Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности (Гетьман В.Г.)

Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности (Гетьман В.Г.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

В статье содержатся анализ и критическая оценка новых федеральных законов и их проектов, включающих дополнения и изменения к законодательным актам о консолидированной финансовой отчетности и бухгалтерском учете. Вносятся предложения по их совершенствованию.

В настоящее время продолжается процесс реформирования системы бухгалтерского учета в России. Прежде всего это находит отражение в совершенствовании его правовой базы. Появляются новые положения по бухгалтерскому учету, вносятся уточнения и дополнения в ранее принятые положения, в федеральные законы и другие нормативные и правовые акты, непосредственно связанные с бухгалтерским учетом. В том числе подвергся коррективам Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2013. На основании Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в нем появились существенные дополнения и даже новые понятия, такие как "мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета".
Под "мнимым объектом" в указанном документе предписано понимать несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида; под "притворным объектом" - объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрытия его (ст. 1).
Справедливости ради заметим, что сами эти понятия новыми для бухгалтерского учета можно назвать с большой натяжкой, поскольку явления, которые они отражают, существовали и ранее. Так, "мнимых объектов", т.е. различного рода приписок в бухгалтерском учете и отчетности предприятий в объемах выполненных работ или оказанных услуг либо произведенной ими продукции и т.п., было немало в советское время. Их не стало меньше и в постсоветский период, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ по фактам так называемого распила бюджетных средств.

Не было в советскую эпоху недостатка также в "притворных объектах бухгалтерского учета". Тогда штаты административно-управленческого персонала на предприятиях и в организациях строго лимитировались государством и их руководители находили различные лазейки для обхода этого порога. В органах управления часто можно было встретить "подснежников" - "не вписывавшихся" в установленное штатное расписание лиц персонала (в том числе и бухгалтеров), которых оформляли на работу в качестве токарей, слесарей, монтажников и т.п. Получали доплаты на предприятиях некоторые артисты, спортсмены, числившиеся там рабочими. Широко бытовала практика, когда под видом одного объекта, на который были выделены деньги, строили другой.
Подобные обходные маневры с использованием бюджетных средств нередко встречаются и сегодня. Поэтому появление в Законе понятий "мнимые и притворные объекты бухгалтерского учета", по сути дела, лишь сблизило теорию с реалиями жизни.
Говоря о дополнениях, внесенных в Федеральный закон N 402-ФЗ, в первую очередь отметим следующее (ст. 13): "В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением". Несомненно, эта норма уместна. Она устраняет ранее существовавшую неопределенность в вопросе: где и в каком порядке следует публиковать указанное аудиторское заключение?
А вот дополнение в ст. 18 рассматриваемого Закона представляется нам не бесспорным. Оно гласит, что "при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом". На наш взгляд, заключительная часть (начиная со слов "но не позднее...") этой нормы является лишней. В отечественной практике, как известно, рамки отчетного года предприятий/организаций, за редким исключением, совпадают с календарным годом. Поэтому составление аудиторского заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности рассматриваемых компаний обычно не выходит за пределы первого полугодия, следующего за отчетным годом. И, таким образом, нет надобности разрешать компаниям представлять аудиторское заключение вплоть до 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Не лишен Федеральный закон N 402-ФЗ и других недочетов. По-прежнему остались без внимания вопросы о проверке достоверности информации, содержащейся в публикуемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний, не попадающих в перечень тех из них, которые в обязательном порядке должны по своей годовой отчетности представлять аудиторское заключение. В результате вольготно чувствуют себя предприятия, стремящиеся в этой отчетности показать себя в розовом цвете, т.е. допускают в ней наличие "лукавой" информации, что вводит в заблуждение ее пользователей. Об этом свидетельствуют, если не напрямую, то косвенным образом, результаты налоговых проверок. Так, в 2012 г. в России в 99% подвергшихся такой проверке хозяйствующих субъектов были выявлены различного рода нарушения, прежде всего в сфере налогообложения. А это в конечном итоге привело к искажениям информации, отражаемой в их бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В интересах дела представляется целесообразным предусмотреть норму, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты, не представляющие аудиторские заключения по их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, были бы обязаны в ее составе публиковать в качестве приложения к ней итоговые материалы последней налоговой проверки. Это позволит существенно повысить осведомленность внешних пользователей данной отчетности о состоянии дел на интересующих их предприятиях. Мы не исключаем и целесообразности установления для них обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности с периодичностью его проведения не ежегодно, а хотя бы раз в 3 - 5 лет.
Следует также позаботиться о повышении достоверности не только годовой, но и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе публикуемой компаниями в сети Интернет. Составление ее, как известно, в соответствии с МСФО (IAS) 34 желательно, но не обязательно для компаний. Такой ее статус привел к тому, что нет и обязательных международных требований в отношении аудита промежуточной финансовой отчетности.
В мировом профессиональном сообществе сейчас проходит активная дискуссия по этой проблеме. Однако пока не удалось прийти к консенсусу по вопросу, вводить или нет обязательный аудит промежуточной финансовой отчетности.

В Федеральном законе N 402-ФЗ эти вопросы полностью остались "за кадром". С нашей точки зрения, пока обязательность аудита промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не узаконена, нелишне было бы ужесточить ответственность руководства предприятий/организаций за преднамеренное мошенничество и пополнить этими положениями Федеральный закон N 402-ФЗ.
В свете совершенствования нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности важное значение имеет Федеральный закон от 28.12.2013 N 425-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций" (далее - Федеральный закон N 425-ФЗ). В соответствии с этими изменениями содержание п. 3 указанной статьи теперь выглядит так: "Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут принять ведение бухгалтерского учета на себя".
Новым здесь явилось то, что расширен круг некоммерческих организаций, руководителям которых предоставили такие права. Ранее среди последних эти возможности имели только руководители социально ориентированных некоммерческих организаций. Появление в Федеральном законе N 425-ФЗ этого дополнения следует расценить как шаг в нужном направлении.
В то же время заметим, что на практике не встречаются руководители субъектов среднего предпринимательства, возлагающие ведение бухгалтерского учета на себя. Поэтому содержание рассматриваемой статьи Федерального закона следует соответствующим образом переработать.
Следующим шагом на пути решения обсуждаемых проблем является поступивший в Государственную Думу РФ проект федерального закона N 349695-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - проект федерального закона N 349695-6). В нем уточнен перечень субъектов, на которых распространяется его действие, а также установлены (изменены) сроки составления консолидированной отчетности в соответствии с требованиями данного Закона.
Напомним, в настоящее время действие Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) распространяется (ст. 2):
- на кредитные организации;
- на страховые организации;
- на иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Для указанных организаций составление консолидированной финансовой отчетности является обязательным. Но этот перечень не является закрытым. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 208-ФЗ, если другими федеральными законами "предусмотрены составление и (или) представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса либо если учредительными документами организации, не указанной в первой части настоящей статьи, предусмотрено представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с настоящим Федеральным законом". В проекте федерального закона N 349695-6 предполагается, что в случае его принятия в обязательном порядке должны будут составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность также:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- управляющие компании инвестиционных фондов и НПФ;
- клиринговые организации;
- отдельные федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП). Перечень последних будет утверждать Правительство Российской Федерации.

По мнению автора, представленный на рассмотрение нужный и своевременный законопроект тоже имеет недостатки. В нем не указаны принципы и критерии отбора ФГУП. Кроме того, вызывает вопросы одна его новелла. Суть ее заключается в том, что консолидированную отчетность должны в обязательном порядке составлять все перечисленные ранее организации, включая и те, которые не образуют группы. Однако применительно к последним это выглядит небесспорно, поскольку отсутствует сам предмет для консолидации. К тому же в Федеральном законе N 208-ФЗ имеется требование, согласно которому консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО (ст. 3). А согласно МСФО (IFRS) 10 консолидированная финансовая отчетность - это отчетность группы предприятий, находящихся под контролем материнского предприятия. Поэтому данное разночтение проекта федерального закона N 349695-6 с МСФО необходимо устранить. В частности, записать в нем, что если указанные хозяйствующие субъекты не входят в группу, то они должны составлять свою отчетность в соответствии с требованиями, заложенными в МСФО (за исключением тех, что содержатся в МСФО (IFRS) 10).
Помимо этого, в проекте федерального закона N 349695-6 следовало бы уточнить: на основании каких МСФО должна составляться консолидированная финансовая отчетность хозяйствующих субъектов? В соответствии с требованиями "полных МСФО" или МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса, в составе которых имеется в первом случае МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", а во втором разд. 9 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность"? В содержании их имеются существенные различия.
Есть основание полагать, что реализация вносимых нами предложений позволила бы повысить качественные характеристики рассматриваемых нормативно-правовых документов для постановки и ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи