Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Чем чревато непроведение обязательного аудита (Никитина С.)

Чем чревато непроведение обязательного аудита (Никитина С.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

С 2013 г. у организаций больше нет обязанности представлять в ИФНС вместе с годовой отчетностью аудиторское заключение, ведь оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, наказать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения налоговики больше не вправе. В связи с этим некоторые организации расслабились и решили вообще не проводить аудит своей бухгалтерской отчетности. Правильно ли это? И чем чревато непроведение обязательного аудита? Давайте разберемся.

Кто подлежит обязательному аудиту

Требование обязательного проведения аудита установлено ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательному аудиту подлежат:
- открытые акционерные общества;
- организации, которые получили в году, предшествующем отчетному, выручку свыше 400 млн руб. (без учета НДС и акцизов);
- организации, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
- банки, страховые компании, биржи.
Таким образом, открытое акционерное общество подлежит обязательному аудиту независимо от сумм выручки и активов баланса, а общество с ограниченной ответственностью - только при достижении установленных сумм указанных показателей в 400 млн руб. и 60 млн руб. соответственно.

Что изменилось в бухгалтерском законодательстве по вопросу аудиторского заключения

Аудиторское заключение действительно не входит в состав бухгалтерской отчетности. Между тем в канун 2014 г. в Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете) были внесены изменения.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 357-ФЗ) была скорректирована ч. 10 ст. 13 Закона о бухучете, устанавливающая общие требования к бухгалтерской отчетности. И теперь определено, что в случае опубликования бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, она должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
Кроме того, Законом N 357-ФЗ также был уточнен порядок представления аудиторского заключения в органы государственной статистики (ч. 2 ст. 18 Закона о бухучете). И при представлении бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется либо вместе с такой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря (включительно) года, следующего за отчетным.

Кто и как должен публиковать бухгалтерскую отчетность

Согласно ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) открытое акционерное общество обязано в том числе раскрывать сведения, определяемые Банком России. Обязательное раскрытие информации таким обществом осуществляется в объеме и порядке, которые установлены Банком России.
Напомним, что до сентября 2013 г. контролем за деятельностью акционерных обществ занималась Федеральная служба по финансовым рискам (ФСФР). Указом Президента от 25.07.2013 N 645 она была упразднена и ее функции переданы Банку России. Однако нормативные документы, выпущенные ФСФР, продолжают действовать до их замены (отмены) Банком России.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации, подлежащей раскрытию на рынке ценных бумаг, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными актами Банка России (п. 26 ст. 30 Закона N 39-ФЗ). Поскольку Банком России не были утверждены порядок и сроки раскрытия информации, продолжает действовать Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее - Положение). В соответствии с ним акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 8.3.1), а согласно п. 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна содержать в том числе и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Годовая бухгалтерская отчетность акционерных обществ, включая аудиторское заключение, раскрывается в том числе путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее двух дней с даты составления аудиторского заключения (п. 8.3.4 Положения).
В соответствии с п. 1.15 Положения, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством РФ, Положением и иными нормативными правовыми актами, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением, без достаточных на то причин является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Также следует учитывать, что открытые акционерные общества обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в средствах массовой информации в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 28.11.1996 N 101 (далее - Приказ N 101). В состав публикации должны входить:
- бухгалтерский баланс (в простой или сокращенной форме);
- отчет о финансовых результатах (в простой или сокращенной форме);
- аудиторское заключение (полный текст итоговой части аудиторского заключения либо мнение (оценка) независимого аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности).
Приказ N 101 был издан в период действия утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", но поскольку он зарегистрирован в Минюсте России 10.12.1996 (N 1209), то формально действует вплоть до его отмены в установленном порядке Минфином России либо признания его недействительным и не подлежащим применению на территории РФ в судебном порядке. Таким образом, открытые акционерные общества на сегодняшний день обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность вместе с аудиторским заключением.

К сведению. Обратите внимание: Законом об АО предусмотрена процедура освобождения от исполнения обязанности раскрывать или предоставлять информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 92.1, ст. 30.1 Закона N 39-ФЗ).

Что грозит за нарушение порядка публикации аудиторского заключения

Нераскрытие или нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации карается административным штрафом от 700 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Кроме того, на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Должностные лица также могут быть подвергнуты дисквалификации.
О том, что организации привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 09.12.2013 N Ф05-16487/2012, от 26.11.2013 N Ф05-14240/2013, Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 по делу N А11-4182/2013 и др.).
Таким образом, если акционерное общество не освобождено от исполнения обязанности по раскрытию и предоставлению информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, то в случае неопубликования аудиторского заключения оно может быть привлечено к административной ответственности. И, как видите, штраф за такое правонарушение немаленький: его нижняя граница составляет 700 тыс. руб. Штраф может быть наложен на организацию независимо от ее финансового положения, и может так оказаться, что степень наказания будет явно несоразмерна тяжести нарушения.

Судебная практика. Здесь нельзя не упомянуть о недавно принятом Конституционным Судом РФ Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, которым рассмотрен в том числе вопрос привлечения юридических лиц к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ. Конституционный Суд отметил, что действующее законодательство не содержит норм, позволяющих правоприменительному органу при назначении наказания выходить за нижнюю границу установленной суммы, и единственным вариантом для уменьшения штрафа может быть только признание правонарушения малозначительным. Однако применение этого варианта на практике чревато негативными последствиями, поскольку может способствовать "формированию атмосферы безнаказанности".
По мнению КС РФ, законодателям следует изменить КоАП РФ и установить более гибкий подход при определении мер административной ответственности, который не будет приводить к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав юридических лиц. Пока же КС разрешил судам снижать размер минимального штрафа, учитывая тот факт, что назначенные штрафы должны быть адекватны причиненному вреду. Но для этого организации необходимо будет убедить суд, что уплата административного штрафа может негативно сказаться на ее финансовом положении (и даже привести к ликвидации компании!). Что касается судебных актов, вынесенных до 25.02.2014, то они, по прямому указанию КС РФ, пересмотру не подлежат.

Кроме того, непредставление статотчетности или указание в ней недостоверных сведений также грозит должностным лицам организаций штрафом в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ).
Поэтому стоит подумать (особенно открытым акционерным обществам), а не дешевле ли провести аудит?

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


22 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1116818-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ст. 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Цель законопроекта - расширение доступа к участию в закупках субъектам малого и среднего бизнеса, с возможностью предоставить банковские гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП или обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам таких закупок, выданные банками, включенным в перечень, предусмотренный статьей 45 Закона № 44-ФЗ.




15 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1112339-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Цель законопроекта - создание единой системы управления арестованным, конфискованным, а также иным изъятым имуществом, подлежащим обращению в собственность государства в соответствии с законодательством. Законопроектом предусматривается применение электронной формы торгов, а также, реализация имущества на единых электронных площадках, отобранных Правительством РФ, где путем проведения электронных аукционов реализуется конфискованное и иное обращенное в собственность государства имущество.




10 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1109512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства и устранения правовых пробелов в сфере регулирования распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Предлагаемые изменения предоставят некоммерческим организациям инструменты рекламного продвижения своих инициатив и позволят оптимальным способом информировать о своей деятельности в сети "Интернет".




3 февраля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1105153-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 86 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Цель законопроекта - установление полномочий Правительства РФ с сфере определения порядка изъятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за обращением медицинских изделий, фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных медицинских изделий, не являющихся вещественными доказательствами по уголовным либо административным делам. 




30 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 1103069-7 "О внесении изменения в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"

Цель законопроекта - внесение в законодательство о банкротстве уточнения, согласно которому в рамках удовлетворения требований кредиторов второй очереди не могут быть взысканы иные платежи, кроме платежей по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.



В центре внимания:


Компетенция нотариусов: некоторые проблемные вопросы (Ярошенко Т.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Нотариальное удостоверение опциона на заключение договора в российском законодательстве (Махиборода М.Н., Шестаков К.Н.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы оспоримости завещания (Гривков О.Д., Шичанин А.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации (Михайлов Д.Л., Семерина Е.И., Субочев В.В.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>

Правовые проблемы организации муниципального аудита в России (Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)

Дата размещения статьи: 19.02.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.