Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Минфин разрешил компаниям признавать расходы на сертификацию продукции и услуг единовременно (Вайтман Е., Бахвалова А.)

Минфин разрешил компаниям признавать расходы на сертификацию продукции и услуг единовременно (Вайтман Е., Бахвалова А.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Главное, чтобы сертификация проходила в соответствии с законом.
Рискованно единовременно признавать расходы на сертификацию ОС.
Ведомство не против учета затрат на сертификацию покупных товаров.

В марте 2014 г. Минфин России наконец-то согласился, что при расчете налога на прибыль организация может единовременно учитывать всю сумму расходов, связанных с сертификацией продукции или услуг (Письмо от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719).
Напомним, раньше ведомство из года в год утверждало, что расходы на обязательную и добровольную сертификацию продукции и услуг следует признавать равными частями в течение срока, на который выдан сертификат соответствия (Письма от 06.10.2011 N 03-03-06/1/635, от 25.05.2011 N 03-03-06/1/307, от 02.08.2010 N 03-03-06/1/505 и от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).
Причем чиновники настаивали на равномерном учете этих расходов даже в тех случаях, когда в сертификате соответствия не был указан срок его действия (Письмо Минфина России от 18.03.2013 N 03-03-06/1/8186).

Теперь Минфин ссылается на то, что расходы на оплату услуг сторонних организаций можно учесть на дату предъявления ими расчетных документов

Обосновывая вывод о возможности единовременного учета расходов на сертификацию, Минфин России привел ссылки на целый ряд статей НК РФ (Письмо от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719). Прежде всего ведомство указало, что для целей налогообложения прибыли расходы признаются именно в том отчетном или налоговом периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Отметим, что в нескольких письмах, предписывавших равномерно распределять расходы на сертификацию, Минфин России ссылался на эту же норму (Письма от 02.08.2010 N 03-03-06/1/505 и от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).
Теперь же чиновники подчеркнули, что при отражении расходов на сертификацию необходимо учитывать еще и положения ст. 318 НК РФ. Согласно этой статье указанные расходы относятся к косвенным. При расчете налога на прибыль организация признает косвенные расходы в полном объеме в том периоде, в котором они были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Минфин России указал, что датой осуществления расходов на оплату услуг, оказанных сторонними организациями, является одна из следующих дат (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):
- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов;
- последнее число отчетного или налогового периода.
С учетом приведенных норм ведомство пришло к выводу, что организация может единовременно признать расходы на сертификацию продукции и услуг на дату предъявления ей документов, служащих основанием для проведения расчетов (пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подчеркнем, что в указанном Письме чиновники использовали слово "может". Тем самым они, видимо, допускают и другой вариант учета этих расходов - равномерно в течение срока действия сертификата соответствия.

Примечание. Похоже, Минфин по-прежнему допускает возможность равномерного учета расходов на сертификацию.

Более того, Минфин России в Письме от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719, как всегда, сделал оговорку о том, что оно не является нормативным правовым актом и имеет лишь информационно-разъяснительный характер.

Минфин считает, что организация вправе учесть расходы на сертификацию продукции, изготовителем которой сама не является

За последние несколько лет Минфин России изменил свою точку зрения и на ряд других вопросов, связанных с отражением в налоговом учете расходов на сертификацию продукции или услуг. В частности, в 2012 г. ведомство разрешило организациям признавать расходы на сертификацию покупных товаров, произведенных другими компаниями или предпринимателями (Письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-06/1/111). Но только при условии, что эти расходы являются экономически оправданными.
Впрочем, чиновники не пояснили, в каких конкретно случаях расходы на сертификацию покупных товаров считаются обоснованными, а в каких нет (см. врезку на с. 70). Не приведены эти сведения и в запросе налогоплательщика.

Обратите внимание! Как обосновать расходы на сертификацию покупных товаров
Если инспекторы при проверке засомневаются в экономической оправданности затрат на проведение сертификации покупных товаров, организация может привести следующие аргументы:
- гл. 25 НК РФ не предусматривает разных правил для отражения расходов на сертификацию продукции, изготовленной самим налогоплательщиком, и товаров, которые он приобрел для последующей продажи;
- реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, организацией, не имеющей сертификата соответствия, признается административным правонарушением и влечет применение штрафных санкций (ст. 14.45 КоАП РФ). Значит, если поставщик или производитель продукции не представил сертификат соответствия на продукцию, продавец обязан самостоятельно провести ее сертификацию. Соответственно, расходы продавца на ее проведение можно считать обоснованными и учитывать при расчете налога на прибыль;
- круг лиц, которые могут выступать в качестве заявителей для проведения сертификации продукции или декларирования соответствия, не ограничивается только ее изготовителем. Инициаторами проведения сертификации могут также быть продавцы и российские организации и предприниматели, представляющие на территории России интересы иностранных производителей (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).

Отметим, что ранее Минфин России запрещал компаниям учитывать расходы на сертификацию товаров, произведенных сторонними организациями (Письмо от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96):
"<...> Подпункт 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусматривает признание расходов на проведение сертификации только <...> производимой налогоплательщиком продукции и оказываемых налогоплательщиком услуг".
Иными словами, до недавнего времени ведомство считало, что только изготовители продукции и организации, занимающиеся оказанием услуг, вправе учитывать расходы на сертификацию. Теперь круг этих лиц значительно расширен.

Минфин больше не возражает и против учета расходов на сертификацию системы менеджмента качества

Многие компании, чтобы повысить деловую репутацию и привлечь как можно большее количество клиентов, проводят сертификацию не только производимой ими продукции или оказываемых услуг, но еще и системы управления качеством. Такая сертификация не является обязательной и обычно проводится по инициативе организации. В настоящее время система менеджмента качества, действующая в компании, проверяется на ее соответствие Межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 9000-2011 (утв. Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст).
Ранее Минфин России утверждал, что организация не вправе признавать в налоговом учете расходы на сертификацию системы менеджмента качества (Письма от 10.07.2006 N 03-03-04/1/565 и от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/11).
Ведомство исходило из того, что менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Система менеджмента качества не является продукцией или услугой компании, реализуемыми потребителям или заказчикам. Следовательно, расходы на проведение ее сертификации при расчете налога на прибыль не учитываются. Более того, чиновники указывали (Письмо Минфина России от 24.08.2004 N 03-03-01-04/1/11):
"<...> Все другие расходы организации, связанные с сертификацией системы менеджмента качества, а именно расходы по обучению специалистов, консультационные расходы и расходы по проведению обязательного аудита, не относятся к расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли".
Однако уже через несколько лет Минфин России разрешил организациям признавать расходы на сертификацию системы управления качеством (Письма от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419 и от 07.07.2008 N 03-03-06/1/308). При этом ведомство отметило, что налоговые органы не вправе оценивать целесообразность конкретных расходов, осуществленных налогоплательщиком в рамках финансово-хозяйственной деятельности. Они могут лишь проверить экономическую обоснованность этих расходов и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, организации следует доказать необходимость расходов на сертификацию системы менеджмента качества для производственной, коммерческой или иной деятельности, приносящей доход. В этом случае налоговики не смогут их исключить.
Кроме того, Минфин России подчеркнул, что при расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы на сертификацию, только если она проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Это правило необходимо учитывать при отражении затрат на сертификацию любого вида, не только на сертификацию системы менеджмента качества.

Минфин утверждает, что расходы на сертификацию импортного основного средства включаются в его первоначальную стоимость

Нередко организации приобретают оборудование и иные объекты основных средств за пределами России либо получают их от зарубежных учредителей в качестве вклада в уставный капитал. Чтобы ввезти такое оборудование на территорию России, на таможне одновременно с таможенной декларацией необходимо предъявить сертификат соответствия на это оборудование, декларацию о соответствии либо документы о признании в РФ иностранного сертификата (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ).
Минфин России считает, что расходы компании на сертификацию импортного основного средства включаются в его первоначальную стоимость (Письмо от 10.05.2006 N 03-03-04/1/429). Ведь эта стоимость определяется как общая сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Таким образом, в налоговом учете организация будет признавать расходы на сертификацию импортного основного средства по мере начисления амортизации, то есть равными частями в течение срока его полезного использования.
Получается, компаниям рискованно учитывать такие расходы единовременно, даже если они будут ссылаться на недавнее Письмо Минфина России от 28.03.2014 N 03-03-РЗ/13719. Дело в том, что в нем речь идет о сертификации продукции, а не объектов основных средств.
Даже если зарубежный изготовитель или продавец оборудования представил на него иностранный сертификат соответствия, российская организация вправе повторно провести сертификацию. Однако, если иностранный сертификат был признан на территории России согласно международному договору, Минфин России считает расходы на проведение такой сертификации необоснованными (Письмо от 10.05.2006 N 03-03-04/1/429). Это означает, что российская компания не сможет учесть их при расчете налога на прибыль.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи