Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Компенсация физическому лицу - исполнителю по гражданско-правовому договору стоимости проезда, проживания и прочих расходов как объект обложения НДФЛ (Лермонтов Ю.М.)

Компенсация физическому лицу - исполнителю по гражданско-правовому договору стоимости проезда, проживания и прочих расходов как объект обложения НДФЛ (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Гражданское законодательство предусматривает возможность заключения договоров на выполнение работ (оказание услуг), в том числе для проведения различных мероприятий, семинаров, лекций, представления интересов в суде, для участия в конференциях, конгрессах и т.д., в том числе в других городах, на отдаленном расстоянии от места постоянного нахождения подрядчика (исполнителя). При этом зачастую по условиям гражданско-правовых договоров на выполнение работ и оказание услуг заказчик обеспечивает физическому лицу проживание в гостинице, перелет и указанные суммы не входят в стоимость услуг подрядчика (исполнителя). Рассмотрим порядок обложения компенсации таких сумм налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

В силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание конкретного условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) какую-то работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда проставляются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК РФ). При отсутствии в договоре таких указаний цена устанавливается согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить некие действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые приведены в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Согласно ст. 41 НК РФ доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
При исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При этом исходя из пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей гл. 23 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Как следует из пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся:
- оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
Как квалифицировать спорные расходы в целях налогообложения НДФЛ, Налоговый кодекс не разъясняет.
Между тем перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, определен ст. 217 НК РФ. Суммы возмещения расходов исполнителя по договорам подряда и возмездного оказания услуг не являются компенсационными выплатами, а значит, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ, и, следовательно, в любом случае подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 05.03.2011 N 03-04-05/8-121).
Финансовое ведомство неоднократно давало разъяснения по рассматриваемому вопросу и, опираясь на положения пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, приходило к выводу о том, что оплата организацией за физических лиц, являющихся исполнителями по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте исполнения услуг признается доходом налогоплательщиков, полученным в натуральной форме, и суммы такой оплаты подлежат обложению НДФЛ (см. Письма Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-06/3282, от 08.11.2013 N 03-03-06/1/47692, от 05.11.2013 N 03-03-06/4/47090).

Необходимо учитывать, что, в случае если расходы на проезд и проживание в целях оказания услуг по договору гражданско-правового характера были понесены самим налогоплательщиком, такой налогоплательщик в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ имеет право на получение профессионального налогового вычета по НДФЛ в сумме таких расходов, подтвержденных документально.
При приобретении электронных проездных билетов через сеть Интернет с использованием банковской карты документами, подтверждающими фактические расходы налогоплательщика, могут являться маршрут/квитанции электронного пассажирского билета и багажной квитанции. При наличии данных документов необходимость представления выписки с банковского счета налогоплательщика отсутствует.
Как отметил Минфин России в Письме от 30.08.2012 N 03-04-06/9-263, суммы оплаты организацией расходов иностранного преподавателя по проезду (от места жительства и обратно) и проживанию в г. Москве на время чтения лекций или участия в конференции признаются доходом иностранного преподавателя, полученным в натуральной форме, подлежащим обложению НДФЛ.
При этом п. 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны рассчитать, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 214.3 - 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Из изложенного следует, что организация, например, проводящая лекции и конференции и оплачивающая за иностранного преподавателя стоимость проезда (от места жительства и обратно) и проживания в г. Москве на время чтения лекций или участия в конференции, признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Следует отметить, что в ряде разъяснений Минфин России не только приводит свой вывод, основанный на положениях пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, но и делает акцент на зависимости вопроса обложения НДФЛ указанных расходов от их непосредственной связи с выполнением этими физическими лицами работ (оказанием услуг) по гражданско-правовому договору (Письма от 24.06.2009 N 03-04-06-01/145, от 19.11.2008 N 03-04-06-01/344).
Кроме того, по мнению финансового ведомства, решающее значение имеет также осуществление расходов в интересах физических лиц - подрядчиков (исполнителей).
Так, в Письме Минфина России от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28379 рассмотрена ситуация, когда компания организует выступления и концерты артистов, а ее доход формируется из разницы между объемом реализованных билетов и затрат на организацию концерта, которые осуществляются в рамках договоров с артистами. В соответствии с заключаемыми договорами компания обязана за свой счет обеспечить проживание и питание артистов и их групп сопровождения, а оплата питания и проживания осуществляется на основании договоров с организациями общественного питания и гостиницами.
Финансовое ведомство пришло к выводу о том, что если оплата компанией расходов физических лиц по проживанию и питанию при оказании услуг по гражданско-правовым договорам осуществляется в интересах этих физических лиц (в том числе если такая оплата является частью вознаграждения физического лица за выполненные работы, оказанные услуги), то оплата компанией этих расходов физических лиц признается их доходом, полученным в натуральной форме, а суммы такой оплаты подлежат обложению НДФЛ.

В Письме от 29.04.2013 N 03-04-07/15155 Минфин России также определяющее значение отдает критерию осуществления расходов в интересах физических лиц: если оплата организацией расходов физических лиц по их проезду и проживанию при оказании услуг организации по гражданско-правовым договорам осуществляется в интересах этих физических лиц (в том числе если такая оплата является частью вознаграждения физического лица за выполненные работы, оказанные услуги), то оплата организацией этих расходов физических лиц признается их доходом, полученным в натуральной форме, а суммы такой оплаты подлежат обложению НДФЛ. В прочих случаях компенсация организацией расходов физических лиц, по мнению финансового ведомства, не является доходом этих физических лиц и не облагается НДФЛ.
Таким образом, Минфин России считает, что оба критерия влияют на порядок учета в целях обложения НДФЛ компенсации физическому лицу - исполнителю по гражданско-правовому договору стоимости проезда, проживания и прочих расходов (см. также Письма от 20.03.2012 N 03-04-05/9-329, от 30.03.2011 N 03-03-06/4/24, от 02.06.2009 N 03-04-06-02/40).
Надо сказать, что ФНС России по рассматриваемому вопросу придерживается прямо противоположной позиции, обосновывая ее толкованием положения пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ: поскольку названным подпунктом предусмотрено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся оказанные в его интересах услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой, если оплата услуг физическому лицу, в том числе по проживанию в гостинице и проезду, производится в интересах пригласившей/направившей его организации, оплата таких услуг не приводит к образованию дохода в натуральной форме, подлежащего налогообложению (Письма ФНС России от 03.09.2012 N ОА-4-13/14633, от 25.03.2011 N КЕ-3-3/926).
Если с физическим лицом, приглашенным на мероприятие, организаторы заключают гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг, то согласно положениям пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ объектом налогообложения является соответствующее вознаграждение за выполненные работы (оказанные услуги).
При этом суммы компенсации издержек физическому лицу по упомянутому договору не являются объектом налогообложения по НДФЛ.

В большинстве своем арбитражные суды также склоняются ко второму подходу.
По обстоятельствам дела, рассмотренного ФАС Московского округа в Постановлении от 26.03.2013 N А40-37553/12-20-186, основанием для вынесения решения налогового органа о доначислении налогоплательщику сумм НДФЛ послужили выводы налогового органа о нарушении положений ст. ст. 210 и 211 НК РФ в связи с неисчислением и неудержанием НДФЛ на суммы расходов на проезд, проживание и оформление виз физическим лицам, с которыми были заключены договоры гражданско-правового характера на осуществление синхронных переводов при проведении различных мероприятий.
Признавая недействительным решение налогового органа в данной части, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что спорные расходы являются затратами налогоплательщика, произведены им в собственных интересах и не являются доходом упомянутых физических лиц.
По мнению ФАС Московского округа, судами обоснованно указано, что в силу положений ст. 211 НК РФ объект налогообложения по НДФЛ возникает в случае получения физическим лицом дохода (в том числе в натуральной форме). Поскольку налоговым органом не установлен факт использования физическим лицом оплаченных обществом услуг в личных нуждах, судами сделан вывод об отсутствии оснований для предложения удержать и перечислить сумму НДФЛ.
Как следует из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.12.2008 N Ф03-5362/2008, налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки доначислен НДФЛ в связи с тем, что налоговым агентом в нарушение п. 2 ст. 211 НК РФ не исчислен и не удержан налог с дохода, полученного физическим лицом в виде платы за проживание в гостинице. При этом указанным физическим лицом и налогоплательщиком заключен договор, на основании которого исполнитель, проживающий в другом городе, в течение года поддерживает в рабочем состоянии и модернизирует согласно требованиям заказчика компьютерную программу, заказчик же возмещает расходы по перелету и командировочные расходы, а также оплачивает оговоренную в договоре сумму вознаграждения. Оценивая данный договор, ФАС Дальневосточного округа признал его соответствующим в силу ст. ст. 702, 709 ГК РФ гражданско-правовому договору подряда, предусматривающему как выплату вознаграждения за выполнение работ (доход), так и компенсацию издержек, т.е. реально понесенных расходов, связанных с переездом исполнителя в другую местность, которые необоснованно учтены налоговым органом при определении налоговой базы. По мнению суда, указанная сумма не является доходом названного выше физического лица применительно к положениям п. 1 ст. 208 НК РФ.
В то же время нельзя обойти вниманием одно судебное решение, которое выделяется среди остальной арбитражной практики. Так, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 N А75-5232/2012 говорится, что, поскольку расходы по проезду и проживанию физических лиц при оказании услуг по договорам гражданско-правового характера непосредственно связаны с получением ими дохода по таким договорам, оплата организацией данных расходов физических лиц осуществляется непосредственно в их интересах. Следовательно, суммы оплаты налогоплательщиком-организацией расходов физических лиц, являющихся исполнителями по договорам подряда, по проезду и проживанию, а также суммы выплаченных им суточных признаются доходом, подлежащим обложению НДФЛ. По данным основаниям Восьмой арбитражный апелляционный суд признал обоснованными выводы налогового органа относительно неправомерного неудержания налогоплательщиком суммы НДФЛ.
Таким образом, учитывая разъяснения прежде всего финансового ведомства, во избежание спора с налоговым органом рекомендуем налогоплательщикам включить рассматриваемую компенсацию в налоговую базу по НДФЛ. Вместе с тем, принимая во внимание неоднозначность подхода официальных органов к этому вопросу, а также обширную судебную практику, даже если налогоплательщик не включит названную компенсацию в налоговую базу, в случае рассмотрения спора в суде необходимо исходить из следующего: доказать, что физическое лицо пользовалось оплаченными обществом услугами в личных нуждах, должен именно налоговый орган. Если таких доказательств представлено не будет, то нет и объекта обложения НДФЛ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи