Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав граждан (Комин Л.В.)

Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав граждан (Комин Л.В.)

Дата размещения статьи: 14.07.2014

Практика прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных нарушениях жилищного законодательства. Они случаются при постановке и снятии с учета нуждающихся граждан; обеспечении жильем проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях; при создании и деятельности организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание; при проведении процедур выбора собственниками способа управления домами; при выборе управляющих организаций; при владении общим имуществом; при предоставлении гражданам коммунальных услуг; при взимании с них платы.
Особое внимание Генеральной прокуратурой Российской Федерации уделяется вопросам защиты прав ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ. Прокуроры выявляют нарушения, связанные с отказами органов местного самоуправления в постановке ветеранов на жилищный учет. В отдельных случаях вопросы постановки ветеранов на учет решаются формально без учета фактического состояния жилья. Допускаются нарушения, связанные с предоставлением гражданам субсидий на приобретение жилья.
Так, во Владимирской области Суздальским межрайонным прокурором установлено, что 91-летнему ветерану войны отказано в постановке на учет. Администрация Суздаля мотивировала свои действия тем, что ветеран умышленно ухудшил жилищные условия, поскольку после регистрации в занимаемой им квартире еще пятерых человек обеспеченность общей площадью на одного члена семьи стала меньше учетной нормы. При этом не было принято во внимание, что действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, совершены не ветераном, а собственниками жилья и они были обусловлены объективными обстоятельствами. Прокурором было предъявлено заявление о признании отказа администрации незаконным. Суд его удовлетворил. Ветеран получил субсидию в 1 млн. руб. и приобрел квартиру в Суздале.
По поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой г. Москвы в 2012 году выявлено, что в столице скидка в размере 50% по оплате жилья и отопления предоставляется ветеранам труда исходя из размера их доли в праве общей долевой собственности на квартиру, а не от занимаемой общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы площади жилья. В целях восстановления нарушенных прав ветерана Тушинской межрайонной прокуратурой предъявлено исковое заявление в суд о предоставлении ему скидки. Районный суд исковые требования удовлетворил. Управляющая организация обязана с мая 2009 года предоставить ветерану скидку в размере 50% по оплате услуги "содержание и ремонт жилого помещения" и "отопление" в пределах социальной нормы общей площади занимаемой квартиры 42 (с учетом члена его семьи) и 33 кв. м соответственно. По этой проблеме столичным прокурорам направлено соответствующее информационное письмо.
В Ростовской области выявлены нарушения закона при расчете и выплате компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений. Прокуратура внесла губернатору области представление об устранении нарушений прав педагогических работников на такую компенсацию. По результатам рассмотрения правительством области произведен расчет размера средств областного бюджета, необходимых для предоставления компенсации независимо от размера площади жилища и количества проживающих с работниками членов семьи. Законодательным собранием Ростовской области внесены изменения в Областной закон "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов", которым предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований более чем на 18,7 млн. рублей на меры социальной поддержки. Кроме того, правительством области подготовлены изменения в закон Ростовской области, согласно которым компенсация осуществляется с учетом совместно проживающих членов семьи педагогического работника и в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, независимо от регионального стандарта социальной площади жилья. Областной закон принят Законодательным собранием Ростовской области и вступил в силу.
Наши проверки показали, что управляющие организации незаконно взимают плату за содержание жилых помещений и предоставляют некачественные коммунальные услуги. По таким нарушениям приняты меры в Брянской, Саратовской, Свердловской областях и других субъектах. Так, по представлению прокурора произведен перерасчет необоснованно начисленных ООО "УК Вахитовского района" жителям г. Казани платежей за техническое обслуживание общедомовых приборов учета на сумму свыше 1,4 млн. рублей.
Распространенный характер носят нарушения, связанные с выбором управляющих компаний (Чеченская Республика, Иркутская область, Москва). По протесту прокурора отменено постановление администрации Ижевска, которым 898 многоквартирных домов без согласия собственников жилых помещений переданы во временное управление МУП "Спецдомоуправление".
Допускаемые управляющими организациями нарушения в ряде случаев являются следствием неисполнения своих функций органами государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В этой связи по требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечены должностные лица жилищных инспекций в Республиках Марий Эл, Татарстан, Алтайском крае, Рязанской области.
Массовость нарушений в деятельности управляющих организаций обусловлена укрытием своей деятельности. Такие факты установлены практически во всех субъектах Российской Федерации. Так, прокурорами Ростовской области возбуждено 69 дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами), внесено 140 представлений, по результатам их рассмотрения привлечено к дисциплинарной ответственности 50 должностных лиц.
Всего в минувшем году органами прокуратуры внесено свыше 30 тыс. представлений, в суды направлено более 21,2 тыс. исков и заявлений, принесено 1,6 тыс. протестов на незаконные правовые акты. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 31,4 тыс. виновных должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 500 уголовных дел.
Одной из основных причин, способствующих совершению правонарушений в указанной сфере, является неисполнение своих функций контролирующими органами. Поскольку подмена контролирующих органов и дублирование их функций при осуществлении надзорных мероприятий недопустимы, роль органов прокуратуры в противодействии этим правонарушениям в основном должна состоять в надзоре за исполнением законов контролирующими органами. Первостепенное значение при этом должно придаваться выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений в указанной сфере, проверке законности и полноты принятых этими органами мер по устранению нарушений.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


27 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1120504-7 "О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

В соответствии с международными соглашениями с 22 августа 2021 г. должно быть разрешено коммерческое присутствие иностранных страховых организаций путем создания филиалов на территории России. Цель законопроекта - исполнение обязательств Российской Федерации в рамках членства в ВТО, путем создания сопоставимых условий деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, а также расширение перечня страховых услуг и их доступности.




22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 



В центре внимания:


Управление арестованным и конфискованным имуществом: проблемы и пути их разрешения (Зяблина М.В., Великая Е.В.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Правовая природа дохода, получаемого от участия в хозяйственном обществе (Кручинина Н.В., Воробьева Я.А.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Экстремизм как угроза национальной безопасности государства (Бааль Н.Б.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Исковая давность на требование о признании вещного права отсутствующим (Подшивалов Т.П.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>

Независимая гарантия и поручительство: о целесообразности создания единого личного способа обеспечения обязательства в российском гражданском праве (Трезубов Е.С.)

Дата размещения статьи: 28.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.