Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Расходы на модернизацию малоценного имущества (Мисникович Л.Н.)

Расходы на модернизацию малоценного имущества (Мисникович Л.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

На практике компании часто сталкиваются с ситуациями, когда ранее учтенное в качестве МПЗ имущество приходится модернизировать. При этом стоимость модернизации может значительно превышать первоначальную стоимость имущества и составлять существенную сумму. В данном случае возникает вопрос о бухгалтерском и налоговом учете операции по модернизации такого имущества. В частности, можно ли учесть расходы на модернизацию МПЗ единовременно в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией? Или же в данном случае создается новый объект, который включается в состав амортизируемого имущества?

Бухгалтерский учет

Нормы бухгалтерского учета не содержат прямых разъяснений по вопросу учета расходов на модернизацию малоценных объектов ОС, стоимость которых была включена в состав материальных расходов.
Согласно п. 27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <1> затраты на модернизацию объекта ОС после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС.
--------------------------------
<1> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Зачастую на основании п. 5 ПБУ 6/01 и положений учетной политики компании относят малоценные объекты ОС к МПЗ (поскольку их стоимость составляет менее 40 000 руб.) и единовременно списывают расходы на их приобретение на затраты.
Учитывая то, что в бухгалтерском учете данный актив не был отражен в составе объектов ОС (а был учтен как МПЗ), компания осуществляет модернизацию МПЗ, а не основного средства. Следовательно, расходы на модернизацию такого объекта не должны учитываться по правилам ПБУ 6/01, то есть не должны увеличивать его первоначальную стоимость. К данному объекту с момента принятия его в состав МПЗ применяются правила ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <2>. При этом изменения фактической себестоимости МПЗ, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету, законодательством не предусмотрено (п. 12 ПБУ 5/01).
--------------------------------
<2> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

Следовательно, по мнению автора, нужно учесть расходы на модернизацию таких объектов в бухгалтерском учете в составе текущих расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" <3>) и отразить их на счетах учета затрат независимо от величины таких расходов. То есть договорная стоимость работ (без НДС), выполненных специализированной организацией, отражается по дебету счета 20 "Основное производство" (счета 25 "Общепроизводственные расходы") в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов <4>).
--------------------------------
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
<4> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Налоговый учет

Затраты на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов в полной сумме в момент его ввода в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
При этом нормы НК РФ не содержат прямых разъяснений по вопросу учета расходов на модернизацию малоценных объектов ОС, стоимость которых была включена в состав материальных расходов.
После проведения модернизации (реконструкции) организация может увеличить только стоимость объектов, являющихся ОС (п. 2 ст. 257 НК РФ). При этом понятие модернизации (реконструкции и др.) используется в гл. 25 НК РФ только применительно к ОС. Вновь вводимые в эксплуатацию после 01.01.2011 объекты ОС стоимостью менее 40 000 руб. для целей применения данной главы не признаются основными средствами. Следовательно, некорректно говорить о модернизации (реконструкции и др.) таких объектов. Так как актив изначально был учтен как МПЗ, его модернизация (реконструкция) не может привести к необходимости его перевода из МПЗ в состав ОС.
Основания для увеличения первоначальной стоимости указанного актива на сумму затрат на его модернизацию или реконструкцию отсутствуют, поскольку в налоговом (как и в бухгалтерском) учете стоимость МПЗ впоследствии не пересматривается. Соответственно, произведенные расходы, если они являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ (или на последнее число отчетного периода, в котором выполнены данные работы) (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Необходимо учитывать, что мнение Минфина относительно рассматриваемого вопроса в разных периодах было различным.
Согласно позиции, которую ведомство изложило в своих ранних Письмах от 09.06.2004 N 03-02-05/3/50, от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/169, в случае, если сумма понесенных расходов на модернизацию актива, ранее списанного в качестве материального расхода, составляет менее 10 000 руб., амортизируемое имущество не создается (п. 1 ст. 256 НК РФ). Расходы на модернизацию в этом случае учитываются в составе текущих расходов, если они удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Если сумма расходов, понесенных на модернизацию объекта ОС, составляет более 10 000 руб., создается новый объект ОС, который согласно п. 1 ст. 256 НК РФ включается в состав амортизируемого имущества. Формируется первоначальная стоимость указанного объекта, равная сумме, затраченной на модернизацию (без учета первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов). Отметим, что в период подготовки данных разъяснений стоимостный критерий для признания имущества амортизируемым был установлен в размере 10 000 руб.
С 01.01.2011 стоимостный критерий для признания имущества амортизируемым изменился. Амортизируемым имуществом является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ). Поэтому указанные выше Письма Минфина следует рассматривать с учетом данных изменений.
В своих более поздних письмах финансовое ведомство изменило свою позицию, исходя из которой, поскольку расходы на приобретение ОС первоначальной стоимостью менее 40 000 руб. (до 2011 г. - менее 20 000 руб., до 2008 г. - менее 10 000 руб.) списываются единовременно в состав материальных расходов (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ), расходы на модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) таких ОС (в любом размере) также подлежат включению в состав текущих расходов отчетного (налогового) периода. Если указанные расходы являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, они могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Данная позиция изложена в Письмах Минфина России от 04.10.2010 N 03-03-06/1/624, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173, от 02.04.2009 N 03-03-06/2/74, от 15.01.2009 N 03-03-06/1/16, от 26.11.2008 N 03-03-06/1/651. Финансовое ведомство и ранее в некоторых своих письмах придерживалось данного мнения (Письма от 19.12.2007 N 03-03-06/1/879, от 07.05.2007 N 03-03-06/1/266). При этом столичные налоговики в ряде разъяснений поддерживают позицию финансового ведомства (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.2010 N 16-15/102337@).
Судебная практика по данному вопросу немногочисленна. В Постановлении от 30.10.2013 N 09АП-28615/2013 по делу N А40-172861/12 Девятый арбитражный апелляционный суд, сославшись на данные разъяснения Минфина, подтвердил возможность единовременного учета расходов на реконструкцию в аналогичной ситуации (Постановлением ФАС МО от 17.02.2014 N Ф05-77/2014 данное Постановление оставлено без изменения).
С учетом вышеизложенного компания вправе единовременно учесть расходы на модернизацию малоценного имущества в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Однако нельзя исключить претензии со стороны налоговых органов как в случае единовременного списания расходов на модернизацию, так и в случае их списания путем начисления амортизации, поскольку контролирующие органы в каждом из указанных вариантов могут занять позицию, противоположную выбранной компанией.

* * *

Итак, правила как бухгалтерского, так и налогового учета не уточняют порядок отражения расходов на модернизацию в случае, когда малоценное ОС было учтено в качестве МПЗ и его стоимость была единовременно списана на расходы.
По мнению автора, расходы на модернизацию такого имущества следует учесть в бухгалтерском учете в составе текущих расходов по обычным видам деятельности на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ.
Для целей налогового учета произведенные расходы, если они являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, могут быть единовременно учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ (или на последнее число отчетного периода, в котором проведены данные работы). При этом нельзя полностью исключить риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи