя несколько лет Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ законодатель внес изменения в ч. 2 ст. 147 УПК РФ о том, что если заявление подано в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. Этим же законом в ч. 3 ст. 318 УПК РФ внесены поправки о том, что уголовное дело возбуждается следователем, а также с согласия прокурора дознавателем в случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 20 УПК РФ. При этом следователь приступает к производству предварительного расследования, а дознаватель - дознания.
Соответствующие изменения также затронули ч. 4 ст. 20 УПК РФ: руководитель следственного органа, следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. 2 и 3 ст. 20 УПК РФ, и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Причем законодатель недвусмысленно разъяснил, что к иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны. Дополнения внесены и в ст. 319 УПК РФ, которая пополнилась частью 1.1 о полномочиях мирового судьи. С принятием Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в случае, если поданное заявление не отвечает требованиям п. 4 ч. 5 ст. 318 УПК РФ, мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. Надо сказать, что эти дополнения на момент их внесения в УПК РФ были для мировых судей едва ли не самыми главными: страдали граждане, не знавшие, куда подать свое заявление, поскольку в силу действовавших правовых норм ни один из правоохранительных органов не был вправе его принять, страдали судьи, на действия которых подавали жалобы объективно недовольные граждане.
Поправки коснулись содержания подаваемого заявления частного обвинения. В силу Федерального закона от 12.04.2007 N 47-ФЗ, дополняющего положения ст. 318 УПК РФ, при подаче заявления частного обвинения необходимо указывать данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность. Этим же законом уточняется положение ч. 7 ст. 318 УПК РФ: с момента принятия судом заявления к своему производству мировой судья должен вынести постановление. С этого момента лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Такому лицу должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 42 и 43 УПК РФ, и об этом составлен протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.
Кроме того, Федеральным законом от 12.04.2007 N 47-ФЗ введена часть восьмая ст. 318 УПК РФ, усиливающая гарантии потерпевшего - частного обвинителя после подачи заявления мировому судье. Так, если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.
В целях устранения пробелов в уголовно-процессуальной регламентации деятельности мировых судей законодатель разрешил вопрос об их праве отказывать в принятии заявления лица к своему производству и направлять указанное заявление прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, если заявление подано в отношении лица, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 147 УПК РФ (ч. 1.2. и 4.1. ст. 319 УПК РФ).
В 2007 г. законодателем разрешена еще одна проблема. Статья 321 УПК РФ пополнилась частью шестой, в соответствии с которой, если в ходе судебного разбирательства в действиях лица, в отношении которого подано заявление, будут установлены признаки преступления, не относящегося к уголовным делам частного обвинения, то мировой судья выносит постановление о прекращении уголовного преследования по делу и направлении материалов руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке публичного или частно-публичного обвинения, о чем уведомляет потерпевшего или его законного представителя (Федеральный закон от 12.04.2007 N 47-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ).
В связи с изменением порядка пересмотра уголовных дел и решений по ним изменилась нумерация глав и статей УПК РФ. Однако апелляционный порядок обжалования решений мировых судей сохранился <4>. Изменения коснулись указания на возможность обжалования судебных решений мировых судей в порядке, установленном ст. 389.1 и 389.3 УПК РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 323 УПК РФ. Кроме того, внесены существенные поправки, расширяющие перечень решений, выносимых судом апелляционной инстанции <5>.
--------------------------------
<4> Татьянина Т., Головков В. Полномочия суда апелляционной инстанции при пересмотре решений мирового судьи // Законность. 2004. N 6. С. 42.
<5> Головинская И.В. Мировая юстиция: проблемы становления и перспективы развития уголовного судопроизводства: монография. Владимир, 2008. С. 325 - 326.

Вместе с тем ряд процессуальных норм, регламентирующих производство у мировых судей, продолжает нуждаться в уточнении, например, о подсудности уголовных дел - наличие большого перечня исключений в ч. 1 ст. 31 УПК РФ создает дополнительные сложности правоприменителю, целесообразнее было бы указать перечень составов, отнесенных к компетенции мировых судей <6>; о сроке начала судебного разбирательства, поскольку ч. 2 ст. 321 УПК РФ содержит предписание о его начале не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела, хотя по общим правилам, установленным ч. 2 ст. 233 УПК РФ, рассмотрение дела в суде не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта; о замене юридически не точно указанного слова "потерпевший" в ч. 3 ст. 246 УПК РФ словами "частный обвинитель". В дальнейшем совершенствовании нуждается и ряд вопросов, касающихся организационной структуры мировых судей, их специализации, расширения упрощенных судебных процедур, направленных на оперативность защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

--------------------------------
<6> Там же. С. 135.

Безусловно, можно говорить о том, что законодатель не часто обращал внимание на процессуальные проблемы мировых судей (большая часть изменений и дополнений в законодательство приходится на 2007 г.), можно говорить о том, что и в вопросах организации деятельности мировых судей можно было бы более оперативно решать насущные проблемы. Однако не следует забывать, что институт мировых судей создавался практически с нуля в достаточно сложный с политической и социально-экономической точек зрения период конца 90-х - начала 2000-х, его введение требовало огромных материальных затрат, связанных как с ежемесячным содержанием мировых судей и их аппарата, так и с помещениями, техникой, связью и многими-многими другими нуждами. Не каждый субъект был готов ввести сразу установленное законом количество мировых судей. Не сразу проявились разного рода процессуальные пробелы. Постепенно складывалась практика и организации их деятельности, и рассмотрения дел мировыми судьями.
Сегодня мировые судьи являются полноправными субъектами судебной системы. Большинство судебных участков размещено в удобных и хорошо оборудованных помещениях. Значительно увеличенная численность аппарата мировых судей способствует нормальной работе судебных участков. Граждане, обратившиеся за юридической помощью к мировым судьям, все реже сталкиваются с волокитой. Количество дел, которые рассматривают мировые судьи, и количество времени, которое благодаря деятельности мировых судей высвобождается у судей федеральных судов для более тщательной подготовки к рассмотрению сложных дел, нивелируют любые скептические настроения в отношении данного института. Следствием их работы стало повышение доверия граждан к судам и авторитета судебной власти. Все это свидетельствует о том, что воссоздание мировой юстиции в России оправдало себя, цели, ради достижения которых она создавалась, в целом достигнуты. Между тем институт мировых судей, как и любой действующий правовой институт, продолжает развиваться. Время и обстановка в стране диктуют свои требования. Многочисленные востребованные и значимые поправки, пусть не сразу, но внесенные за пятнадцать лет в законодательство о мировых судьях, тому весомое подтверждение.

Литература

1. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6270.
2. Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 1 (часть I). Ст. 1.
3. Головинская И.В. Мировая юстиция: проблемы становления и перспективы развития уголовного судопроизводства: монография. Владимир, 2008.
4. Татьянина Т., Головков В. Полномочия суда апелляционной инстанции при пересмотре решений мирового судьи // Законность. 2004. N 6. С. 42.
5. Стуканов А. Мировые суды в России: проблемы и перспективы // Законность. 2000. N 1. С. 14.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 632702-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"

В целях исключения негативного влияния на финансовый рынок и стабильность внутреннего валютного рынка законопроектом предлагается наделить Банк России полномочиями по согласованию перечня резидентов, которые могут не репатриировать денежные средства в Российскую Федерацию в связи с введением в отношении них мер ограничительного характера.




19 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 628352-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"

Законопроектом вносятся изменения в статью 6.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", которые предоставляют возможность участникам финансового рынка, оказывающим услуги по финансовому консультированию и являющимся членами соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, определить признаки индивидуальной инвестиционной рекомендации в базовом стандарте данной саморегулируемой организации.




11 января 2019 г.
Проект Федерального закона № 621469-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается не распространять на хозяйствующих субъектов, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает четырехсот миллионов рублей, действие частей 1 и 2 статьи 9 Федерального закона, которые устанавливают обязанности по размещению информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и об условиях такого договора на своем сайте в сети "Интернет".




1 января 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

Цель закона - повышение эффективности входящих на страховой рынок организаций и защиты прав потребителей страховых услуг. Основная задача закона - совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе внедрение процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов, а также процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.




18 декабря 2018 г.
Проект Федерального закона № 614127-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предлагает дополнить существующий порядок и условия обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  предусмотрев возможность заключения договора обязательственного страхования, который бы мог действовать в отношении любого транспортного средства, находящегося во владении страхователя, если оно соответствует типу (категории) и назначению транспортного средства, указанного в таком договоре.



В центре внимания:


О реализации конституционного права на нотариальную защиту (Лакоба А.Д.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки высококвалифицированных нотариусов как условие реализации их правового статуса (Ушакова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Конструкция залогового обязательства при множественности кредиторов (Челышева Н.Ю.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений (Садриева Р.Р.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>

К вопросу о понятии и признаках обычая в гражданском обороте и семейных отношениях (Ханукаев Ю.Э.)

Дата размещения статьи: 26.01.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи