Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Апрель 2014-го: НДС-изменения (Казаков Е.С.)

Апрель 2014-го: НДС-изменения (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

Принят Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), который содержит изменения, касающиеся вопросов налогообложения, в том числе НДС. Данные изменения любопытны и нуждаются в некоторых комментариях. Этому и будет посвящена статья.

Начнем с тех изменений, которые вступили в силу с 01.07.2014.

Когда учесть отгрузку при продаже недвижимости?

При исчислении и уплате НДС важно правильно установить момент определения налоговой базы. В Налоговом кодексе этому посвящена целая статья - ст. 167. В п. 3 данной статьи говорится о случае, когда товар при реализации (передаче права собственности) не отгружается физически и не транспортируется. В первую очередь это касается недвижимого имущества.
Согласно данной норме именно передача права собственности в таких случаях приравнивается к отгрузке товара. Но в отношении недвижимости момент передачи права собственности определить бывает непросто из-за сложностей юридического оформления подобной передачи, во всяком случае, существуют разные подходы к определению момента передачи.
Арбитражные суды склоняются к тому, что он соответствует моменту государственной регистрации передачи объекта недвижимости его новому собственнику. А при его определении они предпочитают ориентироваться на гражданское законодательство. В частности, из п. 2 ст. 223 ГК РФ следует, что в случаях, когда отчуждение недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Об этом сказано, например, в Постановлении ФАС ВСО от 25.11.2013 N А33-2767/2013.
То есть согласно действующей редакции п. 3 ст. 167 НК РФ объект обложения НДС при реализации недвижимого имущества должен определяться на дату регистрации права собственности.
К таким же выводам можно прийти, обратясь к ст. 8.1 ГК РФ, которая действует с 01.03.2013, а ранее - к утратившему силу п. 2 ст. 8 ГК РФ. Об этом говорится в Постановлении ФАС ВСО от 16.05.2012 N А78-5403/2011 (см. также Постановления ФАС СЗО от 28.02.2014 N А05-2863/2013, ФАС ВВО от 08.07.2009 N А79-3483/2008, ФАС МО от 21.03.2011 N КА-А40/1488-11, ФАС ПО от 14.06.2011 N А55-14717/2010).
Однако такой подход не устраивал налоговые органы. Ведь между фактической передачей объекта недвижимости и государственной регистрацией данного факта могут пройти много дней, в результате новый владелец может уже начать активно его использовать.
Поэтому, очевидно, по инициативе налоговых органов в п. 3 ст. 167 НК РФ внесено уточнение. Оно выражается в установлении специального правила для определения момента возникновения обязанности у налогоплательщика рассчитывать налоговую базу в случае реализации им объектов недвижимости. Этот момент согласно новому пункту (п. 16) ст. 167 НК РФ соответствует именно дню передачи недвижимого имущества его покупателю по передаточному акту или иному документу о его передаче.

О подписи счета-фактуры представителем предпринимателя

Порядок подписания счета-фактуры приведен в п. 6 ст. 169 НК РФ. При этом до сих пор счет-фактуру, выставленный юридическим лицом, разрешалось подписывать вместо руководителя или главного бухгалтера иному лицу, уполномоченному на то руководством организации. А вот для предпринимателя такой возможности не предусматривалось (см. Письма Минфина России от 24.07.2012 N 03-07-14/70, от 14.01.2010 N 03-07-09/02, ФНС России от 09.07.2009 N ШС-22-3/553@). Вероятно, законодатели не считали, что деятельность индивидуальных предпринимателей может быть масштабной, в связи с чем могут возникнуть затруднения в проставлении подписи всякий раз лично коммерсантом.
Тем не менее многим предпринимателям было бы удобно все-таки доверить подписание счетов-фактур, выставляемых от их имени, другим лицам - своим работникам. В связи с этим внесено изменение в п. 6 ст. 169 НК РФ. Индивидуальный предприниматель получил право выдавать доверенность любому иному лицу на подписание счета-фактуры. При этом в счете-фактуре обязательно должны быть указаны реквизиты свидетельства о регистрации данного ИП.
Надо ли нотариально заверять такую доверенность? Очевидно, это необходимо. Ведь уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством (п. п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).
В данном случае к физическому лицу относится и индивидуальный предприниматель. Это следует из п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, а также из разъяснений контролирующих органов (Письма Минфина России от 09.12.2013 N 03-11-06/53558, от 01.08.2013 N 03-02-08/30900, ФНС России от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@).

О журналах учета счетов-фактур

В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ до сих пор одной из обязанностей плательщиков НДС являлось ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Но с 01.01.2015 им больше не надо будет этого делать.
Это касается и тех, кто освобожден от обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ. Причем такие лица в числе других документов, подтверждающих право на освобождение от НДС, должны были представлять копию журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Соответственно, и этого им делать с указанной даты больше не придется (абз. 5 п. 6 ст. 145 НК РФ утрачивает силу).
Но есть одна категория лиц, для которых такая обязанность сохраняется. Это лица, не являющиеся налогоплательщиками, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Причем такая обязанность установлена для них недавно - с 01.01.2014 - Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).
Дело в том, что данные лица не представляют в налоговые органы деклараций по НДС, однако те могут запросить сведения о выставленных или полученных счетах-фактурах в ходе встречных проверок контрагентов названных лиц. Такие сведения они как раз смогут почерпнуть из журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.
В связи с этим изменением следует ожидать внесения поправок и в п. 1 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость <1>.
--------------------------------
<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.

Отменены суммовые разницы

С 01.01.2015 в налоговом учете больше не надо учитывать суммовые разницы. Это изменение надо иметь в виду и плательщикам НДС при оплате товаров (работ, услуг) по договорам, оплата которых предусмотрена в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.
В настоящее время суммовая разница, исчисленная с сумм НДС, в соответствии с п. 4 ст. 153 НК РФ или абз. 5 п. 1 ст. 172 НК РФ, включается во внереализационные доходы или расходы.
Данный порядок сохраняется, но с указанной даты суммовые разницы надо именовать разницами в сумме, поскольку в Налоговом кодексе такой термин не будет применяться.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи