Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Отдельные вопросы представления сведений об обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих (Телегус А.В.)

Отдельные вопросы представления сведений об обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих (Телегус А.В.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

Как известно, определенные категории государственных гражданских служащих в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) не позднее 30.04.2014 были обязаны подать представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своих семей за 2013 г. При этом п. 8 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера <1> (далее - Положение) определено: если государственный служащий обнаружил, что в представленных им в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе подать уточненные сведения в течение трех месяцев после указанной даты, то есть не позднее 31.07.2014.
--------------------------------
<1> Утверждено Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.

В настоящей публикации рассмотрим отдельные вопросы заполнения соответствующих сведений, ответы на которые не всегда можно найти в разъяснениях официальных инстанций.

Следует отметить, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в соответствии с Положением в форме справок, которые утверждены п. 1 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 559:
- справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
- справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;
- справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;
- справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Вопрос: Государственному гражданскому служащему выплачена материальная помощь в связи с рождением ребенка, которая не облагается НДФЛ. Подлежит ли отражению в справке о доходах и имуществе госслужащего информация о данной выплате?

В соответствии с пп. "а" п. 5 Положения государственный служащий ежегодно представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая иные выплаты).
Независимо от того, что названная материальная помощь, согласно п. 8 ст. 217 НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ, оснований для ее неотражения в справке госслужащего в Положении не имеется (несмотря на режим налогообложения соответствующей выплаты).

Вопрос: Государственный гражданский служащий в целях возврата суммы НДФЛ в связи с предстоящим предоставлением ему социальных и имущественных вычетов по НДФЛ в декабре 2013 г. завел сберегательную книжку в отделении Сбербанка. Стоимость открытия названной книжки составляет 10 руб., которые зачислены в качестве неснижаемого лимита на текущий счет. Следует ли указывать данную незначительную сумму в справке о доходах и имуществе госслужащего, если она уплачена за счет заработной платы, отражаемой в данной справке?

В силу пп. "а" п. 5 Положения государственный служащий ежегодно представляет сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Согласно ст. ст. 128, 130 ГК РФ денежные средства являются движимым имуществом, следовательно, информация о денежных средствах должна быть отражена в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего (в разд. 3 справки).
Несмотря на то что соответствующие малозначительные расходы произведены за счет заработной платы госслужащего, указанной в разд. 1 справки, основания для неотражения их в разд. 3 справки в Положении не предусмотрены.

Вопрос: Сотруднице, являющейся государственным гражданским служащим, при нахождении в отпуске по уходу за ребенком ежемесячно выплачивалась компенсационная выплата в размере 50 руб. Следует ли отражать данную выплату в сведениях, представляемых госслужащим в кадровое подразделение государственного органа, и на основании какой отчетности, если такая выплата не облагается НДФЛ и не указывается в справке о доходах работника по форме 2-НДФЛ?

Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" установлено расходное обязательство РФ по осуществлению ежемесячной компенсационной выплаты в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (Письмо Минфина России от 09.03.2011 N 02-05-10/804).
В соответствии с пп. "а" п. 5 Положения государственный служащий ежегодно представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая иные выплаты).
Несмотря на то что указанная выплата, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.03.2006 N 21-11/19687) и не отражается в справке по форме 2-НДФЛ работника (см. Письма Минфина России от 18.04.2012 N 03-04-06/8-118, ФНС России от 26.02.2006 N 04-1-03/105), причин для неуказания такой выплаты в справке госслужащего в Положении не имеется. Соответствующую информацию госслужащий может получить в бухгалтерии государственного органа, который производит такую выплату.

Вопрос: Государственный гражданский служащий фактически проживает в месте, которое отличается от места регистрации, указанного в его общегражданском паспорте. Как в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера отражается информация об адресе места жительства: указывается адрес места регистрации или фактический адрес проживания?

Согласно форме справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий обязан указать в ней сведения об адресе места жительства.
По мнению отдельных правоприменителей, адрес места жительства в РФ отражается на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (наименования субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, почтовый индекс). Если гражданский служащий проживает не по месту регистрации, дополнительно указывается адрес фактического проживания (Письмо ФАС России от 23.01.2012 N ИА/1639 <2>).
--------------------------------
<2> Методические рекомендации ФАС России по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Другие полагают, что госслужащий отражает адрес места жительства в РФ на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, или адрес фактического проживания (Решение Комиссии Счетной палаты РФ от 04.04.2011 <3>).
--------------------------------
<3> Методические рекомендации по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты РФ форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По нашему мнению, в целях исключения предъявления к госслужащему каких-либо необоснованных требований со стороны нанимателя необходимо исходить из следующего.
Термин "адрес места жительства" применительно к порядку заполнения соответствующих сведений в нормативно-правовых актах РФ, касающихся вопросов прохождения госслужбы, не разъясняется, соответственно, целесообразно обратиться к иным отраслям законодательства, определяющим данное понятие.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Кроме того, в силу ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на других основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
При этом, как правило, местом постоянного (обычного) жительства лица является то место, в котором человек проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (см., например, Приказ Росстата от 21.12.2010 N 452 "Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)").
С учетом изложенного, если государственный служащий проживает не по месту регистрации, указанному в паспорте, в поле "Адрес места жительства" справки о доходах указывается адрес его фактического проживания.

Вопрос: Согласно нормативно-правовым актам РФ государственным гражданским служащим в целях выполнения обязанностей государственной гражданской службы выдается форменная одежда. Следует ли отражать стоимость указанной одежды в сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащего, представляемых в кадровую службу, как иные доходы, полученные за отчетный период?

Непосредственно положениями Закона N 79-ФЗ обеспечение гражданского служащего форменной одеждой не предусмотрено. Вместе с тем п. 3 ст. 52 Закона N 79-ФЗ определено, что гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.
Кроме того, согласно ст. 73 Закона N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Законом.
При этом в силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
В частности, обеспечение форменной одеждой сотрудников таможенных органов установлено ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", сотрудников налоговых органов - п. 6.8 Положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, судебных приставов - п. 5 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
В соответствии с пп. "а" п. 5 Положения государственный служащий ежегодно представляет сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая иные выплаты).
Термин "доход" ни в Законе N 79-ФЗ, ни в других нормативно-правовых актах РФ не определен, следовательно, логично обратиться к иным отраслям законодательства, в которых применяется названное понятие, в частности к ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом (см. Рекомендации Минтруда России по заполнению справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера).
Вышеназванная форменная одежда, выдаваемая госслужащим на основании нормативно-правовых актов РФ в целях выполнения ими профессиональных обязанностей, не признается экономической выгодой (доходом) работников и, соответственно, не отражается в сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащих.

Вопрос: Государственный гражданский служащий и его супруга на основании договора о приемной семье являются приемными родителями несовершеннолетнего ребенка. Следует ли госслужащему представлять в кадровое подразделение сведения о доходах и имуществе приемного ребенка?

В соответствии с пп. "б" п. 5 Положения государственный служащий ежегодно представляет сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, другие выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Согласно форме справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего соответствующие сведения представляются обязанным лицом в отношении его несовершеннолетней дочери или несовершеннолетнего сына.
Пунктом 1 ст. 152 СК РФ определено, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на срок, указанный в таком договоре.
При этом п. 2 ст. 153 СК РФ установлено, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
В силу п. 4 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье <4> приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специальных полномочий.
--------------------------------
<4> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.

Таким образом, поскольку по отношению к несовершеннолетнему ребенку госслужащий является его законным представителем, осуществляющим права и исполняющим обязанности опекуна или попечителя, а сам несовершеннолетний непосредственно не является его ребенком, подачи соответствующих сведений не требуется.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


2 сентября 2019 г.
Проект Федерального закона № 785806-7 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях"

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.




20 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 778269-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О защите конкуренции"

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).




12 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 771509-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочием на утверждение требований к форме и содержанию годовых отчетов о выполнении программ деятельности государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний"

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.




7 августа 2019 г.
Проект Федерального закона № 770765-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности"

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений  в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.




4 августа 2019 г.
Вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.



В центре внимания:


Акты высших судебных органов как средство гармонизации российского гражданского процессуального права (Самсонов Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

К вопросу об отмене экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты (Горбунова Е.Н.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Особые пошлины: практика применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин (Мокров Г.Г.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Правовое обеспечение учета экологических требований при территориальном планировании (Кичигин Н.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>

Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения (Цирин А.М., Севальнев В.В.)

Дата размещения статьи: 21.08.2019

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2019
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи