Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Федеральному закону от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Подкопаев М.В.)

Комментарий к Федеральному закону от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Подкопаев М.В.)

Дата размещения статьи: 11.07.2014

Законодатели давно уже обратили внимание на довольно распространенную практику уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путем оформления вместо них договоров гражданско-правового характера, использования механизмов так называемого заемного труда или другими способами.
Под заемным трудом, как правило, понимается предоставление работодателям трудового персонала на основании договора аутстаффинга <1>. При этом работодатель по отношению к данному персоналу освобождается от обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом, ведь юридически он имеет дело не с работниками, которые фактически трудятся у него, а с их нанимателем - аутстаффинговой компанией.
--------------------------------
<1> Аутстаффинг означает вывод сотрудника из штата работодателя и оформление его в штат сторонней компании. При этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже сторонняя компания. Не следует путать аутстаффинг с аутсорсингом (хотя на практике этот термин в данном случае употребляется чаще), то есть с передачей организацией на основании договора бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

В то же время такие предприятия, занимающиеся аутстаффингом, часто применяют УСНО, что налоговики нередко расценивают как необоснованный способ оптимизации налоговой нагрузки. Суды часто подтверждают факт такой оптимизации и лишают налогоплательщика полученной в результате подобных действий необоснованной налоговой выгоды (см., например, Постановления ФАС ВСО от 14.12.2011 N А58-1935/11, ФАС ДВО от 09.08.2011 N Ф03-3327/2011, ФАС ЗСО от 26.09.2011 N А27-15935/2010, ФАС ПО от 24.06.2013 N А55-24292/2012). Нередко они приходят к таким выводам на основании очевидной взаимозависимости организации, предоставляющей персонал, и ее клиента.

Обратите внимание! По мнению чиновников, "упрощенец", в свою очередь, не может учитывать в расходах стоимость оказанных ему услуг по предоставлению персонала, поскольку такая возможность не предусмотрена ст. 346.16 НК РФ (Письмо ФНС России от 16.08.2013 N АС-4-3/14960@).

В связи с необходимостью урегулирования этих вопросов принят Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).

Примечание. Федеральный закон N 116-ФЗ вступает в силу с 01.01.2016 в соответствии со ст. 7 данного Закона.

Возможность осуществлять деятельность, которой до сих пор занимались аутсорсинговые (аутстаффинговые) компании, не отменяется, хотя запрещается заемный труд, то есть труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника. Вместо этого заключается договор о предоставлении труда работников (персонала).
Прежде всего, данной деятельности отведено место в законодательстве. Так, в Законе РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" появилась новая ст. 18.1.
Вводится такое понятие, как осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала). Приведем признаки этой деятельности:
- работодатель временно направляет своих работников с их согласия к физическому или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников;
- работники у принимающей стороны выполняют определенные их трудовыми договорами с направляющей стороной трудовые функции в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Осуществлять данный вид деятельности будут главным образом частные агентства занятости. Они должны быть зарегистрированы на территории РФ и должны получить специальную аккредитацию, для чего они должны будут выполнить ряд серьезных требований, установленных указанной статьей. Кроме того, в п. 8 этой статьи отмечено, что такие агентства не могут применять специальные налоговые режимы.
В том, что касается УСНО, этот запрет подчеркивается в новом пп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Если частное агентство будет лишено права заниматься данной деятельностью, то, конечно же, обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, по отношению к принятым им работникам оно все равно должно будет выполнить.
Установлены определенные ограничения по направлению работников. Так, в частности, это запрещено в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности, рабочих мест с вредными условиями труда 3-й или 4-й степени либо опасными условиями труда. Кроме того, учтено, что иногда государство устанавливает требования, согласно которым для получения определенной лицензии или иного разрешения на ведение деятельности предприятие должно иметь некое минимальное количество работников соответствующей квалификации. Если такие работники направлены в рамках договора по предоставлению персонала, учесть их для получения лицензии будет нельзя.
Также деятельностью по предоставлению персонала смогут заниматься (уже без какой-либо аккредитации, но на основании закона, который будет принят позже) и иные юридические лица, в том числе иностранные. Но такое лицо должно быть аффилированным по отношению к направляющей стороне.

К сведению. В настоящее время понятие аффилированного лица можно найти, прежде всего, в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Под ним понимается лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ими могут быть:
- член совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лицо, принадлежащее к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лицо, которое имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором это юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников такой группы.

Кроме того, такая деятельность может осуществляться, если работники направляются к юридическому лицу, являющемуся:
- акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
- стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.

К сведению. Согласно ст. 32.1 Закона об АО <2> акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. По такому соглашению стороны обязуются осуществлять определенным образом права, удостоверенные акциями, и (или) права на акции и (или) воздерживаться от осуществления указанных прав.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Трудовой кодекс дополнен новой гл. 53.1, устанавливающей особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).
В частности, необходимо иметь в виду, что условия труда работника, направленного по указанному договору, не могут быть хуже, чем у постоянного работника принимающей стороны, имеющего ту же квалификацию и выполняющего те же трудовые функции.
Как мы указали, частные агентства занятости при осуществлении деятельности по предоставлению персонала не смогут применять спецрежимы. Но это не единственное решение из установленных Федеральным законом N 116-ФЗ, препятствующее незаконной налоговой оптимизации при осуществлении такой деятельности.
Так, направляющая сторона в любом случае будет платить страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по тарифам, определяемым в соответствии с основным видом экономической деятельности для принимающей стороны, с учетом установленных для этой же стороны скидок и надбавок, а также результатов аттестации рабочих мест, на которых фактически работают предоставленные работники. Данные сведения принимающая сторона должна будет передать направляющей стороне при заключении договора (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" дополнена новым п. 2.1).
Что касается Налогового кодекса, то внесенные в него изменения связаны главным образом с приведением его в соответствие с новой терминологией, касающейся предоставления персонала.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи