Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О признании в налоговых расходах сумм таможенных пошлин, уплаченных при ввозе оборудования на территорию РФ (Гришина О.П.)

О признании в налоговых расходах сумм таможенных пошлин, уплаченных при ввозе оборудования на территорию РФ (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Организации довольно часто приобретают импортное оборудование, необходимое для предпринимательской деятельности. И помимо стоимости самого оборудования они, как правило, несут дополнительные затраты в виде расходов, связанных с его ввозом на территорию РФ, в том числе таможенных пошлин. Порядок учета последних в составе расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, нередко вызывает вопросы на практике, поскольку действующее законодательство допускает как минимум два возможных варианта их учета. Какой из них предпочесть и не угодить при этом в налоговую ловушку? Подробности - в данной статье.

Вводная информация

При ввозе импортного оборудования на таможенную территорию РФ его помещают под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий, перечисленных в п. 1 ст. 210 ТК ТС. Одним из таких условий является обязанность организации-импортера по уплате таможенных пошлин и налогов (если не установлены тарифные преференции и льготы по их уплате). По общему правилу эти платежи следует внести до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, то есть до завершения помещения товаров под таможенную процедуру (пп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).
Иначе говоря, обязанность по уплате таможенной пошлины является безусловной и возникает по мере вступления хозяйствующего субъекта (в данном случае импортера - российской организации) в правоотношения, регулируемые таможенным законодательством.
Заметим, таможенная пошлина представляет собой специфический вид обязательного фискального платежа, формирующего неналоговые доходы федерального бюджета. Это следует из положений пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС и п. 1 ст. 51 БК РФ. Подтверждает, что таможенная пошлина не является налоговым платежом (хотя, безусловно, найдется немало сторонников противоположной точки зрения, поскольку данному платежу присущи основные налоговые характеристики <1>), и тот факт, что Федеральным законом N 95-ФЗ <2> она была исключена из перечня федеральных налогов и сборов, установленного ст. 13 НК РФ. В настоящее время статус данного вида платежа для целей налогообложения прямо не определен ни в одном нормативном акте, регулирующем данную сферу.
--------------------------------
<1> В частности, уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением. Она взыскивается без встречного представления, при этом правовое регулирование отношений по ее уплате носит односторонний характер и исключает возможность субъектов таможенных правоотношений договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения.
<2> Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

Калейдоскоп налоговых норм

Как упоминалось выше, расходы в виде таможенных пошлин, уплаченных при ввозе импортного оборудования на таможенную территорию РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть признаны двумя способами.
Способ первый: на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Названный подпункт гласит: к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы таможенных пошлин и сборов, которые начислены в установленном законодательством РФ порядке.
Заметим, ни о каких конкретных ситуациях, вследствие которых у хозяйствующего субъекта возникает обязанность по уплате таких пошлин, в данной норме не говорится ни слова. В ст. 270 НК РФ, на которую в анализируемом подпункте имеется перекрестная ссылка, о таможенных пошлинах также не упоминается. Из этого можно сделать вывод: правило, установленное в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, является общим и подлежит применению вне зависимости от обстоятельств, обусловливающих возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин.
Пунктами 1, 7 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) - для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей, к которым согласно пп. 1 п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" относится и таможенная пошлина (см. также Письмо Минфина России от 24.02.2014 N 03-03-06/2/7623).
Согласно п. 1 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. То есть датой начисления таможенных пошлин является дата помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Способ второй: на основании п. 1 ст. 257 НК РФ. В соответствии с указанным пунктом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Исключение составляют НДС и акцизы (кроме случаев предусмотренных НК РФ).
Затраты, связанные с уплатой таможенных пошлин при ввозе основных средств на территорию РФ, в п. 1 ст. 257 НК РФ прямо не поименованы. Однако это не препятствует их признанию в целях налогообложения прибыли по указанному основанию. Ведь названной нормой не определен конкретный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта основных средств для целей налогового учета. Более того, формулировка рассматриваемой налоговой нормы свидетельствует о том, что перечень этих расходов является открытым.
Полагаем, сумму таможенных пошлин, уплачиваемых при ввозе основного средства на таможенную территорию РФ, можно квалифицировать в качестве расходов на доставку (так как без их уплаты ввоз имущества в Россию невозможен). Иначе говоря, таможенные пошлины, учитываемые при налогообложении прибыли на основании п. 1 ст. 257 НК РФ, включаются в первоначальную стоимость основного средства и признаются в составе налоговых расходов постепенно посредством механизма амортизации.
Итак, на основании перечисленных налоговых норм можно сделать вывод: расходы в виде уплаченных таможенных пошлин при ввозе на территорию РФ импортного оборудования (основных средств) с равными основаниями можно отнести одновременно к нескольким группам расходов. Тут самое время вспомнить о правиле, закрепленном в п. 4 ст. 252 НК РФ, которое позволяет налогоплательщику в подобной ситуации самостоятельно определить, к какой именно группе расходов он отнесет подобные затраты.
Согласно нормам налогового законодательства, казалось бы, при учете расходов в виде таможенных пошлин, уплаченных при ввозе импортируемого оборудования, у налогоплательщиков не должно возникать каких-либо проблем. Главное - выбрать порядок учета затрат и закрепить его в учетной политике. Но не тут-то было. В настоящее время официальные органы заняли по данному вопросу весьма категоричную и, увы, не самую выгодную для налогоплательщиков позицию. Примеры из арбитражной практики, в свою очередь, хоть и свидетельствуют о лояльности судей в подобных ситуациях, однако не гарантируют налогоплательщику 100%-ного успеха в случае судебного разбирательства. Ибо на уровне Президиума ВАС (позиция которого зачастую применяется как норма права всеми участниками налоговых правоотношений) обозначенная проблема не анализировалась.

Таможенные пошлины учитываются в первоначальной стоимости

К такому выводу приходят контролирующие органы в своих письменных разъяснениях (а их немало), посвященных данному вопросу.
Пример - недавнее Письмо ФНС России от 22.04.2014 N ГД-4-3/7660@. В нем налоговое ведомство в обоснование своей точки зрения сослалось на вывод, сделанный Минфином России в Письме от 08.07.2011 N 03-03-06/1/413. Суть его заключается в следующем: таможенные пошлины, уплаченные при ввозе импортного оборудования, являются расходами, непосредственно связанными с его приобретением и возможностью использования. Добавим, что подобные умозаключения можно увидеть в Письмах Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/1/417, от 22.04.2008 N 03-03-06/1/286.
Аргументируя свою позицию, контролеры, как правило, цитируют положения ПБУ 6/01 "Основные средства" <3>. И понятно почему - согласно п. 8 названного ПБУ фактическими затратами на приобретение основных средств являются, в частности, таможенные пошлины и сборы.
--------------------------------
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Между тем налоговые нормы (ст. 257 НК РФ) подобной оговорки не содержат (в отличие от материально-производственных запасов, стоимость которых, согласно п. 2 ст. 254 НК РФ, определяется исходя из цен их приобретения, включая ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением этих запасов). Отсутствует в п. 1 ст. 257 и перекрестная ссылка на то, что формирование первоначальной стоимости основного средства осуществляется по правилам, установленным в бухгалтерском стандарте.
Поэтому категоричность официальных органов по данному вопросу, по мнению автора, ничем не оправдана. Возможность признания суммы таможенных платежей в первоначальной стоимости импортируемого оборудования - лишь один из двух вариантов учета рассматриваемых расходов для целей налогообложения прибыли.
Автор считает надуманным и другой аргумент, приведенный в Письме ФНС России N ГД-4-3/7660@, который звучит так: специальные положения (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), устанавливающие единовременное признание в составе налоговых расходов суммы таможенных пошлин, предусмотрены для иных случаев.
Из совокупности положений пп. 1 п. 1 ст. 264 и п. 5 ст. 270 НК РФ следует, что в составе расходов не признаются затраты на приобретение и создание амортизируемого имущества. О затратах, связанных с доставкой такого имущества, в последней из приведенных налоговых норм (в отличие от п. 1 ст. 257 НК РФ) не упоминается (как указывалось выше, сумма таможенных пошлин по своему характеру непосредственно связана с доставкой (ввозом) амортизируемого имущества на таможенную территорию РФ).
Другими словами, контролирующие органы теперь легко и непринужденно используют в своих интересах нечеткость в формулировках налоговых правил, игнорируя при этом положения п. 7 ст. 3 НК РФ.
Справедливости ради следует отметить, что ранее чиновники Минфина России были менее категоричны и допускали возможность применения для учета спорных затрат одного из двух вариантов при условии закрепления его в учетной политике (Письмо от 20.02.2006 N 03-03-04/1/130). Однако впоследствии финансисты, как видим, от этой точки зрения отказались.

Таможенные пошлины могут быть признаны единовременно

Арбитры признают правомерным такой порядок учета в налоговых расходах сумм таможенных пошлин. Для примера приведем несколько судебных актов.
Первое решение, о котором, считаем, следует упомянуть, - Постановление ФАС ДВО от 26.12.2013 N Ф03-6587/2013 (цена вопроса - 3450 тыс. руб.). Арбитры сочли правомерными действия налогоплательщика, который учел таможенные пошлины, уплаченные при ввозе оборудования, в составе прочих расходов. При этом они привели следующие аргументы:
- в ст. 257 НК РФ отсутствует прямая ссылка на то, что таможенная пошлина, уплаченная в связи с приобретением основных средств, учитывается в составе первоначальной стоимости этого имущества;
- ст. 264 НК РФ установлена прямая норма, в соответствии с которой к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся уплаченные таможенные пошлины;
- п. 4 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Указали арбитры и на положения п. 7 ст. 3 НК РФ, предусматривающего, что все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В части отражения в учетной политике выбранного варианта учета рассматриваемых затрат арбитры ФАС ДВО указали следующее: отсутствие в учетной политике налогоплательщика порядка учета таможенных пошлин в составе прочих расходов не свидетельствует об отсутствии у него права по отнесению уплаченных пошлин в состав прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Схожие выводы при рассмотрении аналогичных споров приведены в других судебных актах, например, в Постановлениях ФАС СЗО от 03.04.2012 N А56-25929/2011, ФАС УО от 13.09.2011 N Ф09-5521/11, ФАС МО от 09.08.2011 N КА-А40/8328-11, ФАС ПО от 14.01.2010 N А65-12101/2009. Правда, в них сделан акцент на том, что свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике.

* * *

Подведем итоги. При покупке оборудования за рубежом перед российским налогоплательщиком встает задача по организации учета затрат, связанных с его приобретением, доставкой и доведением до состояния, пригодного для использования. В частности, таможенных пошлин, которые в обязательном порядке уплачиваются при ввозе оборудования на территорию России. В бухгалтерском учете эти платежи в силу прямых указаний, содержащихся в ПБУ 6/01, должны быть включены в первоначальную стоимость основных средств. В налоговом учете есть варианты: их можно учесть единовременно в составе прочих расходов или признавать постепенно при помощи механизма амортизации. Но так считают налогоплательщики и окружные суды. Официальные органы (Минфин и ФНС), проявляя солидарность, настаивают лишь на одном варианте - на включении таможенных платежей в первоначальную стоимость основных средств.
Плюсы и минусы каждого из упомянутых вариантов очевидны - либо экономия на налоговых платежах и споры с контролерами, либо равномерное признание затрат, перенос которых на издержки растянется на годы. Выбор за налогоплательщиком.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи