Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Не делай добра... (Цыганков Э.)

Не делай добра... (Цыганков Э.)

Дата размещения статьи: 24.07.2014

В Государственную Думу поступил проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Документ предлагает дополнить НК РФ новой статьей - "Пределы осуществления прав и исполнения обязанностей в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

По пунктам

Пункт 1 ст. 21.1 НК РФ определяет добросовестное поведение налогоплательщика как надлежащее исполнение последним своих обязанностей, если налоговый орган не установит факт злоупотребления налогоплательщиком своим правом. Уже здесь заложено противоречие прав и обязанностей. Например, возникает вопрос: как можно злоупотребить правом, исполняя обязанности?
Пункт 2 новой статьи устанавливает понятие "злоупотребление правом", причем, как следует из содержания пункта, злоупотреблять правом в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может только налогоплательщик. А как же остальные участники отношений, регулируемых налоговым законодательством? Также остался неясным вопрос о том, где начинаются пределы исполнения обязанностей и кому эти пределы будут адресованы - налогоплательщику или налоговым органам.
Законопроект предоставляет налоговым органам право самостоятельно оценивать добросовестность налогоплательщика, в том числе заключенные им сделки, и принимать решения о применении налоговых последствий такой оценки.
Между тем данный подход содержит в себе риски злоупотребления правом уже со стороны самих налоговых органов и противоречит установленным принципам и нормам налогового законодательства, в соответствии с которыми правовая оценка сделок, заключенных налогоплательщиком, а также оценка статуса и характера его деятельности выходит за рамки компетенции налоговых органов и осуществляется в судебном порядке (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Для целей налогообложения

Согласно законопроекту "под злоупотреблением правом понимается совершение хозяйственных операций, совокупности сделок или действий (бездействия), основной целью которых является неисполнение (неполное исполнение) обязанности по уплате налогов и сборов, а также неправомерное получение права на возмещение (возврат, зачет) налогов и сборов".
Правовой анализ текста представленного определения злоупотребления правом для целей налогообложения приводит к следующим выводам.
Законопроект определяет иное значение понятия, уже используемого в гражданском законодательстве. Для соблюдения правил юридической техники и минимизации последствий одновременного существования различных вариантов толкования одного и того же термина необходимо дополнение глоссария, закрепленного в ст. 11 НК РФ.
Справедливости ради стоит отметить, что последние изменения гражданского законодательства значительно облегчили процесс сближения понятий налогового и гражданского законодательства. В основном это происходит за счет низкого качества предлагаемых дефиниций. И если для налогового законодательства это уже норма, то гражданское законодательство явно "пытается наверстать упущенное". На этом утверждении можно плавно перейти к следующему вопросу.
Злоупотребление правом подразумевает, что субъект этим правом обладает легитимно (правомерно). Значит, злоупотреблением права нельзя считать неправомерное действие, в частности "неправомерное получение права на возмещение (возврат, зачет) налогов и сборов". Слово "неправомерное" однозначно определяется как "без правовых оснований", "в отсутствие права" и даже как "в нарушение права". Как можно при этом злоупотребить тем, чего нет?
Казалось бы, очевидный вывод делает подобные определения невероятными. Однако, как уже отмечалось, начало было положено еще в гражданском законодательстве при модернизации гражданско-правового понятия "злоупотребление правом". Изменения ГК РФ от 30.12.2012 к уже привычному - не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу - добавили действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Чтоб в обход закона неповадно было

Как-то неловко в таком уважаемом правовом акте, как ГК РФ, встречать такие просторечия, как "действия в обход закона". К тому же "противоправная цель" определяется не иначе как цель, нарушающая право. Однако понятие "злоупотребление правом" для того и придумано, чтобы ограничить действия, формально право никак не нарушающие. О создании в гражданском праве "каучуковых норм" для "непредвиденных случаев" и пагубности подобных подходов в законотворчестве доходчиво и прозорливо писал И. Покровский еще в начале двадцатого века (Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998). Как-то так получается, что выводы И. Покровского каждый раз очень кстати подходят для сегодняшней действительности, несмотря на столетнюю давность получения.
Очень легко и удобно пользоваться таким универсальным средством, как "злоупотребление правом". Безграничность ограничения применения права позволяет использовать его по субъективному усмотрению. Никому заранее не будет известно, в каком случае и для кого зазвонит колокол. Если "совершенствование" законодательства пойдет и дальше таким путем, законы превратятся в житейские понятия и лозунги из разряда "налоги должны платиться грамотно и по совести". Отклонение от этого правила будет определять самостоятельно налоговый инспектор и применять к нарушителю меры "как положено, чтоб в обход закона неповадно было".
Проблеме неопределенности в праве посвящено огромное количество доктринального и официального материала. Для конкретного случая необходимо заметить, что в отличие от гражданского законодательства присутствие в налоговом законодательстве такого неопределенного понятия, как "злоупотребление правом", прямо противопоказано НК РФ и решениями КС РФ.

Признание сделки недействительной

Из представленного в законопроекте определения понятия "злоупотребление правом" совершенно не ясно, каким конкретно правом, указанным в ст. 21 НК РФ, налогоплательщик злоупотребляет. Весь смысл предлагаемого определения понятия "злоупотребление правом" сводится к совершению правомерных сделок с пороком воли (несоответствие воли волеизъявлению), которые в соответствии с действующим гражданским законодательством признаются недействительными.
Например, сделки, заключаемые не с целью достижения хозяйственного результата, а с целью неисполнения обязанности по уплате налогов признаются недействительными как мнимые или притворные сделки. Применение последствий недействительности таких сделок осуществлялось и должно осуществляться в судебном порядке, поскольку данная процедура выходит за рамки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а следовательно, выходит за рамки компетенции налоговых органов.
Право налоговых органов на обращение в судебные органы с исками о применении налоговых последствий недействительности сделок может реализоваться на основе положений подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ как применение последствий изменения юридической квалификации сделки. Вместе с тем практика применения ст. 45 НК РФ далеко не однозначна и содержит прецеденты, в соответствии с которыми признание сделки недействительной выходит за рамки понятия "изменение юридической квалификации сделки".
Арбитражные суды со свойственным им формальным подходом к вопросам своей подведомственности, ссылаясь на ГК РФ, с удовлетворением отмечали, что для признания сделки недействительной судебное решение не требуется. Ничтожная сделка недействительна сама по себе, и точка. Такая позиция арбитражных судов с не меньшим удовлетворением была поддержана налоговыми органами. Достаточно было объявить сделку ничтожной, как она сама становилась такой с момента ее заключения и растворялась в пространстве, не оставляя последствий.
Мнения ученых-юристов по данному вопросу для арбитражных судов так и остались мнениями. В качестве примера мнений позволим себе привести высказывания В. Витрянского в работе "Недействительность сделок в арбитражно-судебной практике":
"Положение о том, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК), не исключает возможности решения суда о ее ничтожности. Нет оснований считать, что спор о недействительности сделки по мотивам ее ничтожности не подлежит рассмотрению в суде".
"В целом ряде случаев имеет принципиальное значение именно судебное признание ничтожной сделки недействительной, - например, если кто-либо оспаривает наличие оснований ничтожности сделки".
Однако с недобросовестными налогоплательщиками надо было как-то бороться. И в качестве оружия ВАС РФ предложил использовать понятие "необоснованная налоговая выгода" и доктрину деловой цели - штуки иностранные, модные, но для российского права неведомые.
Если коротко, то традиционные для российского права процедуры признания сделок недействительными были заменены на заимствованные из англосаксонского права процедуры признания налоговой выгоды необоснованной. Но на самом деле поменялись только названия. Если посмотреть на рекомендации Постановления ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" под углом рассмотрения процедуры признания недействительными мнимых и притворных сделок, то сходство обнаружится очевидное.
Наверное, можно сказать, что от перемены названий суть не изменилась и можно продолжать в том же русле. Но нельзя не признать, что подобного рода подмены нарушают целостность и системность права и законодательства. Эти качества помогают законодательству и праву оставаться стабильными и защищенными, не допуская появления различного рода "правовых вирусов", таких, например, как "злоупотребление правом для целей налогообложения".
Возвращаясь к прозе правового анализа, можно заключить, что реализация цели законопроекта возможна путем внесения изменений в ст. 45 НК РФ, предусматривающих право налоговых органов на обращение в судебные органы с иском о взыскании налога в связи с установлением факта недействительности сделки. Новая редакция подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ может выглядеть следующим образом:
"3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, в том числе на признании сделки недействительной, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика".
Изменения в законодательстве могут быть и более подробными, если доктрины деловой цели и налоговой выгоды перевести на язык российского права.
В заключение необходимо отметить, что пределы осуществления прав устанавливаются законопроектом только в отношении налогоплательщика, при этом название ст. 21.1, вводимой законопроектом в НК РФ, предполагает распространение ограничений на всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Вся Россия

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2023
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.