Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Подкуп или просто подарок? (Евстратова Л.А.)

Подкуп или просто подарок? (Евстратова Л.А.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

Таким вопросом может задаться любое должностное лицо, принимающее те или иные важные решения, если получит знак внимания, связанный или не связанный с результатами таких решений. Чем этот подарок может обернуться для дающего и берущего лица? Поводом для размышлений отчасти послужил Приказ Россвязи от 24.01.2014 N 4, которым утвержден порядок сообщения государственными служащими агентства о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей (далее - Положение). Что же следует знать об этом и других антикоррупционных актах?

Разбираемся с нормативной базой

Отправным пунктом в борьбе с коррупцией можно считать Национальный план противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297. Он ставит задачи перед различными государственными органами власти, включая Правительство РФ. В свою очередь, Правительство РФ Постановлением от 09.01.2014 N 10 утвердило Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей. Чиновники Россвязи одними из первых на основании типового образца разработали и утвердили соответствующий документ (Положение).
Очевидно, что Положение, как и документы, на основе которых оно разработано, базируется на нормах законодательства, включая Закон о государственной гражданской службе <1>. В нем есть ст. 17, которая устанавливает запреты для должностных лиц. Одно из таких табу состоит в том, что чиновник не имеет право получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Презент, полученный гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, сдается в государственный орган. После этого гражданский служащий может выкупить подарок.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ.

Другой нормативный акт, который пригодится в применении Положения, - это Гражданский кодекс. В нем дарению посвящена отдельная глава - гл. 32, и в ней есть ст. 575, которая запрещает делать подарки лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Исключение сделано в отношении обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб. Что понимается под "обычным", в норме не сказано, но автор рискует предположить, что подразумевается имущество, которое традиционно считается подарком, включая ценные вещи, сувениры и другие материальные блага. Важно то, что подарок по своей природе не предполагает встречного действия. Обычно люди дарят подарки в знак уважения, внимания, дружеского отношения и любви. И ст. 17 Закона о государственной службе не запрещено получение государственными служащими подарков по случаю дня рождения, юбилейной даты от друзей и коллег.

Что предусмотрено для чиновников?

Наиболее часто должностные лица государственных органов получают подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Не относятся к таким подаркам канцелярские принадлежности, которые предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им служебных (должностных) обязанностей. Аналогичное исключение сделано в отношении цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды) за достигнутые должностным лицом результаты.
В Положении сказано, что государственные служащие не вправе получать не предусмотренные законодательством подарки от физических (юридических) лиц в связи со своим должностным положением или исполнением своих служебных (должностных) обязанностей. Согласитесь, достаточно противоречивый запрет: выходит, что государственный служащий может получать подарки, если это не связано с его службой, но тогда он рассматривается не как чиновник, а как обыкновенный гражданин, получающий знаки внимания, не связанные с его профессиональной деятельностью.
Неспроста разработчики Положения допускают, что подарок может быть получен государственным служащим в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей. В таком случае чиновнику нужно в течение 3 рабочих дней уведомить о подарке Россвязь. Срок отсчитывается со дня получения подарка либо со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки. При невозможности подачи уведомления в установленный срок по причине, не зависящей от государственного служащего, оно подается не позднее следующего дня после ее устранения. Уведомление направляется в комиссию Россвязи по вводу в эксплуатацию, выбытию и проведению инвентаризации объектов основных средств, материальных запасов, нематериальных активов и бланков строгой отчетности.
Напоминаем: чиновник уведомляет только о подарке, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. руб. либо стоимость которого получившему его государственному служащему неизвестна. Такой презент сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи. До этого момента за утрату или повреждение подарка ответственность несет должностное лицо, получившее подарок.
В целях принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения - экспертным путем. Если стоимость подарка не превышает 3 тыс. руб., он возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи.
Получается, что многое зависит от комиссии, которая определяет стоимость подарка. Но на самом деле определение стоимости - задача нетрудная. Как правило, дарятся новые вещи, которые можно приобрести в торговых центрах. Нужно лишь найти, где она продается, и рассчитать среднюю цену, приняв ее за рыночную оценку. Определять цену нужно не только для того, чтобы выяснить, разрешенный это или запрещенный подарок. Оценка имущества нужна, чтобы принять его к бухгалтерскому учету. Для чего?
Для того чтобы подарок был оприходован как собственность органа государственной власти и включен в реестр федерального имущества. Государственный служащий, сдавший подарок, может его выкупить, направив на имя руководителя Россвязи заявление не позднее 2 месяцев со дня сдачи подарка. По какой цене возможен выкуп? Очевидно, по той, по которой он был оприходован в учете, то есть по рыночной оценке. Но Положением предусмотрена повторная оценка стоимости подарка для реализации (выкупа). О результатах оценки уведомляется государственный служащий, получивший подарок и решивший его выкупить по установленной в результате оценки стоимости. Если цена неприятно удивила, то от выкупа подарка должностное лицо может отказаться. Тогда подарок может использоваться Россвязью с учетом заключения комиссии о целесообразности использования подарка для обеспечения деятельности ведомства. Если и этот вариант не проходит, подарок реализуется на торгах, причем вырученные средства зачисляются в доход соответствующего бюджета. Если принятые меры не принесли результата, то подарок передается безвозмездно благотворительной организации либо уничтожается. Для чего автор все это подробно описал?
Для того чтобы читатель убедился, что для государственных служащих подарки стоимостью более 3 тыс. руб. - это больше хлопоты и лишняя головная боль, чем ни к чему не обязывающий приятный сюрприз. Если же в обмен на подарок предполагается какое-либо встречное действие, то это уже не подарок, а скорее подкуп.

Что такое подкуп?

В общем случае это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в государственной или иной организации, денег или иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в связи с занимаемым таким лицом служебным положением в интересах дающего. Определение коммерческого подкупа содержится в ст. 204 УК РФ. Получение указанным лицом таких ценностей следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от его намерения совершить встречные действия (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24).
В Законе о противодействии коррупции <2> сказано, что подкуп является одним из проявлений коррупции, к которой также относится злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями. Также проявлением коррупции считается незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды другим физическим лицам.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ.

На заметку. Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 24).

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования и т.п.). Под выгодами имущественного характера понимается занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ N 24, Письмо Минтруда России от 10.07.2013 N 18-2/10/2-3836).

Аудиторы не будут молчать

Оказывается, по мнению финансового ведомства, соблюдение коммерческой организацией законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу является одним из факторов, влияющих на полноту и достоверность показателей финансовой отчетности организации. Об этом чиновники напоминают в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 г. <3>.
--------------------------------
<3> Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности аудитор обязан учесть (рассмотреть) соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ, в том числе законодательства о противодействии коррупции и коммерческому подкупу (включая подкуп иностранных должностных лиц). При подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений бухгалтерской отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий.
В случае если аудитор выявил или подозревает недобросовестные действия, то он должен определить, обязан ли он сообщить о случае или подозрениях стороне, внешней по отношению к аудируемому лицу, в том числе уполномоченному государственному органу. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны информировать соответствующие компетентные государственные органы (МВД, ФСБ, Следственный комитет, Генеральную прокуратуру, Росфинмониторинг) в отношении ставших известными случаев коррупционных правонарушений, коммерческого подкупа и признаков таких случаев либо риска их возникновения у аудируемого лица, клиента.
Зачем все это знать бухгалтеру? Затем, чтобы понимать, чем могут закончиться противоправные действия сотрудников, и предупредить их о возможных последствиях. Со своей стороны, финансовый работник тоже должен отдавать себе отчет в том, что недобросовестные действия персонала, причем не обязательно бухгалтерии, могут стать источником искажений данных финансовой отчетности предприятия.

С позиции дарителя

Сотрудники предприятий связи могут выступать в качестве лиц, передающих подарки. Если дарение "проводится" не через организацию, а через сотрудника, то особых проблем у бухгалтерии не возникает. Если же подарок куплен через подотчетных лиц, а затем передается адресату, то бухгалтерии волей-неволей придется отражать эти операции.
Для целей бухгалтерского учета и налогообложения у дарителя подарок, как бы он ни был квалифицирован получателем (как ни к чему не обязывающий презент, подкуп или взятка), является безвозмездно переданным имуществом. Оценивать его как обязательство, считая при этом, что одаряемое лицо совершит какие-либо встречные действия, нет достаточных оснований. Подарок, как правило, вручается без заключения какого-либо договора, где прописываются права и обязанности сторон, а отсутствие оформленных договорных обязательств говорит о низкой вероятности того, что за презент получатель как-то "расплатится". Потому даритель (воспользуемся современной терминологией) может лишь признать условный актив при передаче подарка, за который надеется получить для себя определенные выгоды.
В случае если поступление экономических выгод по условному активу является вероятным, организация должна раскрыть по состоянию на конец отчетного периода характер условного актива, а также его оценочное значение или диапазон оценочных значений, если они поддаются определению (п. 27 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"). Но, согласитесь, выполнить это требование по отношению к подарку, сделанному с умыслом, непросто, так как в такой "сделке" все вилами на воде писано. Более того, организация может не только не получить выгоду, но и нарваться на санкции и судебное разбирательство в связи с нарушением норм Закона о противодействии коррупции.
Поэтому чем бы ни являлся подарок, сделанный от имени организации, и какой бы ни была его стоимость, в бухгалтерском учете его движение отражается как покупка и последующая безвозмездная передача имущества. Нужно ли учитывать подарок на счете учета МПЗ или следует сразу списать его на прочие расходы организации? Автор считает более верным первый вариант, потому что подарок может какое-то время находиться в организации и не исключено, что он даже может быть не принят получателем (тогда презент может быть, конечно, вручен сотруднику организации за определенные заслуги либо продан). Поспешное списание подарка в состав расходов без оприходования его на счете учета МПЗ противоречит сущности хозяйственной операции.
В любом случае нужно не забыть начислить НДС (как с возмездной, так и с безвозмездной передачи) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также исключить стоимость презента из расчета налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ). А если непринятый подарок передается сотруднику организации и стоит более 4 тыс. руб., то его оценку следует включить в облагаемый НДФЛ доход (пп. 10 п. 1 ст. 208, п. 28 ст. 217 НК РФ).

Пример. Допустим, организация приобрела через подотчетное лицо подарок стоимостью 4 тыс. руб. и передала его уважаемому чиновнику. Он не стал отказываться от подарка и сообщил о нем в ведомство, в котором работает. В связи с тем что товарный и кассовый чеки в коробку со знаком внимания не были вложены, определять его стоимость уполномоченным должностным лицам пришлось самостоятельно. Стоимость была определена как 3,5 тыс. руб. В дальнейшем подарок был безвозмездно передан в благотворительную организацию.
Для бухгалтера организации-дарителя подарок отражается в составе МПЗ согласно документам, представленным подотчетным лицом, по стоимости 4 тыс. руб. При передаче чиновнику подарок списывается как МПЗ, отпущенные в эксплуатацию. При этом дальнейшая судьба презента не играет роли, если он, конечно, не вернется назад в организацию. Поэтому дальнейшая оценка подарка чиновниками неважна для дарителя.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выданы денежные средства подотчетному лицу

71

50

4000

Приобретен подотчетным лицом подарок

10

71

4000

Стоимость подарка включена в прочие расходы

91

10

4000

Начислен НДС со стоимости подарка

91

68

720

Отражено постоянное налоговое обязательство

(4720 руб. x 20% - ставка налога на прибыль) <*>

99

68

944

--------------------------------
<*> Стоимость переданного подарка не учитывается при налогообложении, поэтому необоснован для налога на прибыль и начисленный НДС, увеличивающий разницу между бухгалтерским и налоговым учетом и заодно постоянное налоговое обязательство. ПНО формируется с постоянной разницы, возникающей из-за непризнания для налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, сопряженных с этой передачей (абз. 6 п. 4 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

Об ответственности

Ответственность при получении подарка, не разрешенного законодательством, предусмотрена как для одаряемого лица, так и для дарителя. По понятным причинам укажем санкции, которые могут коснуться операторов связи, перестаравшихся со знаком внимания для должностных лиц того или иного ведомства (не обязательно Россвязи).
Административная ответственность. Штраф за незаконное вознаграждение от имени юридического лица установлен в ст. 19.28 КоАП РФ. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридические лица в размере до 3-кратной стоимости имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее 1 млн руб., и конфискацию этого имущества. Указанные действия, совершенные в крупном размере, влекут штраф до 30-кратного размера названных сумм, но не менее 20 млн руб., и конфискацию предмета подкупа, а в особо крупном размере - штраф до 100-кратного размера названных сумм, но не менее 100 млн руб., и конфискацию предмета подкупа.
Уголовная ответственность. Мера наказания за коммерческий подкуп установлена в ст. 204 УК РФ. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением наказываются штрафом в размере от 10-кратной до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на этот срок.
Названные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо совершенные за заведомо незаконные действия (бездействие), наказываются штрафом в размере от 40-кратной до 70-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 6 лет. Полагаем, комментарии излишни.

* * *

Подводя итог, скажем, что определить грань между ни к чему не обязывающим подарком и подкупом чиновника не так просто. Ценовой критерий (3 тыс. руб.), конечно, может быть измерителем, но даже если должностное лицо получило более дорогой презент, сдало его государству, а потом выкупило, то считать это подкупом нет достаточных оснований (если чиновник не отблагодарил дарителя незаконным способом, используя свое служебное положение). Поэтому прежде чем оказывать знак внимания, нужно подумать: а принесет ли это желаемый результат?

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи