Быстрая навигация: Каталог статей > Предпринимательские договоры > Договор транспортной экспедиции > О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам (Пархомов М.С.)

О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам (Пархомов М.С.)

Дата размещения статьи: 19.07.2014

На основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке товаров, оказываемых по договору транспортной экспедиции, обложение НДС производится по ставке 0%. Казалось бы, в чем проблема? Всего лишь в отнесении той или иной услуги к числу льготнооблагаемых. Например, в понимании чиновников Минфина, организация транспортировки товара по территории России (от границы до места назначения или от места отправки до границы) не относится к услугам, облагаемым по нулевой ставке. Попробуем разобраться, чем это грозит экспедитору и может ли он что-либо возразить проверяющим в случае возникновения у них претензий.

Позиция Минфина

Естественно, основной риск налогоплательщика - это возможность доначисления контролерами НДС по ставке 18% в отношении услуг, связанных с транспортировкой товара в пределах территории РФ. Но на каком основании? Согласно некоторым разъяснениям Минфина при перевозке товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, или двумя пунктами, находящимися за пределами РФ, в том числе при перевозке товаров в международном смешанном сообщении с использованием нескольких видов транспорта, нулевая ставка НДС не применяется <1>.
--------------------------------
<1> См., например, Письма Минфина России от 01.07.2013 N 03-07-08/25077, от 11.12.2012 N 03-07-14/114, от 20.07.2012 N 03-07-08/199, от 21.05.2012 N 03-07-15/49 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 20.06.2012 N ЕД-4-3/10120@) и др.

Взять, например, последнее на текущий момент Письмо финансистов, вышедшее по данному поводу, от 03.04.2014 N 03-07-РЗ/14918. В нем чиновники таким образом аргументируют свою позицию: нулевая ставка налога применяется только в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории РФ, а другой за ее пределами. Следовательно, в отношении подобных услуг, но связанных с организацией перевозки по территории РФ товаров, пусть даже и ввезенных на эту территорию, применение нулевой ставки НДС нормами п. 1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено. Соответственно, облагаться данные услуги должны в общеустановленном порядке на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18%. Ранее Минфин России высказывал подобную позицию и в отношении оказания услуг экспедитора по доставке экспортируемого товара от места отправления до точки пересечения границы, в разъясняемой ситуации - морского порта (Письмо от 11.03.2013 N 03-07-08/7209). Отметим, что в обоих Письмах речь велась о перевозках, осуществляемых автомобильным транспортом (это важно).
Что ж, можно было бы согласиться с чиновниками, но только при одном условии: данный конкретный экспедитор организует перевозку товара исключительно по территории РФ и к дальнейшей (предшествующей) транспортировке отношения не имеет. То есть в его договоре с клиентом указаны пункты отправления и назначения груза, расположенные в России. В таком случае, действительно, применение экспедитором нулевой ставки неправомерно. Если же организация перевозки товара клиента по российской территории произведена в рамках общего договора об осуществлении международной перевозки, с финансистами и их последователями спорить можно и нужно.

Возможные аргументы в споре

Прежде всего, в том же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ присутствует разделение понятий "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки": первому посвящен абз. 2 указанного подпункта, второму - абз. 5. Связано это разделение, надо понимать, с различиями хозяйственно-правовых отношений, регулируемых договорами перевозки груза (гл. 40 ГК РФ) и транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). Таким образом, для непосредственного перевозчика факт пересечения границы РФ имеет решающее значение в целях применения нулевой ставки НДС. Экспедитор же оказывает клиенту комплекс услуг, связанных с перевозкой его товара. Перечень данных услуг, облагаемых по нулевой ставке, действительно приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и действительно в нем не поименована такая услуга, как организация перевозки товара между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, а для применения экспедитором нулевой ставки НДС по перечисленным услугам определяющим является факт пересечения доставляемым товаром границы, но... Если предметом (целью) договора транспортной экспедиции является организация доставки груза клиента из точки А в точку Б, одна из которых расположена за пределами РФ, этот договор может и должен быть признан договором, связанным с организацией международной перевозки. А пунктами отправления и назначения в целях применения нулевой ставки по НДС Минфин России признает именно пункты, указанные в договоре, как сказано, например, в его Письмах от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 01.07.2011 N 03-07-08/201. Однако стоит отметить, что в двух последних финансисты противоречат сами себе, заявляя, что при перемещении товара от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%. По всей видимости, смириться с мыслью, что в договоре может быть указан пункт на территории РФ, отличный от таможенного поста, чиновники не хотят.
Далее. Сами финансисты неоднократно заявляли, что применение нулевой ставки при оказании транспортно-экспедиционных услуг не зависит ни от количества перевозчиков и применяемой ими ставки НДС (например, в Письмах от 01.02.2013 N 03-07-08/2075, от 01.06.2012 N 03-07-15/57 и др.), ни от количества использованных видов транспорта (например, в Письмах от 28.02.2012 N 03-07-08/49, от 22.12.2011 N 03-07-08/354 и др.). То есть экспедитор в целях исполнения договора транспортной экспедиции вправе заключать сколько угодно договоров перевозки (или опять же транспортной экспедиции), на основании которых перемещение товара к грузополучателю может осуществляться и по суше, и по морю, и по воздуху... Российскую-то границу товар все равно пересекает только один раз в том или ином направлении. И для подтверждения права на применение нулевой ставки экспедитору потребуется только один комплект документов, состав которого регламентирован п. 3.1 ст. 165 НК РФ <2>. Кроме того, существуют ситуации, когда перевезти товар через границу РФ одним видом транспорта без смены на другой вид транспорта на промежуточных пунктах следования товара, расположенных на территории РФ, просто не представляется возможным или является экономически невыгодным. Например, с Королевством Великобритании не существует прямого сухопутного сообщения, а для авиаперевозок годится не любой груз...
--------------------------------
<2> Набор документов зависит от вида транспорта, на котором произведено пересечение границы, и от членства иностранного государства, территория которого является начальной или конечной точкой маршрута доставки товара в Таможенном союзе.

Но самое главное: одной из услуг, перечисленных в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, является завоз-вывоз грузов, что по Классификации транспортно-экспедиторских услуг <3>, руководствоваться которой в целях применения названной нормы призывают и ФНС, и Минфин <4>, представляет собой услуги по доставке грузов от склада грузоотправителя до станции (порта) и от станции (порта) до склада грузополучателя автомобильным транспортом экспедитора или других организаций, выполняющих указанные услуги на основе договора. А ведь эти пункты расположены на территории РФ... Речь в данной Классификации, правда, ведется лишь об автомобильном транспорте. Однако согласно абз. 7 того же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под нулевую ставку подпадают и услуги, оказываемые при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на российскую территорию (от портов или пограничных станций, расположенных на территории РФ, до станции назначения товаров, расположенной на той же территории), то есть по крайней мере в случае с доставкой импортируемого товара клиенту по поводу выбора размера ставки НДС у экспедитора по идее голова не должна болеть. Хотя остаются скользкие моменты, касающиеся грузоперевозки по российской территории разными видами транспорта, а особенно с использованием водного транспорта.
--------------------------------
<3> Установлена ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
<4> См. Письма ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7939, Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72 (п. 2) (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@).

С экспортируемым товаром несколько сложнее: в этом случае проблем не вызовет лишь доказывание факта оказания клиенту услуги по ввозу-вывозу при использовании экспедитором автомобильного транспорта, однако, по мнению автора, экспедитору достаточно доказать проверяющим факт оказания им клиенту услуг в рамках договора об организации именно международной перевозки. Кстати, такой вывод можно сделать, например, исходя из уже упоминавшегося Письма N 03-07-15/49, доведенного до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 20.06.2012 N ЕД-4-3/10120@. В нем, в частности, сказано, что транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, облагаются НДС по ставке в размере 18% в том случае, когда они оказаны экспедитором на основании договора, не предусматривающего организацию международной перевозки.
И, вообще, вызывает интерес такой вопрос: каким образом в случае, если экспедитор в своем учете признает объектом обложения НДС сумму полученного за выполнение условий договора вознаграждения, можно вычленить из общей суммы вознаграждения ту часть, которая приходится на "российский этап" перемещения груза, даже если экспедитор осуществляет перевозку собственным транспортом (то есть исполняет функцию перевозчика)?

Точка зрения арбитров

По мнению некоторых судов, действующее налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам права разделять услуги транспортной экспедиции на оказываемые до момента доставки груза до таможенной границы РФ и оказываемые после выпуска товара из пункта таможенного контроля. Для целей осуществления налогового контроля также не является правомерным деление товара на ввозимый и ввезенный, поскольку данные понятия имеют отношение к таможенным режимам, а не к применению нулевой ставки по НДС в порядке, установленном ст. ст. 164 - 165 НК РФ <5>.
--------------------------------
<5> Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 N А41-39499/12 (дело прекращено). Следует отметить, что данное Постановление вынесено по поводу налогообложения услуг по организации перевозки автомобильным транспортом в ситуации, когда экспедитор выступал и в качестве перевозчика.

Кроме того, многие арбитры полагают, что буквальное толкование абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ во взаимосвязи с нормами гл. 40 и 41 ГК РФ позволяет сделать следующие выводы: в п. 1 ст. 164 НК РФ законодатель определил для обложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ; в отношении транспортно-экспедиционных услуг налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании данных услуг, если они оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором; если бы законодатель имел в виду иное, то в п. 3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих представлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации <6>.
--------------------------------
<6> В частности, данный вывод приведен в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2013 N А32-5405/2013, оставленном без изменения Постановлением ФАС СКО от 21.02.2014 N А32-5405/2013. Отметим, что подобные выводы суды приводят в обоснование права на применение нулевой ставки теми экспедиторами, которые признаны контролерами не участвующими в организации международной перевозки.

Исходя из подобных выводов даже экспедиторы, не являющиеся организаторами перевозки, умудряются доказать (хоть и в суде) правомерность применения нулевой ставки по НДС, пусть и не в отношении транспортной составляющей своих услуг, оказываемых на российской территории. Думается, к налогоплательщику не должно возникнуть претензий по поводу размера ставки, если он представит проверяющим договор транспортной экспедиции с указанием в нем того, что оказание услуг связано с перевозкой груза в международном сообщении, и приложит к нему поручение экспедитору, в котором будет отражен заграничный адрес пункта отправки или доставки груза.
В случае если экспедитор, организующий перевозку товара в пределах России, является субисполнителем по договору или если оба пункта, обозначенные в поручении, расположены на территории РФ, возможны варианты.
Например, ФАС ВСО рассматривал несколько дел (правда, с участием одного налогоплательщика-экспедитора), в которых претензии контролеров сводились к непризнанию отношения транспортно-экспедиционных услуг, оказанных налогоплательщиком, к международным перевозкам по причине местонахождения пунктов отправки и доставки, указанных в договоре с клиентом, на российской территории. Экспедитор доставлял железнодорожным транспортом товар для дальнейшего его вывоза уже водным транспортом за пределы России во исполнение контрактов, заключенных с иностранными организациями. Налоговая инспекция отказала экспедитору в праве на применение нулевой ставки по услугам, связанным с железнодорожной перевозкой. Судьи же признали отказ неправомерным, указав, что на основании буквального толкования пп. 2.1 п. 1 ст. 164 и п. 3.1 ст. 165 НК РФ в совокупности для целей применения положений пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ международная перевозка - это перевозка любым видом или видами транспорта в смешанном (как прямом, так и непрямом) сообщении, при которой пункт отправления или пункт назначения находится за пределами РФ. При этом пункты отправления и назначения должны определяться исходя из достижения цели перевозки (в том числе перевозки в непрямом международном сообщении), а не исходя из того, на каком промежутке перевозки товара оказываются услуги отдельным экспедитором. К примеру, уже с момента помещения товара под таможенный режим экспорта пункт назначения товара следует считать определенным <7>. Стоит признать, что имеются и решения судов, опровергающие такие выводы <8>.
--------------------------------
<7> Постановления ФАС ВСО от 12.04.2013 N А19-18231/2012, от 10.04.2013 N А19-17726/2012, от 10.04.2013 N А19-10079/2012, от 21.08.2012 N А19-963/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.02.2013 N ВАС-17115/12).
<8> Например, в Постановлении ФАС МО от 20.09.2013 N А40-133844/12-140-932 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 27.01.2014 N ВАС-19167/13) сказано: доводы нижестоящих судов о том, что для отнесения конкретной перевозки к международной значение имеет пункт отправления и пункт назначения товаров, являются ошибочными, поскольку положения, в частности, пп. 2.8 и абз. 7 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ конкретизируют случаи, в которых применяется нулевая ставка. По мнению кассационной инстанции, такая ставка применяется при перевозке между пунктами, расположенными на территории России, если перевозка осуществляется в отношении только вывозимых товаров (в рассматриваемом споре товар импортировался и по территории РФ перемещался водным транспортом).

А в проекте постановления Пленума ВАС "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" <9> выражена следующая позиция высших арбитров: при толковании норм, установленных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, судам необходимо учитывать, что нулевую ставку по НДС вправе применять перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (п. 18). Правда, не очень понятно, должны эти перевозчики быть связаны единым договором с заказчиком или заказчик может заключать отдельные договоры с каждым из них? Уж если даже у перевозчика возникает такое право, на каком основании в нем может быть отказано экспедитору? Тем более что согласно одному из вариантов разъяснений, приведенных в этом пункте, по поводу налогообложения транспортно-экспедиционных услуг данные услуги, оказываемые в отношении товаров, считающихся предметом международной перевозки, облагаются налогом по нулевой ставке независимо от того, кто выступает организатором перевозки (в соответствии с основным вариантом только в том случае, если в обязанности экспедитора входит организация международной перевозки).
--------------------------------
<9> www.arbitr.ru/_upimg/C46CB2ADEE0F4EED9A66EE87451ED0EC_президиум_24anp14.pdf.

Неизвестно, в каком виде будет принято (и будет ли принято вообще) названное постановление, но можно видеть, что сам подход высших арбитров к вопросу обложения услуг по международной перевозке весьма отличен от подхода чиновников Минфина. И это стоит учитывать при формулировании возражений на претензии контролеров, если они все же возникнут.

* * *

Подытожим. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами на территории РФ, но в рамках договора об организации международной перевозки, экспедитор, по мнению автора, вправе облагать по нулевой ставке НДС в случае, если такое перемещение производится автомобильным транспортом. При использовании нескольких видов транспорта для осуществления подобной перевозки применение нулевой ставки может быть оспорено контролерами, однако шансы на благоприятный для налогоплательщика исход спора достаточно высоки.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Договор экспедиции: бухгалтерский учет и налогообложение (Никонов П.А.)

Дата размещения статьи: 20.03.2021

подробнее>>

Проблемные вопросы соблюдения претензионного (досудебного) порядка в транспортных спорах, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции (Бажина М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2020

подробнее>>

О возмещении ущерба в рамках договора транспортной экспедиции (Фирфарова Н.В.)

Дата размещения статьи: 22.07.2015

подробнее>>

Экспедитор - это посредник? (Денисова М.О.)

Дата размещения статьи: 01.02.2015

подробнее>>

К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики (Соловьева М.А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2015

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.