Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О критериях качества бухгалтерской финансовой информации в контексте аудита (Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю.)

О критериях качества бухгалтерской финансовой информации в контексте аудита (Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Введение

Необходимость рассмотрения качества бухгалтерской финансовой информации в контексте качества аудита определяется тем, что ее качество является предметом рассмотрения независимого аудитора в интересах заинтересованных сторон экономического субъекта, а критерии качества - проверяемыми предпосылками или целями аудита.
Термин "заинтересованные стороны" употребляется здесь в том значении, в котором он определен в ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", однако их состав для целей исследования был пересмотрен. Если указанным Стандартом к лицам, составляющим круг заинтересованных сторон организации, отнесены потребители, владельцы (акционеры), работники организации, поставщики и партнеры, общество, то в настоящем исследовании при уточнении состава заинтересованных сторон мы не могли не учитывать действующую терминологию стандартов финансовой отчетности и аудита, потребности и ожидания таких заинтересованных сторон, а также назначение бухгалтерской финансовой отчетности в целом. В результате в качестве наиболее приемлемого варианта состава заинтересованных лиц были определены следующие группы заинтересованных лиц: собственники, руководство и работники экономического субъекта, а также финансирующие организации (инвесторы, кредиторы и прочие заимодавцы), деловые партнеры (покупатели и поставщики), конечные потребители, государственные регулирующие органы, представители общества (в том числе местное сообщество).
Бухгалтерская финансовая информация является наиболее востребованной в системе взаимоотношений "экономический субъект - заинтересованные стороны", особенно в том случае, если деятельность экономического субъекта носит общественно значимый характер, т.е. экономический субъект является организацией, права собственности на которую в виде ценных бумаг реализуются на организованных рынках ценных бумаг, фондовых биржах или деятельность которой носит стратегический для развития местных территорий характер и оказывает существенное влияние на занятость и благосостояние населения соответствующей экономической территории.
Необходимость такого вида информации в связи с интенсивным развитием финансовых и фондовых рынков возрастает как в государственном, так и в частном секторах экономики, а надлежащая информированность участников экономических отношений является необходимым условием стабильности функционирования рынков. Ответственность общественно значимого экономического субъекта по отчету за результаты осуществления финансово-хозяйственной деятельности перед заинтересованными сторонами составляет основу современной концепции отчитывающегося субъекта в соответствии с Концептуальными принципами финансовой отчетности (2010).
Несмотря на обязанность экономического субъекта по подготовке и представлению своим заинтересованным сторонам бухгалтерской (финансовой) отчетности, тип, содержание и степень детализации раскрываемой в ней информации не зависят от желания отчитывающегося экономического субъекта и в значительной степени определяются информационными потребностями заинтересованных сторон. Однако представляется очевидным, что информационные потребности отнюдь не всех заинтересованных сторон могут оказывать влияние на ее содержание и учитываться экономическим субъектом при подготовке и представлении финансовой отчетности, а также оказывать влияние на качество раскрываемой в ней информации.
С определенной долей условности все группы заинтересованных сторон экономического субъекта, включая потребителей его продукции, товаров, работ, услуг, можно считать "потребителями" бухгалтерской финансовой информации, но не все из таких заинтересованных сторон могут считаться надлежащими пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности. По нашему мнению, "надлежащие пользователи бухгалтерской финансовой информации" <1> представляют собой вполне определенный, ограниченный круг лиц из числа заинтересованных сторон экономического субъекта, критериями отнесения к которым являются: 1) наличие финансовой заинтересованности в деятельности экономического субъекта; 2) потребность в бухгалтерской финансовой информации для оценки деятельности отчитывающегося экономического субъекта; 3) необходимость принятия экономических решений (в связи с реализацией финансовой заинтересованности) по оптимальному использованию имеющихся в их распоряжении ресурсов. Таким образом, это те группы заинтересованных сторон, которые проявляют исключительно финансовую заинтересованность во взаимодействии с экономическим субъектом и в целях ее реализации предпринимают усилия для получения и оценки финансовой информации, а также способны оказывать прямое влияние на ее качество, для того чтобы иметь надлежащую информационную основу принятия экономических решений.
--------------------------------
<1> В действующих стандартах по бухгалтерскому учету применяется термин "пользователь бухгалтерской отчетности", который определяется как "юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации" (п. 4 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). Как следует из п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", речь идет именно о финансовой информации об экономическом субъекте для принятия экономических решений. В составе таких пользователей названы, в частности, учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики и др. (п. 42 ПБУ 4/99).

Итак, потребность в оценке качества бухгалтерской финансовой информации испытывают ее надлежащие пользователи из числа заинтересованных сторон экономического субъекта. С этой целью необходимо определить сущность критериев качества бухгалтерской финансовой информации и последовательность формирования оценок качества бухгалтерской финансовой информации ее надлежащими пользователями.

Определение качества в бухгалтерском учете и отчетности в системе взаимоотношений "экономический субъект - заинтересованные стороны"

Понятие "качество" имеет как объективную сторону, которая выражается через свойства объекта, так и субъективную, отражающую желания потребителя. Так, с одной стороны, качество бухгалтерской финансовой информации понимается как сугубо объективное понятие с точки зрения установленных требований к процессу ее формирования и стандартизированных качественных характеристик. Однако с точки зрения ее надлежащих пользователей качество информации рассматривается как субъективное понятие, так как каждый надлежащий пользователь бухгалтерской финансовой информации составляет собственное представление о ее качестве. Сущность категории качества проявляется, в частности, в ее двойственности, т.е. одновременном проявлении субъективной и объективной характеристик, что обусловливает сложность ее оценки. Однако момент совпадения объективной и субъективной сторон категории качества в бухгалтерском учете существует и проявляется в критериях качества "продукта" системы бухгалтерского учета - бухгалтерской финансовой информации. Такие критерии качества бухгалтерской финансовой информации носят концептуальный характер и представляют потребности и ожидания надлежащих пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, воспринимаемые (оцениваемые) исторически объективно государственными и общественными регуляторами бухгалтерской профессии и экономическим субъектом и выражающиеся в установлении обязательных к соблюдению требований к формированию и представлению бухгалтерской финансовой информации и соответствующих качественных характеристик. Таким образом, оценка надлежащими пользователями бухгалтерской финансовой информации ее качества - это субъективная оценка объективно существующих, фактических характеристик информации, раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из изложенного можно сделать следующие выводы: качество бухгалтерской финансовой информации представляет степень соответствия фактических характеристик такой информации потребностям и ожиданиям ее надлежащих пользователей. Критериями такого соответствия, а следовательно, критериями качества бухгалтерской финансовой информации выступают полезность бухгалтерской финансовой информации и доверие к ней со стороны ее потребителей. Степень такого соответствия определяется степенью полезности бухгалтерской финансовой информации и доверия к ней, оцениваемыми субъективно по результатам принятия экономических решений ее надлежащими пользователями и объективно по результатам ее независимой проверки аудиторами в интересах надлежащих пользователей бухгалтерской финансовой информации экономического субъекта.
В этом смысле качество бухгалтерского учета должно оцениваться исходя из того, обеспечивают ли характеристики учетного процесса или информационной системы подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности формирование бухгалтерской финансовой информации, полезной и заслуживающей доверия с позиции ее надлежащих пользователей.
Тогда бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно считать качественной в том случае, если она соответствует своему назначению, т.е. обеспечивает заинтересованные стороны экономического субъекта информацией о состоянии его экономических ресурсов и требованиях, полезной для использования в качестве надлежащей основы принятия соответствующих экономических решений.

Оценка качества бухгалтерской финансовой информации в интересах ее надлежащих пользователей

Исходное положение о том, что назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта определяется ее надлежащими пользователями, которые в силу присущих им характеристик предъявляют требования к ее качеству, оказывает влияние на последовательность оценки качества бухгалтерской финансовой информации в интересах ее надлежащих пользователей.
Категория полезности бухгалтерской финансовой информации характеризуется возможностью ее использования, необходимостью и пригодностью для надлежащих пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В зависимости от восприятия полезности информации, раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее можно рассматривать в двух ипостасях:
- полезность информации априори - информация изначально обладает полезными свойствами, это ожидаемая полезность, которую можно выразить тезисом: "бухгалтерская финансовая отчетность является полезной, так как является основным источником информации для анализа и оценки будущих денежных потоков предприятия" или тезисом следующего содержания: "информация полезна, так как она является основой принятия экономических решений". Полезность информации, полученной о состоянии экономического субъекта (априори), заключается в снижении степени неопределенности о его состоянии; она тем полезнее, чем больше была неопределенность системы (экономического субъекта) до получения этих сведений. Полезность информации априори обеспечивается в момент публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности или доведения до сведения пользователей иным способом и соответствует общей информационной потребности заинтересованных сторон - потребителей бухгалтерской финансовой информации экономического субъекта;
- полезность апостериори, суть которой можно выразить тезисом "бухгалтерская финансовая отчетность является полезной для пользователей, так как в ней не содержится существенных искажений". Полезность апостериори характеризуется конкретными базовыми критериями - уместностью и верностью представления информации и соответствует потребностям в качественной информации ее надлежащих пользователей. Полезность апостериори подлежит доказыванию.
Оценка качества информации, раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится надлежащими пользователями бухгалтерской финансовой отчетности самостоятельно или с привлечением института аудита. К категории самостоятельных оценок относится оценка полезности информации априори; к категории аудиторских оценок относится оценка информации по степени ее полезности апостериори.
Таким образом, процесс оценки качества бухгалтерской финансовой информации в интересах ее надлежащих пользователей можно условно разделить на два этапа. Первый этап, на котором осуществляется самостоятельная субъективная оценка качества бухгалтерской финансовой информации, и второй этап, в ходе которого привлекается аудиторская независимая, объективная оценка качества информации, раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приведенные виды оценок могут быть получены как одномоментно, так и растянуты во времени.
Итак, первый этап - оценка качества бухгалтерской финансовой информации ее надлежащими пользователями. При получении бухгалтерской финансовой информации ее надлежащий пользователь проводит оценку ее качества с точки зрения возможности полагаться на нее при формировании необходимых финансовых оценок деятельности экономического субъекта; только в зависимости от результатов таких оценок им может быть принято экономическое решение о возможности осуществления экономически обусловленных действий по реализации финансового интереса, связанного с конкретным экономическим субъектом.
Первоначально надлежащему пользователю требуется измерить или оценить наличие свойств бухгалтерской финансовой информации с точки зрения полезности априори и установить степень ее соответствия ожидаемой полезности по типу, формату, степени детализации информации. Однако полезность априори не может восприниматься как единственный критерий, по которому надлежащий пользователь оценивает качество бухгалтерской финансовой информации, поскольку ему требуется получить уверенность в ее надежности.
В общем смысле надежность бухгалтерской финансовой информации - это такая ее качественная характеристика, которая означает, что пользователи могут полагаться на нее при принятии экономических решений, будучи уверенными в отсутствии в ней искажений. Однако в контексте концепции полезности финансовой информации надежность можно трактовать по-разному в зависимости от того, какой смысл несет в себе категория полезности, т.е. априори или апостериори. И в том и в другом случае надежность бухгалтерской финансовой информации обеспечивает качество принимаемых ее надлежащими пользователями экономических решений, в то время как полезность в первом случае (априори) не может обеспечить полноценное обоснование принимаемых надлежащими пользователями на основе бухгалтерской финансовой информации решений, а во втором случае (апостериори) полезность обеспечивает такое обоснование. В этом случае надежность следует воспринимать как критерий полезности.
Итак, надлежащие пользователи бухгалтерской финансовой информации оценивают ее по степени полезности и надежности. Однако вопрос в конечном счете состоит в доверии надлежащих пользователей к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Поэтому при принятии решения о том, доверять или нет представленной экономическим субъектом бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее пользователям следует полагаться как на собственные оценки, так и на аудиторские.
Второй этап - оценка качества бухгалтерской финансовой информации аудиторами. Аудиторы, для которых качество бухгалтерской финансовой информации является объектом оценки, не относятся к заинтересованным сторонам экономического субъекта и, соответственно, не являются ни надлежащими пользователями бухгалтерской финансовой информации, ни потребителями бухгалтерской финансовой информации о его деятельности, что обусловлено содержанием выполняемой ими функции - вынесение независимого профессионального мнения о соответствии бухгалтерской (финансовой) отчетности применимым принципам ее подготовки и представления, реализация которой не допускает наличия у аудиторов какой-либо заинтересованности в результатах деятельности экономического субъекта, зависимости их дохода от содержания или качества бухгалтерской финансовой информации, использования полученной ими в ходе аудиторской проверки информации для извлечения личной выгоды или выгоды в интересах третьих лиц. Их можно охарактеризовать, скорее, как "причастную сторону" <1> из группы аутсайдеров экономического субъекта, способных оказывать влияние на отдельные составляющие риска его финансово-хозяйственной деятельности, но при этом не принимающих на себя риски своего клиента. Таким образом, деятельность аудиторов как независимой, но причастной стороны направлена на защиту интересов надлежащих пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
--------------------------------
<1> ГОСТ Р 51897-2002 "Менеджмент риска. Термины и определения". Термин "причастная сторона" имеет более широкое значение по сравнению с термином "заинтересованные стороны".

Контроль качества бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта в интересах ее надлежащих пользователей призван осуществлять институт аудита. У надлежащих пользователей бухгалтерской финансовой информации общественно значимых экономических субъектов существует потребность в привлечении института аудита - аутсайдера экономического субъекта для получения независимой оценки полезности бухгалтерской финансовой информации апостериори, с тем чтобы иметь возможность сделать вывод о целесообразности доверия к ней как надлежащей основе принятия экономических решений в рамках реализации своей целевой функции. В свою очередь, аудиторы, от которых требуется представить пользователям результаты независимой оценки полезности бухгалтерской финансовой информации, повышающие либо понижающие степень доверия к ней, тем самым призваны защищать интересы надлежащих пользователей, а значит, и общества в целом.
Основанием доверия надлежащего пользователя к бухгалтерской (финансовой) отчетности является мнение аудитора о степени соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности применимым принципам ее подготовки и представления. При этом независимо от того, в рамках какой из доктрин бухгалтерского учета выражается независимое мнение аудитора, основным критерием качества, по которым подлежит оценке информация, раскрытая в бухгалтерской (финансовой) отчетности, выступает ее полезность (апостериори), оцениваемая, в свою очередь, по степени соответствия критериям полезности - уместности и верности ее представления. Степень доверия к финансовой информации повышается, если аудитор подтвердил ее соответствие принципам подготовки финансовой отчетности. При этом факт того, что полезность бухгалтерской (финансовой) отчетности подтверждена мнением независимого аудитора, очевидно, не означает, что соответствующее лицо - экономический агент примет решение о начале сотрудничества с конкретным экономическим субъектом или о продолжении с ним деловых отношений. В силу того что успех деятельности экономического субъекта зависит от степени соответствия потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, экономический субъект прямо заинтересован в привлечении института аудита для создания основы доверия к информации, раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Заключение

Проведенные исследования представляют обоснование того, что на современном этапе развития института аудита вопрос о качестве бухгалтерской финансовой информации в контексте качества в аудите следует рассматривать через призму теории заинтересованных сторон и сопричастности их к результатам деятельности экономического субъекта. Такой подход позволяет в конечном счете разработать систему критериев качества бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита, соответствие которым создает основу институционального доверия к результатам функционирования института аудита.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи