Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание (Кабанов П.А.)

Антикоррупционная агитация как информационное средство противодействия коррупции: понятие и содержание (Кабанов П.А.)

Дата размещения статьи: 17.07.2014

Противодействие коррупции - одно из не многих направлений современной государственной политики, без повышения эффективности которого невозможно дальнейшее цивилизованное развитие системы социального управления. Поэтому большинство государств мира, используя наколенный национальный, региональный и международный опыт, формируют и реализуют собственную национальную антикоррупционную политику, активно привлекая имеющиеся в их распоряжении антикоррупционные инструменты <1> и ресурсы. Среди антикоррупционных инструментов особое место занимает информационно-пропагандистская составляющая противодействия коррупции <2>. Практически нет ни одного государства, где не существовало бы информационного сопровождения системы противодействия коррупции и использования информационных технологии для пропаганды антикоррупционных идей и взглядов <3>. Хотя крупных научных исследований проблемы информационного обеспечения национальной государственной политики противодействия коррупции практически не проводилось, имеются лишь небольшие по объему публикации российских <4> и китайских специалистов <5> по вопросам антикоррупционной пропаганды, отдельным аспектам использования наиболее распространенных видов социальной антикоррупционной рекламы <6> и некоторым иным наиболее важным вопросам этого вида деятельности <7>.
--------------------------------
<1> Антикоррупционный набор инструментов (июнь 2001 г.) // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов / Сост. В.С. Овчинский. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 265.
<2> Kamara By Alpha Bedoh. Stop tribal propaganda to stop corruption! // Africa Young Voices. 2013. 6 aug.
<3> Талапина Э.В., Антопольский А.А. Информационное обеспечение противодействия коррупции. Обзор законодательства Российской Федерации. М., 2009.
<4> Горшенков Г.Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. N 10. С. 32 - 38; Его же. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. N 4 (16). С. 39 - 46; Миннахметов И.З. Антикоррупционная пропаганда в СМИ Республики Татарстан // Реализация антикоррупционной политики в Республике Татарстан. Информационный бюллетень: Вып. 2 / Отв. ред. И.И. Бикеев. Казань, 2012. С. 73 - 81; Кабанов П.А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. N 9. С. 1130 - 1138; Его же. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. N 9. С. 878 - 884.
<5> Dai Ninghua. Exploration of Innovating Anti-corruption Propaganda Methods // Anti-corruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 58 - 79; Yjng Chen. Systems Used to Improve the Scientific Level of Anti-corruption Propaganda and Education - Based an the System Construction of Anticorruption Propaganda and Education in Nantong City // Anticorruption and Integrity Culture Studies. 2012. N 1. P. 81 - 86.
<6> Zengtian Zhang, Xingxing Su. Strategy for Anti-corruption Advertising in Hong Kong and its Enlightenment // Anticorruption and Integrity Culture Studies. 2010. N 3. P. 87 - 96.
<7> Азаров М.С. Мониторинг информационного обеспечения противодействия коррупции в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Информационное право. 2011. N 1. С. 17 - 19; Костенников М.В., Куракин А.В., Гулешов Г.Н., Несмелов П.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 25 - 39. N 11. С. 14 - 33; Римский В.Л. Системность российской коррупции и возможности средств массовой информации противодействия ей // Следователь. 2009. N 2 (130). С. 42 - 49.

К сожалению, вне научных интересов отечественных и зарубежных специалистов остаются исследования в области антикоррупционной агитации, антикоррупционного информирования и антикоррупционной пропаганды как средств повышения эффективности национальной антикоррупционной политики. Поэтому крупных исследований, посвященных анализу массово-коммуникативного направления антикоррупционной деятельности, не имеется. Это обстоятельство и побудило нас к подготовке небольшого исследования одного из названных выше направлений массово-коммуникативной антикоррупционной деятельности - антикоррупционной агитации. Цель нашего исследования на данном этапе сводится лишь к тому, чтобы определиться с правовым понятием антикоррупционной агитации и раскрыть его сущностное содержание. Для этой цели мы проанализируем региональные и муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления антикоррупционной агитации, а с помощью сравнительно-правового метода, методов структурного и системного анализа документов осуществить это исследование.
Наше обращение к информационным правовым системам "Гарант", "КонсультантПлюс" и "Право.ru" показало, что в 180 региональных и муниципальных нормативных правовых актах по вопросам, связанным с противодействием коррупции, встречается упоминание об антикоррупционной агитации или схожих с ней терминов и словосочетаний. При этом содержание этих терминов, как и словосочетания "антикоррупционная агитация", в данных нормативных правовых актах не раскрывается, имеются лишь единичные указания на формы, средства и способы ее осуществления.
Проведенный нами сравнительно-правовой анализ региональных и муниципальных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции показал, что региональные и муниципальные правотворческие органы вкладывают разную смысловую нагрузку в предлагаемые ими термины и словосочетания, связанные с организацией и осуществлением антикоррупционной агитации. В одних случаях антикоррупционная агитация рассматривается как форма антикоррупционного воспитания и антикоррупционной пропаганды. Так, законодатели Иркутской области в статье 12 Закона "О противодействий коррупции в Иркутской области" указывают на то, что антикоррупционная агитация - это одна из форм антикоррупционного воспитания и антикоррупционной пропаганды <8>. Другие полагают, что антикоррупционная агитация является средством формирования антикоррупционного поведения населения, государственных и муниципальных служащих <9>. Об этом предназначении антикоррупционной агитации упоминается в 89, или 49,4%, нормативных правовых актах регионального и муниципального уровня. Третьи полагают, что антикоррупционная агитация - это средство формирования антикоррупционного мировоззрения <10>. Четвертые убеждены, что антикоррупционная агитация - это форма содействия правоохранительным органам в деятельности по выявлению и пресечению коррупции <11>. Сам же термин "антикоррупционная агитация" используется только в одном нормативном правовом акте, да и то уже утратившем юридическую силу - Программе противодействия коррупции в Орловской области на 2011 - 2015 годы, в которой не только не раскрывается содержание этой правовой дефиниции, но даже не указываются ее средства и формы осуществления <12>.
--------------------------------
<8> Закон Иркутской области от 13 октября 2010 года N 92-ОЗ "О противодействии коррупции в Иркутской области" // Областная. 2010. 20 окт.
<9> Постановление главы городского поселения Павловский Посад Павло-Посадского муниципального района Московской области от 17 апреля 2013 года N 265 "Об организации деятельности Совета по противодействию коррупции в городе Павловский Посад" // Колокольня. 2013. 2 мая; Постановление главы городского поселения Каширы Каширского муниципального района Московской области от 10 июля 2012 года N 668-гп "О Совете по противодействию коррупции" // Городское поселение Кашира. 2012. 5 окт.; Указ губернатора Свердловской области от 9 сентября 2008 года N 982-УГ (в ред. от 06.02.2013 N 52-УГ) "О Совете при губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции" // Областная газета. 2008. 16 сент.; Постановление губернатора Самарской области от 4 мая 2009 года N 51 "Об областной межведомственной комиссии по противодействию коррупции" // Волжская коммуна. 2009. 7 мая; Постановление Правительства Пензенской области от 19 августа 2008 года N 521 "О Совете при Правительстве Пензенской области по противодействию коррупции" // Пензенские губернские ведомости. 2008. 2 сент.; Указ губернатора Пермского края от 23 марта 2012 года N 19 "Об утверждении Программы мероприятий по противодействию коррупции в Пермском крае на 2012 - 2013 годы" // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 2012. 26 марта; Постановление губернатора Мурманской области от 14 ноября 2006 года N 202-ПГ (в ред. от 03.09.2013 N 143-ПГ) "О Межведомственном совете по противодействию коррупции в Мурманской области" // Мурманский вестник. 2006. 22 нояб.; Постановление администрации города Мурманск от 18 августа 2009 года N 774 (в ред. от 15.05.2013) "О Межведомственном совете по противодействию коррупции и криминализации экономики в муниципальном образовании "Город Мурманск" // Вечерний Мурманск. 2009. 28 авг.; и др.
<10> Постановление губернатора Волгоградской области от 29 декабря 2012 года N 1439 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2013 - 2015 годы" // Волгоградская правда. 2013. 16 янв.
<11> Решение Антикоррупционной комиссии Республики Башкортостан от 15 августа 2008 года N 2 "О деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции" // Документ официально опубликован не был и находится в личном архиве автора.
<12> Постановление правительства Орловской области от 28 сентября 2010 года N 339 "Об утверждении целевой программы "О противодействии коррупции в Орловской области на 2011 - 2015 годы".

В региональных и муниципальных нормативных правовых актах не редко встречаются и другие термины и словосочетания, связанные с организацией и осуществлением антикоррупционной агитации. Например, "наглядная агитация по тематике противодействия коррупции" <13>, "агитационно-пропагандистские материалы антикоррупционной направленности" <14>, "агитационно-пропагандистские средства, используемые для профилактики и предупреждения коррупции" <15>, "агитационные средства для проведения мероприятии по профилактике коррупции" <16>, "агитационные материалы антикоррупционной направленности" <17> и "антикоррупционный агитационный плакат" <18>. В представленных словосочетаниях в основном говорится о формах (наглядная) и средствах (материалы, плакат) антикоррупционной агитации, которые уточняют ее инструментальный характер. Однако по указанным выше признакам, имеющимся в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, практически невозможно составить общее представление об антикоррупционной агитации как информационном средстве противодействия коррупции. Мало ясности вносит в рассмотрение данной проблемы и современная теория противодействия коррупции. В связи с этим становится очевидным, что для современной Российской науки необходимы разработка рабочего определения антикоррупционной агитации и раскрытие ее социальной сущности как инструмента противодействия коррупции, а для правотворческих органов - закрепление термина "антикоррупционная агитация" в региональных и муниципальных нормативных актах в качестве информационного средства антикоррупционной политики.
--------------------------------
<13> Областной закон Новгородской области от 5 декабря 2011 года N 1129-ОЗ (в ред. от 06.12.2012 N 181-ОЗ) "О Концепции социально-экономического развития области на 2012 - 2014 годы" // Новгородские ведомости. 2011. 12 декаб.
<14> Постановление правительства Пензенской области от 18 ноября 2010 года N 753-пп (в ред. от 02.08.2013 N 550-пП) "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Пензенской области "Профилактика правонарушений и экстремистской деятельности в Пензенской области на 2011 - 2013 годы" // Пензенские губернские ведомости. 2010. 3 декаб.
<15> Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга от 12 июня 2011 года N 168-р (в ред. от 10.07.2012 N 186-р) "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге".
<16> Постановление администрации Апанасенсковского муниципального района Ставропольского края от 3 сентября 2010 года N 393-П (в ред. от 02.11.2012 N 821-П) "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Противодействие коррупции в сфере деятельности органов местного самоуправления Апанасенсковского муниципального района Ставропольского края на 2010 - 2014 годы".
<17> Постановление правительства Еврейской автономной области от 27 июля 2010 года N 294-пп (в ред. от 16.07.2013 N 334-пп) "Об Областной целевой программе "Противодействие коррупции" на 2011 - 2015 годы" // Собрание законодательства Еврейской автономной области. 2010. N 8. Ст. 4123.
<18> Постановление администрации г. Новошахтинск Ростовской области от 30 декабря 2010 года N 1759 (в ред. от 26.10.2012 N 1239) "Об утверждении Долгосрочной городской целевой программы "Противодействие коррупции в муниципальном образовании "Город Новошахтинск" на 2011 - 2013 годы".

В отечественной и зарубежной литературе имеются ряд определений, связанных с антикоррупционной агитацией. В российском антикоррупционном словаре дается определение антикоррупционной агитации как распространению антикоррупционных идей и взглядов для воздействие на сознание, настроение и поведение населения с использованием как устных выступлений, так и средств массовой коммуникации <19>. В антикоррупционном словаре, подготовленном Министерством экономики Кыргызской Республики, дается определение антикоррупционным агитационным материалам. Согласно этому литературному источнику антикоррупционные агитационные материалы - это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки антикоррупционной агитации и пропаганды, предназначенные для массового распространения, обнародования и использования <20>. Однако данные определения не в полной мере описывают содержание антикоррупционной агитации, они лишь указывают на ее отдельные структурные признаки: цель - воздействие на сознание, настроение и поведение людей; объект агитационного воздействия - население; средства - печатные, аудиовизуальные и иные материалы. Согласно анализируемым дефинициям вне поля зрения их разработчиков оказались важнейшие элементы антикоррупционного информационного воздействия - субъект антикоррупционной агитации и ее основные конечные цели как информационного средства воздействия на потребителей информации. Не отражены в представленных дефинициях и основные функции антикоррупционной агитации. Перечисленные выше обстоятельства свидетельствует о не полноте предложенных исследователями дефиниции и является еще одним аргументом в пользу научной разработки нового содержания данного термина, который невозможно предложить без использования метода структурного анализа антикоррупционной агитации как самостоятельного информационного инструмента антикоррупционной политики.
--------------------------------
<19> Бикеев И.И., Бикмухаметов А.Э., Кабанов П.А. и др. Коррупция и антикоррупционная политика: Терминологический словарь / Под общ. ред. Г.И. Райкова, П.А. Кабанова, Д.К. Чиркова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: МедиаПресс, 2010. С. 6.
<20> Антикоррупционный словарь. Бишкет: Министерство экономики Кыргызской Республики, 2013. С. 11.

На наш взгляд, важнейшими структурными элементами антикоррупционной агитации выступают:
а) объекты антикоррупционной агитации;
б) цели и задачи антикоррупционной агитации;
в) субъекты антикоррупционной агитации;
г) средства антикоррупционной агитации;
д) функции антикоррупционной агитации;
е) потребители антикоррупционной агитации.
Как нам представляется, в качестве объекта антикоррупционной агитации выступает антикоррупционная информация, направленная на достижение как собственных целей, так и более общих целей - целей противодействия коррупции: снижения уровня коррупции в обществе и повышения эффективности системы противодействия коррупции.
Наиболее важной составляющей антикоррупционной деятельности, как и антикоррупционной агитации, является определение их основных целей и задач. В качестве основной цели антикоррупционной агитации, на наш взгляд, должно выступать формирование устойчивого антикоррупционного мировоззрения и как закономерное следствие этого - активного антикоррупционного поведения. Это обусловлено тем, что базовый термин "агитация" предполагает такое воздействие на поведения людей, которое побуждает (склоняет) их к определенным действиям <21> или поведенческим актам. При этом поведенческая антикоррупционная активность может проявляться как форме действия, так и в форме бездействия. Например, в форме действия антикоррупционная активность может выражаться путем обращения в правоохранительные органы для привлечения лиц к юридической ответственности за коррупционные правонарушения, и тем самым подобные действия способны сдерживать индивидуальное коррупционное поведение. В форме бездействия - отказ физического или представителей юридического лица от использования коррупционных практик для достижения личных, групповых или корпоративных целей либо отказ государственного (муниципального) служащего от представляемых ему коррупционных материальных благ и преимуществ, тем самым сдерживая их от неправомерного поведения. При этом антикоррупционная агитация может приводить как к разовым акциям, обусловленная информационным воздействием, так и к формированию антикоррупционного мировоззрения с устойчивым неприятием любых форм коррупционного поведения. Следовательно, основной целью антикоррупционной агитации должно выступать формирование антикоррупционного поведения через формирование устойчивого мотивированного антикоррупционного мировоззрения для сдерживания коррупционного поведения в обществе. Достижение этой цели антикоррупционной агитации может способствовать решению основной цели государственной антикоррупционной политики - снижению уровня коррупции в обществе и повышению эффективности противодействия ей.
--------------------------------
<21> Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М.: Центрополиграф, 2005. С. 18; Словарь иностранных слов: свыше 21000 слов / Отв. ред. В.В. Бурцева, Н.М. Семенова. 6-е изд., стереотип. М.: Русский язык - Медиа; Дрофа, 2009. С. 19.

Вместе с тем для достижения основной цели антикоррупционной агитации необходимо поэтапное решение ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных задач, а именно:
а) показать возможные пути снижения уровня коррупции в органах государственной власти, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях и во всем обществе за счет антикоррупционной активности (организация и обеспечение антикоррупционного поведения);
б) изменить устоявшиеся негативные модели поведения государственных (муниципальных) служащих, предпринимателей и всего населения при столкновении с фактами коррупции на позитивные антикоррупционные модели поведения (организация и обеспечение антикоррупционного поведения);
в) создать необходимые поведенческие ценности - непринятие коррупции в общественном сознании и поведении как средства достижения личных, групповых или корпоративных целей вопреки интересам общества (антикоррупционное воспитание).
Безусловно, важнейшим элементом антикоррупционной агитации выступают ее субъекты. В качестве субъектов антикоррупционной агитации, как правило, выступают: заказчик, производитель и распространитель. В качестве заказчика антикоррупционной агитации обычно выступают органы публичной власти, именно они определяют механизмы осуществления, объем и стоимость государственного или муниципального заказа на изготовление антикоррупционной информационной продукции и заключения договора на оказание агитационных услуг. Хотя в качестве заказчика материалов антикоррупционной агитации могут выступать как физические, так и юридические лица, не обладающие публичным статусом, а фактически - все субъекты антикоррупционной политики.
Как показывает анализ региональных и муниципальных нормативных правовых актов, в качестве изготовителей средств антикоррупционной агитации чаще всего выступают учреждения массовой коммуникации, которые одновременно выступают и распространителями агитационной антикоррупционной информации с использованием собственных средств доставки ее потребителям. Об этом имеется указание в 106, или 58,9%, региональных и муниципальных нормативных правовых актах антикоррупционного планирования и программирования, а также иных нормативных правовых актах.
Антикоррупционная агитация осуществляется с помощью различных средств, в том числе и прямо закрепленных региональными и муниципальными программными антикоррупционными нормативными правовыми актами и иными документами. Таковыми, по мнению региональных и муниципальных правотворческих органов, являются: радио и телевидение, печатные и электронные средства массовой информации, а также средства наружной антикоррупционной агитации - агитационные рекламные щиты <22>, иногда именуемые плакатами <23> (баннерами <24>) антикоррупционной направленности.
--------------------------------
<22> Постановление Правительства Республики Дагестан от 1 апреля 2009 года N 90 "Об утверждении Республиканской целевой программы "О противодействии коррупции в Республике Дагестан на 2009 - 2011 годы" // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2009. N 7. Ст. 295; Постановление правительства Республики Ингушетия от 5 апреля 2010 года N 100 "Об утверждении Республиканской целевой программы "О противодействии коррупции в Республике Ингушетия на 2010 - 2012 годы" // Ингушетия. 2010. 8 апр.; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 2 июня 2008 года N 29-РЗ "О Республиканской целевой программе "Профилактика коррупции в Кабардино-Балкарской Республике на 2008 - 2010 годы" // Официальная Кабардино-Балкария. 2008. 6 июня; распоряжение правительства Республики Мордовия от 13 октября 2008 года N 901-р "О Плане (программе) мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Республики Мордовия" // Известия Мордовии. 2008. 12 нояб.; Постановление администрации Брянской области от 1 декабря 2008 года N 1108 (в ред. от 22.11.2011 N 1054) "Об утверждении целевой программы "Противодействие коррупции в Брянской области" (2008 - 2015 годы)" // Официальная Брянщина. 2008. 21 декаб.
<23> Постановление правительства Московской области от 31 июля 2012 года N 954/27 "Об утверждении итогового отчета о реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Противодействие коррупции в Московской области на 2009 - 2011 годы" // Информационный вестник правительства Московской области. 2012. 29 окт. (N 10); Постановление правительства Нижегородской области от 8 августа 2012 года N 527 "Об утверждении областной целевой программы "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2012 - 2014 годы" // Правовая среда. 2012. 20 сент.; Постановление администрации муниципального образования "Город Сорск" Республики Хакасия от 31 августа 2010 года N 381-п "Об утверждении Программы противодействия коррупции муниципального образования город Сорск" // Сорский молибден. 2010. 16 сент.
<24> Указ президента Республики Башкортостан от 24 декабря 2008 года N УП-738 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Республике Башкортостан на 2009 - 2010 годы" // Ведомости Государственного Совета - Курултая, президента и правительства Республики Башкортостан. 2009. N 5 (299). Ст. 232; Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 августа 2011 года "Об утверждении Комплексной республиканской антикоррупционной программы на 2012 - 2014 годы" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов органов исполнительной власти. 2011. N 33. Ст. 1612.

На наш взгляд, основными функциями антикоррупционной агитации как информационного средства противодействия коррупции могут выступать антикоррупционное воспитание и организация антикоррупционного поведения. Именно через антикоррупционное воспитание возможно формирование устойчивого к коррупционным соблазнам индивидуального, группового и массового антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения. С помощью антикоррупционного воспитания возможно и осуществление корректировки (изменения) имеющихся у человека и определенной социальной группы (целевой группы: государственных и муниципальных служащих, работников определенной сферы социального управления) ценностных установок. Однако наиболее ценной функцией антикоррупционной агитации выступает функция организации поведения. Именно через эту функцию реализуются интересы государственно-правового характера, например, побуждение субъектов коррупционных отношении к таким действиям или бездействию, которые выгодны субъектам противодействия коррупции. Примерами тому могут служить требования государственно-правового характера - уведомить работодателя о склонении к совершению коррупционного правонарушения (статья 9 Федерального закона "О противодействий коррупции" <25>) либо отказаться от неправомерного обогащения (подарка, полученного в связи должностными полномочиями или в связи с исполнением служебных обязанностей - протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий) <26>.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ (в ред. от 30.09.2013 N 261-ФЗ) "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6228.
<26> Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ (в ред. от 22.10.2013 N 284-ФЗ) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ (в ред. от 22.10.2013 N 284-ФЗ) "О муниципальной службе в Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 N 146-ФЗ) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Анализ региональных и муниципальных программных и иных нормативных правовых актов показал, что в качестве потребителей антикоррупционной агитации или объекта антикоррупционного агитационного воздействия выступает все население региона или муниципального образования, способное к восприятию такой антикоррупционной информации. Хотя в отдельных случаях она может быть направлена на конкретные категории населения (целевую аудиторию) с определенными призывами: на государственных и муниципальных служащих <27> ("не брать мзду", "уведомлять работодателя"); учащихся образовательных учреждений ("не покупать знания"); сотрудников сферы здравоохранения ("не торговать здоровьем пациентов") и т.д.
--------------------------------
<27> Постановление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2011 года N 198-ПГ (в ред. от 17.06.2013) "О Межведомственном совете при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа по противодействию коррупции" // Красный Север. 2011. 29 нояб.

Структурный анализ содержания антикоррупционной агитации показал, что это сложный многоцелевой инструмент противодействия коррупции, используемый в современной региональной и муниципальной антикоррупционной деятельности который нуждается в относительно новой смысловой дефиниции. С учетом проведенного нами структурного анализа содержания антикоррупционной агитации можно предложить следующее ее определение.
Антикоррупционная агитация - это распространение субъектами антикоррупционной политики антикоррупционной информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в отношении неопределенного круга лиц, направленное на формирование в обществе устойчивого антикоррупционного мировоззрения и активного антикоррупционного поведения. Разумеется, что представленное нами определение антикоррупционной агитации не является идеальным, возможны и иные подходы к его формированию. Но как нам представляется, предложенная дефиниция имеет ряд очевидных преимуществ по сравнению с имеющимися в правовой теории определениями антикоррупционной агитаций. Во-первых, она довольно полно описывает круг субъектов наделенных полномочиями по осуществлению антикоррупционной агитации. Во-вторых, указывает на объект антикоррупционной агитации - антикоррупционную информацию. В-третьих, определяет и фиксирует основные цели антикоррупционной агитации - формирование устойчивого антикоррупционного мировоззрения и активного антикоррупционного поведения. В-четвертых, указывает на субъекты антикоррупционной агитации - неопределенный круг лиц, что не исключает использование средств антикоррупционной агитации и на целевые группы. В-пятых, для достижения целей антикоррупционной агитации допускается использование любых антикоррупционных информационных способов, форм и средств. В-шестых, использование предложенной нами единой правовой дефиниции "антикоррупционная агитация" позволяет устранить правотворческие противоречия при осуществлении региональной и муниципальной правотворческой деятельности в сфере противодействия коррупции и тем самым повысить ее качество.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи