Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Правовые формы предпринимательской деятельности > Акционерное общество > Взыскание дивидендов с общества

Взыскание дивидендов с общества

Дата размещения статьи: 10.01.2013

Д. КОСИХИН

Я акционер предприятия ОАО "Серп и молот". Прошло годовое собрание в заочной форме. Когда я могу требовать выплаты дивидендов? Могут ли мне отказать и в каких случаях?
А.Тимофеева, г. Орехово-Зуево

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям).
Полученная по итогам финансового года чистая прибыль может быть распределена акционерным обществом различными способами. Она может быть полностью или частично направлена на создание резервного фонда, развитие общества, выплачена акционерам в качестве дивидендов или распределена иным образом.
Наиболее распространенным способом распределения прибыли является выплата дивидендов акционерам. Общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и по результатам финансового года принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям (п. 1 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами или иным имуществом, если такая возможность предусмотрена уставом.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона N 208-ФЗ решения о выплате дивидендов принимаются общим собранием акционеров. В своем решении общее собрание акционеров определяет:
- необходимость уплаты дивидендов;
- размер дивидендов;
- форму выплаты по акциям каждой категории (типа);
- срок и порядок выплаты дивидендов;
- утверждает список лиц, имеющих право на получение дивидендов. Список утверждается на дату составления списка лиц, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров, на котором принимается решение о выплате соответствующих дивидендов (абз. 2 п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).
Зачастую в акционерных обществах по-разному воспринимают выплату дивидендов - является ли это правом или обязанностью общества? По смыслу норм Закона N 208-ФЗ право акционера требовать выплаты дивидендов возникает только в случае принятия акционерным обществом решения об их выплате и размере. При этом акционерное общество вправе, но не обязано принять такое решение. То есть общество в лице его высшего органа управления - общего собрания акционеров, исходя из экономической ситуации, результатов финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно принимает решение о выплате дивидендов. Эта точка зрения используется и в судебной практике.
Так, ФАС ВСО в Постановлении от 01.09.2009 N А33-9804/08 указал, что принятие решения о выплате дивидендов акционерам является правом, а не обязанностью общества, суд не вправе проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых советом директоров и общим собранием акционеров. Решение о выплате дивидендов по результатам отчетного периода финансового года может быть принято в течение трех месяцев после окончания соответствующего периода (п. 1 ст. 42 Закона N 208-ФЗ). Существуют установленные законом ограничения на выплату дивидендов. Так, согласно ст. 43 Закона N 208-ФЗ общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям:
- до полной оплаты всего уставного капитала общества;
- до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 76 Закона N 208-ФЗ. К таким случаям относятся реорганизация общества или совершение крупной сделки, внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции, ограничивающие права акционеров, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании (п. 1 ст. 75 Закона N 208-ФЗ);
- если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
- если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда, превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Данные ограничения устанавливаются для того, чтобы предотвратить использование дополнительных прав по вопросам распределения получаемой прибыли во вред обществу.
Немаловажным является и вопрос о размере выплачиваемых дивидендов. Решение о размере дивидендов принимается общим собранием акционеров и не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества. (п. 3 ст. 42 Закона N 208-ФЗ). На практике при определении размера дивидендов возникают споры, касающиеся требования акционера о включении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о размере дивидендов. Это связано с тем, что в соответствии с п. 1 ст. 53 Закона N 208-ФЗ акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем двух процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров. Однако суды при решении подобного рода вопросов придерживаются той точки зрения, что вопрос размера выплаты дивидендов отнесен к компетенции совета директоров общества и, следовательно, акционер не вправе требовать включения в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о размере выплачиваемых дивидендов.
Срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате. В случае если срок выплаты дивидендов уставом или решением общего собрания акционеров об их выплате не определен, он считается равным 60 дням со дня принятия решения о выплате дивидендов (п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).
Порядок выплаты дивидендов претерпел в последнее время некоторые изменения. Так, ст. 42 Закона N 208-ФЗ дополнена пунктом, который определил, что в случае, если в течение срока выплаты дивидендов, определенного в решении общего собрания, объявленные дивиденды не выплачены лицу, включенному в список лиц, имеющих право получения дивидендов, такое лицо вправе обратиться в течение трех лет после истечения указанного срока к обществу с требованием о выплате ему объявленных дивидендов. Уставом может быть предусмотрен более продолжительный срок для обращения с данным требованием, но не более пяти лет со дня истечения срока выплаты дивидендов, определенного в решении общего собрания, в соответствии с п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ.
Также в Законе N 208-ФЗ появилась новая норма о том, что общество не вправе предоставлять преимущество в сроках выплат дивидендов отдельным владельцам акций одной категории (типа). Выплата объявленных дивидендов по акциям каждой категории (типа) должна осуществляться одновременно всем владельцам акций данной категории (типа) (п. 4 ст. 42 Закона N 208-ФЗ в редакции Закона N 409-ФЗ).
По истечении указанного срока объявленные и невостребованные акционером дивиденды восстанавливаются в составе нераспределенной прибыли общества (п. 5 ст. 42 Закона N 208-ФЗ).
Таким образом, в случае невыплаты объявленных дивидендов в установленный срок Вы, как акционер, вправе обратиться с иском в суд о взыскании с общества причитающейся Вам суммы дивидендов, а также процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании ст. 395 ГК РФ. Проценты подлежат начислению за период просрочки выплаты дивидендов, исчисляемый со дня, следующего за днем окончания установленного срока их выплаты (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения ФЗ "Об акционерных обществах").

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


Основания принудительного выкупа акций миноритарных акционеров в России и ЕС (Товмасян А.М.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Правовое регулирование деятельности акционерных обществ в связи с реформированием гражданского законодательства (Лядская Н.В.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

подробнее>>

О статусе акционерного общества (Вавулин Д.А., Матвеева М.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

подробнее>>

Время выплачивать дивиденды (Петрова О.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

подробнее>>

Финансирование акционерного общества. Вклады в имущество, не увеличивающие уставный капитал общества (Семенихин В.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи