Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки (какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать) (Никитин А.Ю.)

Ищем огрехи в решении о проведении выездной проверки (какие ошибки допускают налоговики при назначении ВНП и как это можно использовать) (Никитин А.Ю.)

Дата размещения статьи: 21.07.2014

Обычно при обжаловании решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) внимание юриста и бухгалтера компании сосредоточено на выявленных нарушениях, которые послужили основанием для доначислений. Также тщательно проверяется соблюдение инспекторами процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку в Налоговом кодексе прямо сказано, что нарушение этой процедуры может стать безусловной причиной для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом <1>. Однако нужно внимательно изучить и решение о проведении ВНП. Ведь зачастую уже при назначении проверки налоговики допускают ляпы. И тогда вы можете оспорить само решение о проведении проверки. Если ВНП назначена в конце года, это даст возможность потянуть время: новое решение вынесут уже в следующем году и, значит, один год выпадет из поля зрения ревизоров <3>. Или можете приберечь ошибку налоговиков как аргумент для обжалования результатов ВНП. В этой статье мы расскажем, какие нарушения можно упомянуть в жалобе, подаваемой в налоговый орган, и в исковом заявлении в суд, а на какие не стоит даже обращать внимание.

Рассказываем юристу
В апелляционной жалобе в УФНС нужно приводить все доводы против решения налоговиков. Если приберегать аргументы для суда, то на компанию могут возложить судебные расходы независимо от исхода дела <2>.

--------------------------------
<1> Пункт 14 ст. 101 НК РФ.
<2> Пункт 67 Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
<3> Пункт 4 ст. 89 НК РФ.

Если налоговики пришли без предупреждения

В Налоговом кодексе не сказано, что инспекция должна заблаговременно предупреждать налогоплательщика о предстоящей ВНП <4>. Хотя в жизни бывает, что и предупреждают, например, чтобы не столкнуться с неприятностями типа отпуска у предпринимателя: срок-то на проведение ВНП исчисляется с даты вынесения решения о ее назначении <5>. А вот уже с решением вас должны ознакомить <6>. Это может быть сделано так:
(или) ревизоры приедут к вам сами, предъявят решение о проведении ВНП, в котором распишется руководитель компании, вручат требование о представлении документов и т.д.;
(или) руководителя организации вызовут <7> в ИФНС для ознакомления под роспись с решением о проверке;
(или) решение направят почтой по адресу места нахождения организации (месту жительства предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) <8>.
Если налоговики не ознакомили вас с решением, то суд может посчитать это существенным нарушением процедуры проведения проверки. И в совокупности с другими процедурными нарушениями это может послужить причиной для отмены решения, вынесенного по результатам ВНП <9>. Однако если вы знали о проводящейся проверке (например, писали в налоговую какие-либо заявления, касающиеся ее), то заявлять о том, что налоговики не ознакомили вас с решением о назначении проверки, не имеет смысла <10>. На наш взгляд, практическая польза от этого процедурного нарушения скорее в том, что вы вправе не пускать на свою территорию проверяющих и не показывать им документы, пока вас не ознакомят с решением.

Примечание
Налоговики нередко вносят изменения в первоначальное решение. Обычно уточняется состав проверяющих <11>. Например, если кто-то из ревизоров заболел и нужна замена или если к проверке решили подключить полицию. Заявлять, что вас не ознакомили с такими решениями, вообще бессмысленно <12>. Но опять-таки вы можете не пускать на свою территорию проверяющих, об участии которых в проверке вас не известили законным образом.

--------------------------------
<4> Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853.
<5> Пункт 8 ст. 89 НК РФ.
<6> Подпункт 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.
<7> Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
<8> Пункт 5 ст. 31 НК РФ.
<9> Постановления ФАС СЗО от 31.05.2012 N А52-1840/2011; ФАС ЦО от 24.02.2010 N А68-3935/09.
<10> Постановление ФАС ВСО от 21.07.2010 N А58-7346/09.
<11> Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@.
<12> Постановление 18 ААС от 22.01.2013 N 18АП-12895/2012.

Решение вынесли в одном году, а вручили в другом

Ограничение глубины проверки по правилу "год текущий + 3 предшествующих" <13> часто становится причиной того, что выездную назначают в последних числах декабря. Например, 30 декабря 2013 г. налоговики могли вынести решение о проведении выездной проверки компании за 2010 - 2012 гг. Формально требования закона соблюдены, но налогоплательщиков такое поведение инспекторов иногда возмущает: вручают-то такие решения, как правило, после новогодних праздников, то есть уже в следующем году. И некоторые считают, что это влечет сокращение периода, который может быть охвачен ВНП. Так вот, это как раз тот случай, когда оспаривать правомерность проверки 2010 г. (если брать данные нашего примера) не стоит. Особенно если налоговики еще в декабре предпринимали попытки вручить вам решение, рассылали в другие инспекции запросы о проведении встречных проверок ваших контрагентов и т.д. То есть фактически начали проводить проверку раньше, чем вручили вам решение <14>.
--------------------------------
<13> Пункт 4 ст. 89 НК РФ.
<14> Постановления ФАС ПО от 29.10.2013 N А65-2024/2013; ФАС СЗО от 10.11.2011 N А05-13345/2010.

А был ли мальчик, или Проверку назначила "несуществующая" ИФНС

Слияние инспекций мало затрагивает налогоплательщиков. Неудобство только в изменении реквизитов ИФНС (как правило, инспекция сообщает свои новые реквизиты во избежание ошибок при оформлении платежных документов на уплату налогов <15>, но может этого и не сделать). И нужно получить новое свидетельство о постановке на налоговый учет <16>, поскольку наименование инспекции, ее адрес, ИНН и КПП изменятся. Для этого можно подать в ИФНС заявление о замене свидетельства в произвольной форме.

А если уже после того, как в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности налогового органа в связи с реорганизацией, присоединяемая инспекция назначит проверку? Насколько правомерно такое решение? И может ли инспекция-правопреемница проводить ВНП на его основании?
С такой ситуацией столкнулась одна из наших читательниц. При реорганизации налоговых органов инспекция, в которой состояла на учете компания, присоединилась к другой. И 21 декабря, в день, когда в госреестр была внесена запись о прекращении деятельности ИФНС, заместитель руководителя "исчезающей" инспекции вынес решение о проведении выездной проверки. Выяснилось, что приказ о реорганизации вступал в силу только с 1 января, поэтому налоговики не сомневались в правомерности своих действий.

Примечание
Приказы, на основании которых происходит реорганизация инспекций, издает ФНС. Это открытые документы, на них не стоит гриф "ДСП", многие из них есть в разделе "Законодательство" системы "КонсультантПлюс" (информационный банк "ВерсияПроф") <17>. Но если вы попросите такой документ в ФНС, вам, скорее всего, вежливо откажут, сославшись на то, что запрашиваемая информация предназначена для внутреннего пользования.

Однако закон говорит о другом: при присоединении реорганизация считается завершенной с момента, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица <18>. То есть именно 21 декабря присоединяемая ИФНС утратила правоспособность, а ее права и обязанности перешли к реорганизованной инспекции <19>. Получается, что с этой даты назначать и проводить проверку могла только реорганизованная ИФНС. При обжаловании решения, вынесенного по результатам проверки, можно привести доводы о том, что решение о проведении ВНП было вынесено неправоспособной инспекцией и подписано неуполномоченным должностным лицом. Но не исключено, что при отсутствии других огрехов судьи сочтут такое нарушение процедуры назначения ВНП несущественным и не повлиявшим на законность решения по проверке.
А вот если прежняя инспекция вынесла спорное решение до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности, реорганизованная ИФНС как правопреемник может на законном основании проводить выездную проверку <20>. Тут уж придраться не к чему.
--------------------------------
<15> Подпункт 6 п. 1 ст. 32 НК РФ.
<16> Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.
<17> Приказы ФНС России от 25.09.2013 N ММВ-7-4/417, от 12.10.2012 N ММВ-7-4/722.
<18> Пункт 4 ст. 57 ГК РФ.
<19> Пункт 3 ст. 49, п. 2 ст. 58 ГК РФ.
<20> Пункт 2 ст. 58 ГК РФ.

Ваш переезд проверке не помеха

По общему правилу решение о проведении выездной проверки выносит инспекция по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) <21>. И эта же инспекция проверку проводит. То есть при вашем "переезде" в другую инспекцию ИФНС по прежнему месту нахождения может назначать и проводить проверку до внесения изменений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) <22>. Это правомерно, и проверку не отменят. Но если проверка назначена старой ИФНС хотя бы в тот же день, когда внесена запись в госреестр, у вас есть все шансы обжаловать результаты ВНП <23>.

Примечание
Даже если при переезде вы сменили регион, повторную проверку в порядке контроля работы нижестоящего налогового органа все равно назначит УФНС по прежнему месту вашего нахождения <24>. И проверку сданной после переезда уточненки "на уменьшение" за период, который проверялся на ВНП инспекцией по прежнему месту учета, назначит старая ИФНС <25>.

--------------------------------
<21> Пункт 2 ст. 89 НК РФ.
<22> Письма Минфина России от 23.03.2012 N 03-02-07/1-68, от 19.06.2012 N 03-02-08/53; ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. п. 10, 11); Постановление ФАС ВСО от 13.01.2012 N А19-12393/2011.
<23> Постановление ФАС ПО от 21.10.2013 N А55-34463/2012.
<24> Письма Минфина России от 29.03.2012 N 03-02-08/32; ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690 (п. 1).
<25> Пункт 10 ст. 89 НК РФ; Письмо ФНС России от 06.03.2012 N АС-4-2/3639.

В решении неверный ИНН? Такая ошибка ваши права не нарушает

Форма решения о проведении ВНП <26> предусматривает указание ИНН проверяемого налогоплательщика. Однако, если налоговики не укажут в решении ИНН или допустят в нем ошибку, это не означает, что проверка проводится незаконно. Обязательный реквизит решения о проведении ВНП - это полное и сокращенное наименования организации либо Ф.И.О. предпринимателя <21>. ИНН не является частью наименования организации и не заменяет его. Кроме того, инспекция вправе устранить технические ошибки, допущенные в принимаемых ею ненормативных актах, путем внесения изменений отдельным решением <27>.
--------------------------------
<26> Утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
<27> Постановления ФАС МО от 14.08.2012 N А40-26973/12-99-126; ФАС УО от 25.08.2010 N Ф09-6740/10-С3.

Пришли проверять один налог, а начислили другой

В решении о проведении ВНП указываются проверяемые налоги и периоды, за которые проводится проверка <21>.
Ревизоры не вправе доначислять налоги за периоды, не обозначенные в решении о проведении ВНП <28>, или изменять проверяемый период после начала проверки. Решение, изменяющее период проверки, - это самостоятельный ненормативный правовой акт. И он должен соответствовать требованиям ст. 89 НК РФ, ограничивающим глубину проверки 3 годами, предшествующими году ее назначения <29>. Например, если налоговики в 2013 г. назначили проверку за 2011 - 2012 гг., то они не могут в 2014 г. изменить проверяемый период, включив в него 2010 г. Это уже будет являться нарушением, и такую "корректировку" периода проверки не составит труда оспорить даже в вышестоящем налоговом органе.
Не могут проверяющие и доначислять не названные в решении налоги. Так, если в решении сказано, что проверяется правильность исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС, инспекторы не могут насчитать налог на имущество, обнаружив "попутно" нарушения и по нему <30>. Но есть и исключения из этого правила. Если компания применяет упрощенку, а в ходе выездной проверки ревизоры доначислят НДС, например по причине обнаружения счетов-фактур с налогом, то ссылаться на отсутствие НДС в перечне проверяемых вопросов не стоит. В такой ситуации, считают суды, НДС и не может фигурировать в решении о проведении ВНП. И при этом доначисление НДС не приводит к принятию незаконного итогового решения по проверке <31>.
Кстати, на практике проверку обычно назначают с формулировкой "по всем налогам и сборам", или, как говорят налоговики, комплексную <32>. Отсутствие указания на конкретные налоги в такой ситуации не повод оспаривать правомерность проведения ВНП. Формулировка "по всем налогам и сборам" допускается формой решения. И суды согласны с тем, что налоговики не обязаны перечислять в решении конкретные налоги, подлежащие проверке <33>.
А вот формулировать предмет ВНП как проверку "отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах" инспекция не должна.

* * *

Не стоит оспаривать решение о назначении ВНП из-за неточностей, которые однозначно не нарушают ваши права. Например, суд вряд ли серьезно воспримет претензии к тому, что решением не установлено, кто из участвующих в ВНП инспекторов является руководителем проверяющей группы (бригады). Ведь наличие этой информации предусмотрено только формой решения, а в Налоговом кодексе такого требования нет.
Кстати, в число проверяющих могут включить и сотрудников УФНС: закон этого не запрещает. Такое обычно случается, если ваша инспекция консультировалась с вышестоящим налоговым органом по какому-либо сложному неоднозначному вопросу, связанному с вашей компанией.
--------------------------------
<28> Постановление 14 ААС от 30.12.2011 N А13-13347/2010.
<29> Пункт 4 ст. 89 НК РФ; Постановление ФАС УО от 16.04.2012 N Ф09-2750/12.
<30> Постановление ФАС ЗСО от 02.05.2007 N Ф04-2508/2007(33690-А46-40).
<31> Пункты 2, 3 ст. 346.11 НК РФ; Постановление ФАС УО от 22.11.2012 N Ф09-11159/12.
<32> Пункт 1.3.1 Рекомендаций по ВНП, доведенных Письмом ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622.
<33> Постановления ФАС ПО от 13.03.2012 N А72-4064/2011; ФАС ВСО от 28.02.2011 N А33-4941/2010; 8 ААС от 28.06.2013 N А75-105/2013.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи