Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Пять выплат работникам, которые не облагаются взносами, несмотря на наличие трудовых отношений (Вайтман Е.)

Пять выплат работникам, которые не облагаются взносами, несмотря на наличие трудовых отношений (Вайтман Е.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Наличие трудового договора еще не повод начислять взносы.
Когда необходимы дополнительные подтверждающие документы.
Взносы не начисляют, если выплата не является адресной.

С 2011 г. все выплаты работникам, которые производятся в рамках трудовых отношений, облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, далее - Закон N 212-ФЗ). На практике фонды требуют от работодателя начислять взносы даже на те выплаты, которые напрямую не связаны с выполнением сотрудником должностных обязанностей.
Однако, судя по недавним разъяснениям Минтруда России и судебным решениям, некоторые выплаты работникам все-таки не облагаются взносами в фонды, несмотря на наличие трудовых отношений.

1. Компенсация работнику за использование его личного имущества в служебных целях

В феврале 2014 г. Минтруд России подтвердил, что сумма компенсации за использование в служебных целях личного имущества (автомобиля, смартфона, ноутбука, планшетного компьютера и др.) сотрудника не облагается страховыми взносами в фонды (Письмо от 26.02.2014 N 17-3/В-92). Но только при условии, что использование этого имущества связано с выполнением работником трудовых обязанностей. Например, обусловлено разъездным характером работы или иными служебными целями.
Ведомство относит подобные выплаты к компенсациям, которые предусмотрены законом и связаны с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Указанные компенсации освобождены от обложения страховыми взносами (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Причем не облагается вся сумма компенсации, зафиксированная в соглашении между работником и организацией. Правда, Минтруд России дополнительно отметил следующее (Письмо от 26.02.2014 N 17-3/В-92):
"<...> Размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности".
Более того, Минтруд России считает, что для освобождения суммы компенсации от обложения взносами у организации, помимо соглашения с работником, должны быть определенные документы (см. врезку ниже).

Документы. Важно подтвердить, что предоставленное работником имущество является его личной собственностью
По мнению Минтруда России, организация вправе не начислять страховые взносы на сумму компенсации за использование имущества работника лишь при наличии у нее копий документов, которые подтверждают (Письмо от 26.02.2014 N 17-3/В-92):
- право собственности работника на это имущество. Если речь идет о выплате компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля сотрудника, компании потребуется копия паспорта транспортного средства (ПТС). Непонятно, каким документом подтвердить принадлежность работнику смартфона, ноутбука или иного аналогичного имущества. Возможно, для этих целей подойдет копия кассового или товарного чека о его приобретении либо письменное заявление сотрудника, в котором он указывает, что конкретное имущество является его личной собственностью;
- расходы, понесенные работником при использовании имущества для служебных целей. Например, копии чеков АЗС на приобретение бензина для автомобиля и путевые листы, подтверждающие служебный характер поездок.

Впрочем, и раньше ФСС РФ и Минздравсоцразвития России (являлось предшественником нынешнего Минтруда России) указывали, что компенсация сотруднику, выплачиваемая за использование для работы его личного имущества, взносами в фонды не облагается (Письма ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19, от 26.05.2010 N 1343-19 и от 12.03.2010 N 550-19).
Подчеркнем, что освобождение от страховых взносов распространяется лишь на случаи использования имущества, принадлежащего работнику лично. Значит, если он не является собственником автомобиля и управляет им по доверенности, на сумму выплаченной ему компенсации работодатель обязан начислить взносы в фонды (Письмо Минтруда России от 26.02.2014 N 17-3/В-92).

2. Оплата работодателем путевки в санаторий для самого работника, его детей или других членов семьи

Минтруд России недавно указал, что суммы, потраченные организацией на приобретение путевок в оздоровительные и санаторно-курортные лагеря для детей работников, не облагаются страховыми взносами в фонды (Письмо от 18.02.2014 N 17-3/ООГ-82). Ведь в этом случае оплата производится за физическое лицо, не состоящее с ней в трудовых отношениях. А выплаты в пользу таких лиц не облагаются страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Представляется, что по этому же основанию можно не начислять страховые взносы на стоимость путевок, приобретенных организацией для других членов семьи работника (жены или мужа, родителей, братьев, сестер и др.). Но лишь при условии, что члены его семьи сами не являются сотрудниками компании.
Впрочем, из приведенных разъяснений Минтруда России можно сделать вывод, что оплата работодателем путевки для самого работника облагается страховыми взносами. Хотя именно такое заключение в этом Письме не приводится (Письмо от 18.02.2014 N 17-3/ООГ-82). Однако ранее и ФСС РФ, и Минздравсоцразвития России отмечали, что оплата работнику стоимости путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в рамках трудовых отношений и, значит, облагается страховыми взносами (Письма ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 N 559-19, от 11.03.2010 N 526-19 и от 01.03.2010 N 426-19).
Тем не менее Высший Арбитражный Суд РФ считает, что и на стоимость путевки, приобретенной организацией для самого работника, она вправе не начислять взносы в фонды (Определение ВАС РФ от 14.11.2013 N ВАС-15670/13). Судьи при рассмотрении этого спора исходили из того, что указанные выплаты не являлись составной частью оплаты труда, были единовременными и носили социальный характер.
Отметим, что, если компания решит не начислять взносы на стоимость путевки для работника, не исключено, что доказывать свою правоту ей придется в суде. Если же организация не намерена судиться, ей безопаснее начислить страховые взносы на эту выплату.

3. Материальная выгода от экономии на процентах по займу, выданному компанией на льготных условиях

Нередко работодатели выдают своим сотрудникам беспроцентные займы либо предоставляют их под ставку ниже рыночной. Очевидно, что при пользовании таким займом у работника возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах.
Минтруд России считает, что сумма этого дохода не облагается страховыми взносами в фонды (п. 1 Письма от 17.02.2014 N 17-4/В-54). Ведь вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество, не включаются в базу для начисления взносов (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Договор займа относится именно к таким договорам (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Аналогичного мнения придерживался ранее и Минздравсоцразвития России (Письмо от 19.05.2010 N 1239-19).
Однако, если работник своевременно не вернет полученный заем, на невозвращенную сумму работодателю придется начислить взносы в фонды (Письмо Минздравсоцразвития России от 17.05.2010 N 1212-19).

4. Единовременная материальная помощь при рождении ребенка в пределах 50 000 руб., причем каждому родителю, работающему в компании

В принципе единовременная материальная помощь, оказанная работодателем сотруднику в связи с рождением у него ребенка, освобождена от страховых взносов. Правда, лишь при условии, что сумма помощи не превышает 50 000 руб. на каждого ребенка и выплачена работнику в течение первого года после его рождения (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Бывает, что оба родителя работают в одной организации. До недавнего времени было непонятно, нужно ли начислять страховые взносы, если работодатель выплатил каждому родителю по 50 000 руб. в качестве материальной помощи в связи с рождением у них ребенка.
Минтруд России разъяснил, что указанные выплаты не облагаются взносами в фонды, даже если оба родителя получили их от одного работодателя (Письмо от 20.11.2013 N 17-3/1926). Ведь ограничение в размере 50 000 руб. установлено в расчете на одного ребенка, а не в расчете на одного родителя (получателя материальной помощи). Более того, Минтруд России отметил следующее:
"<...> Освобождение от обложения страховыми взносами упомянутой выплаты материальной помощи в пользу работника (родителя) не зависит от освобождения от уплаты взносов с аналогичной выплаты, произведенной работодателем второму родителю".
Если организация выплатила сотруднику материальную помощь при рождении ребенка в размере, превышающем 50 000 руб., с суммы превышения она начисляет страховые взносы во внебюджетные фонды (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

5. Оплата работодателем корпоративных мероприятий

Многие компании организуют для работников празднование Нового года, 23 Февраля, 8 Марта и других значимых праздников. Казалось бы, такое мероприятие проводится явно в рамках трудовых отношений. Тем более что обычно на корпоративы допускаются исключительно сотрудники, а членов их семей (жен, мужей, детей) чаще всего не приглашают. Исходя из этого можно сделать вывод, что на сумму расходов на проведение корпоративного мероприятия работодателю следует начислить страховые взносы.
Однако Минтруд России посчитал, что такие расходы не являются адресными выплатами в пользу конкретных работников. Поэтому ведомство указало, что суммы, израсходованные организацией на подобные мероприятия, страховыми взносами не облагаются (п. 4 Письма Минтруда России от 24.05.2013 N 14-1-1061).
К аналогичным выводам приходят и суды, по крайней мере ФАС Центрального округа (Постановления от 21.09.2012 N А14-13077/2011, от 03.09.2012 N А14-11328/2011 и от 29.08.2012 N А14-7962/2011). К сожалению, судебных решений по данному вопросу из других регионов найти не удалось. Отметим, что в приведенных спорах аргументация судей очень схожа с доводами Минтруда России:
"<...> Расходы организации на проведение корпоративного мероприятия не являются выплатами, которые образуют подлежащую определению материальную выгоду у каждого конкретного физического лица".
Кроме того, арбитры отмечают, что в базу для начисления страховых взносов включаются только такие выплаты в натуральной форме, которые произведены в пользу конкретного физического лица. По их мнению, в случае проведения корпоративного праздника невозможно достоверно установить, какая именно часть стоимости потребленных продуктов приходится на конкретного участника праздника (работника). Поэтому суды приходят к выводу, что работодатель не может определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого сотрудника. Значит, и основания для начисления страховых взносов у него отсутствуют.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи