Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Безопасность дороги - в зоне ответственности коммунальных служб (Козырева С.Н.)

Безопасность дороги - в зоне ответственности коммунальных служб (Козырева С.Н.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

Постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 N 13047/13 - документ, на который следует обратить внимание организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы систем водоснабжения и водоотведения. Какой вывод в нем содержится? В чем его прикладное значение?

Все началось с дорожно-транспортного происшествия, а именно с наезда автомобиля на канализационный люк, в результате чего машина получила механические повреждения, а ее владелец понес ущерб. По заявлению автолюбителя управление ГИБДД провело проверку и зафиксировало отклонение крышки люка смотрового колодца от уровня дорожного покрытия более чем на 2 см. Это послужило поводом для привлечения организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ. Штраф налагается за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Суд первой инстанции подтвердил правомерность действий чиновников, но уменьшил размер штрафа с 30 000 до 20 000 руб. Напротив, суд апелляционной инстанции посчитал, что организация ВКХ не может рассматриваться как субъект правонарушения, и отменил решение нижестоящего суда. Президиум ВАС поставил точку в этом споре, разъяснив, что именно владелец инженерных коммуникаций в данной ситуации является правонарушителем, и оставил без изменения решение суда первой инстанции. Цепочка аргументов была следующей.
Ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Отсюда следует вывод, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог.
Не допускается отклонения крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более чем на 2 см (п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения").
Эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого ими с владельцем автомобильной дороги (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
В свою очередь, проверка технического состояния колодцев, наличие и плотность прилегания крышек, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц и выполнение по результатам проверки мероприятий по техническому содержанию, ремонту представляют собой элементы технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (см. п. 2.10 МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168).
Одновременно в местных правилах благоустройства четко сказано, что организации, в ведении которых находятся подземные сети, обязаны устанавливать и содержать люки смотровых колодцев и дождеприемники ливневых колодцев на уровне покрытий дорог, тротуаров, площадок, в других местах - на уровне существующего рельефа местности (п. 7.5 Правил благоустройства территории городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.07.2012 N 114).
Все изложенное позволило Президиуму ВАС прийти к выводу, что предприятие ВКХ осуществляет эксплуатацию инженерных коммуникаций в границе полосы отвода автомобильной дороги и, следовательно, обязано содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Нарушение таких требований влечет наложение на него административного штрафа.
Признаны неправомерными выводы суда апелляционной инстанции о том, что предприятие ВКХ не может быть субъектом правонарушения. Обоснование следующее. Владельцем автомобильных дорог является местная администрация, содержание автодорог относится к вопросам местного значения, а причиной ДТП стало не техническое состояние колодца и люка (наличие и плотность прилегания крышек), за состояние которых несет ответственность предприятие ВКХ, а отклонение крышки относительно уровня покрытия более чем на 2 см.
Обратим особое внимание, что с 01.09.2013 размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 12.34 КоАП РФ, для юридических лиц возрос на порядок - до 300 000 руб. Еще один момент следует учитывать организациям, эксплуатирующим смотровые колодцы: установление их вины в причинении ущерба автотранспортному средству в результате ДТП (наезда на люк смотрового колодца, находящийся в ненадлежащем состоянии) означает необходимость возмещения такого ущерба потерпевшему. В качестве примера приведем Апелляционное определение Самарского областного суда от 05.09.2013 по делу N 33-8341/2013. Суд взыскал с организации, эксплуатирующей канализационные колодцы, ущерб, причиненный в результате ДТП (наезда на открытый люк канализационного колодца). Примечательно, что такой организацией являлась компания, управлявшая МКД, поскольку согласно акту границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, подписанному руководителями УК и предприятия ВКХ и не оспоренному, спорный колодец обслуживается УК. Здесь уместно вспомнить о проблеме согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности инженерных сетей, снабжающих МКД. Подробно она освещалась в одноименной статье Е.В. Шоломовой в N 4, 2014. В аналогичной ситуации оказалось предприятие ВКХ в деле N А56-55483/2011, рассмотренном в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012. Еще один пример - Постановление ФАС СЗО от 17.05.2010 по делу N А44-895/2009, в котором в качестве причины ДТП было названо ненадлежащее состояние бесхозяйного колодца ливневой канализации, вследствие чего ущерб возмещал орган местного самоуправления.

* * *

Закон предъявляет требования к состоянию люков смотровых колодцев систем водоснабжения и водоотведения. Если такие колодцы находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги, добавляются также требования безопасности дорожного движения. Ответственным за содержание крышек колодцев в надлежащем состоянии является эксплуатирующее колодцы лицо (предприятие ВКХ, УК или ТСЖ, орган местного самоуправления, если конкретный участок сетей бесхозяйный), а не лицо, ответственное за содержание самой дороги. Именно эксплуатирующее инженерные сети лицо подлежит административной ответственности (штраф по ст. 12.34 КоАП РФ), а также гражданско-правовой ответственности (возмещение ущерба, причиненного транспортному средству в результате наезда на люк).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи