Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Коллекция поблажек для "маленьких" (Суховская М.Г.)

Коллекция поблажек для "маленьких" (Суховская М.Г.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Значительную часть наших читателей составляют бухгалтеры, работающие в небольших фирмах и у предпринимателей. Поэтому мы решили подготовить своеобразную памятку о том, на какие послабления в различных сферах (бухгалтерской, трудовой и пр.) могут рассчитывать те, кто причислен к малому бизнесу.
Но для начала мы напомним, кто в 2014 г. признается малым предприятием или микропредприятием. Это те организации, у которых одновременно соблюдаются следующие условия <1>:
- средняя численность работников в 2012 и 2013 гг. не превышала 100 человек за каждый год (для микропредприятий - 15 человек). При этом учитываются все работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам или по совместительству, а также в обособленных подразделениях;
- выручка в 2012 и 2013 гг. без учета НДС не превышала 400 млн руб. за каждый год (для микропредприятий - 60 млн руб.) <2>;
- не более 25% уставного капитала фирмы в совокупности принадлежит компаниям, не относящимся к малому и среднему бизнесу, а также государству, муниципалитетам, общественным и религиозным организациям, благотворительным фондам, иностранным компаниям.
ИП могут причислить себя к малому бизнесу, если у них соблюдаются первые два условия.

Примечание
Отметим, что малые предприятия вправе рассчитывать на все нижеперечисленные послабления независимо от того, фигурируют ли они в региональном или местном реестре субъектов малого предпринимательства. Напомним, что в такие реестры включаются те малые предприятия, которым была оказана господдержка, в частности в виде предоставления бюджетных субсидий на развитие собственного дела <3>. Для того чтобы узнать условия получения подобных субсидий, нужно обратиться в региональный или муниципальный комитет или департамент, курирующий малый бизнес.

--------------------------------
<1> Части 1, 4, 6 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
<2> Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 N 101; Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.
<3> Части 1, 3 ст. 8 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Упрощенные бухучет и касса

Приведем наиболее прикладные послабления в сфере бухучета для малых предприятий. Итак, они вправе:
- сдавать баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам <4>, не составляя при этом пояснительную записку;
- не применять ПБУ 18/02 <5>;
- все ошибки в бухучете исправлять текущим периодом <7> (даже те, которые другие организации должны исправлять ретроспективно);
- признавать в прочих расходах любые проценты по привлеченным заемным средствам, в том числе на приобретение и создание инвестиционного актива <8>;
- не переоценивать финансовые вложения (например, доли, акции, векселя, выданные займы), а также не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это <9>;
- не отражать оценочные и условные обязательства, а также условные активы, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (например, на оплату отпусков работникам) <10>;
- вести бухучет кассовым методом <11>.

Внимание! Предприниматели могут не вести бухучет, если согласно НК ведут учет доходов или доходов и расходов либо иных объектов налогообложения <6>.

Что касается микропредприятий, то они могут вести бухучет без применения двойной записи <12>.
Если организация решит воспользоваться перечисленными послаблениями, то такое решение следует закрепить в учетной политике <13>.

Рассказываем руководителю
Руководитель малого предприятия может вести бухгалтерский учет самостоятельно <14>. Это решение надо оформить приказом.

Примечание
Факт ведения руководителем бухучета в учетной политике (УП) отражать не нужно <15>. Но если в ней было прописано, что бухгалтерский учет ведет отдел "бухгалтерия", а теперь это делает сам руководитель, то изменения в УП вносить придется.

Что касается правил работы с кассой, то с 1 июня этого года малые предприятия и предприниматели могут не устанавливать лимит остатка наличных, а хранить в кассе такую сумму, какую сочтут нужным <16>.

--------------------------------
<4> Пункты 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н.
<5> Пункт 2 ПБУ 18/02.
<6> Пункт 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
<7> Пункты 9, 14 ПБУ 22/2010.
<8> Пункт 7 ПБУ 15/2008.
<9> Пункты 19, 20 ПБУ 19/02; п. п. 10, 11 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012.
<10> Пункты 10, 11 Информации Минфина России N ПЗ-3/2012; п. 3 ПБУ 8/2010.
<11> Раздел 4 Типовых рекомендаций, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
<12> Пункт 6.1 ПБУ 1/2008.
<13> Пункт 6 ПБУ 1/2008.
<14> Часть 3 ст. 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
<15> Пункт 2 ПБУ 1/2008.
<16> Пункт 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Сокращенные сроки плановых выездных неналоговых проверок

Плановые выездные проверки различных контролирующих органов, к примеру пожарного надзора или СЭС, не могут в совокупности превышать <17>:
- для малых предприятий - 50 часов в год;
- для микропредприятий - 15 часов в год.

Примечание
В исключительных случаях (например, когда в ходе проверки требуется провести какое-либо сложное исследование или экспертизу) эти сроки могут быть продлены, но не более чем на 15 часов <18>.

Таким образом, если небольшую фирму в текущем году планово уже посетила, например, трудинспекция и задержалась дольше чем на 6,5 рабочего дня, то больше в этом году с неналоговой плановой проверкой прийти уже никто не может.

Примечание
В расчетный срок проведения плановой неналоговой проверки засчитываются только те часы, в которые ревизоры непосредственно находились на территории проверяемой компании или ИП <19>. Время нахождения у вас проверяющих фиксируется в журнале учета проверок <20>, который обязаны вести все организации и ИП <21>.

Но учтите, что упомянутые сокращенные сроки не распространяются на следующие проверки малых предприятий:
- внеплановые выездные;
- документарные (как плановые, так и внеплановые).
Тут действует общее ограничение - до 20 рабочих дней на каждую из этих проверок (в исключительных случаях (например, если требуется специальное расследование) - до 40 рабочих дней) <22>.
--------------------------------
<17> Часть 2 ст. 13 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ).
<18> Часть 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ.
<19> Пункт 2.1 Письма Роспотребнадзора от 21.01.2010 N 01/549-10-32.
<20> Приложение 4 к Приказу Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
<21> Часть 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ.
<22> Части 1, 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ.

Заключение срочных трудовых договоров с работниками

Те фирмы и предприниматели, у которых численность работников не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек), могут по соглашению сторон заключать с работниками срочные трудовые договоры (на срок до 5 лет) независимо от того, имеет ли работа срочный характер или нет <23>. При этом в договоре обязательно должны фигурировать:
- срок его действия;
- основание его заключения - ч. 2 ст. 59 ТК РФ.
В чем преимущество срочного трудового договора? Ну хотя бы в том, что работодателю, который хочет расстаться с кем-то из персонала, нужно просто дождаться истечения срока договора, после чего уволить работника <24> без всяких заявлений с его стороны, искусственно не выдумывая повода для расставания. Надо только правильно и своевременно уведомить работника о предстоящем увольнении <25> - не менее чем за 3 календарных дня и в письменной форме.

Предупреждаем руководителя
Срочный трудовой договор, вовремя не расторгнутый в связи с истечением срока, считается бессрочным. И уволить работника потом можно только на общих основаниях, предусмотренных для постоянных сотрудников.

--------------------------------
<23> Статья 59 ТК РФ.
<24> Статья 79, п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
<25> Статья 79 ТК РФ.

Льготы при аренде федеральной недвижимости и при выкупе помещений, арендуемых у региональных и местных властей

Федеральная недвижимость, включенная в специальные Перечни <26>, должна предоставляться малому бизнесу в аренду на льготных условиях. В частности, не менее чем на 5 лет и с особым порядком внесения арендной платы, предусматривающим постепенное ее повышение. Так, полную арендную ставку малое предприятие начинает платить лишь с 4-го года аренды <27>.
Кроме того, субъекты МП как минимум еще год - до 1 июля 2015 г. - имеют преимущественное право выкупа помещений любой площади, непрерывно арендуемых у региональных и муниципальных властей по состоянию на 01.07.2013 не менее 2 лет <28>. Выкупить недвижимость можно в рассрочку, минимальный срок которой - 3 года <29>. Но во многих регионах этот срок увеличен. Например, в Ленинградской области <30> и Хабаровском крае <31> - до 5 лет, а в Архангельской области - до 7 лет <32>.

* * *

Также несомненным плюсом для малых предприятий является то, что они должны представлять в органы статистики в разы меньше форм статотчетности, чем обычные организации.


--------------------------------
<26> Приложение к Распоряжению Росимущества от 22.02.2011 N 184-р.
<27> Пункты 1, 4 Постановления Правительства РФ от 21.08.2010 N 645.
<28> Статья 3, ч. 3 ст. 10 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
<29> Часть 1 ст. 5 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
<30> Статья 2 Областного закона Ленинградской области от 19.12.2008 N 143-оз.
<31> Статья 2 Закона Хабаровского края от 17.12.2008 N 223.
<32> Статья 1 Закона Архангельской области от 22.11.2013 N 33-3-ОЗ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи