Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Биткоин: зарубежный опыт (Облачинский И.)

Биткоин: зарубежный опыт (Облачинский И.)

Дата размещения статьи: 24.07.2014

Власти большинства стран опубликовали предостережения и проинформировали инвесторов и потребителей о рисках, связанных с цифровыми валютами. Наибольшее беспокойство общественности вызывает налоговый статус биткоина. Подведение его под налогообложение в дополнение к введению регулирования способно быстро свести на нет интерес к виртуальной валюте. Нельзя исключить, что, если использование биткоина будет урегулировано столь же жестко, как и использование обычной валюты, привлекательность его как недорогого средства обмена значительно снизится.

Система ПОД/ФТ

Одним из основных требований любой системы противодействия отмыванию (легализации) доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) является требование выполнения процедуры "знай своего клиента" (ЗСК). Как заявил генеральный прокурор США Э. Холдер, "с точки зрения интересов обеспечения правопорядка по мере развития систем виртуальной валюты возникает настоятельная необходимость обеспечения выполнения этими системами применимых норм противодействия отмыванию денег (ПОД) и процедур ЗСК". Однако из-за децентрализованной архитектуры биткоин невозможно контролировать или напрямую регулировать каким-либо центральным ведомством.
В традиционном финансовом секторе принцип ЗСК может работать очень хорошо. В биткоине реализация этого принципа невозможна. Любой человек может очень быстро перемещать деньги по всей планете дешево и безнадзорно.
Регуляторы не имеют возможности встроить биткоин в действующую правовую систему, они просто несовместимы. Это факт. Систему государственного надзора в области обычных платежей перенести на биткоин невозможно. Создание соответствующих норм для биткоин-отрасли предполагает работу с нуля. Регулятор должен многому научиться и понять, что эта новая растущая экосистема нуждается в кардинально ином подходе. Регулятор должен знать, что можно сделать, а что нет, и понимать, что он хочет в конечном счете получить. После этого необходимо будет проанализировать преимущества и недостатки всех законодательных инициатив для общества в целом.
Полагаем, что внедрение сколь-нибудь толкового регулирования будет задачей непростой. Любые крупные перестройки сложившегося "железобетонного" режима контроля финансовой системы с целью включения в него биткоина невозможны без порождения противоречивых ситуаций. Любой систематический грамотный подход потребует полной перестройки принципов понимания роли государства, которых придерживаются регуляторы вроде генерального прокурора Эрика Холдера. Это заставит не только пересмотреть ту область, которую должно мониторить государство, но и саму способность мониторить. Найдется ли оправдание сбору частных финансовых сведений и внедрению норм ЗСК, если данные меры только ударяют по инновациям и не оказывают никакого влияния на отмывание денег? Это приобретает особую важность теперь, когда общественное мнение целых народов все больше опасается крупных государственных ведомств вроде Агентства национальной безопасности, которые ведут громадную работу по добыче данных.
Несмотря на желание лидеров отрасли ускорить процесс принятия новых правовых норм, предстоит долгая гонка с препятствиями, прежде чем удастся разработать осмысленное законодательство, которое действительно принесло бы пользу экосистеме биткоин в целом. Не следует удивляться, если по мере роста популярности криптовалюты эта тема постепенно будет выходить на передовые позиции в политических кампаниях и начнет ощущаться ее влияние на экономику и регуляторные возможности государства.
Вопрос состоит в том, как политики и регуляторы собираются на это реагировать. Продолжат ли они тратить время и усилия на решение безнадежной задачи создать систему контроля, которая уже существует в традиционном финансовом секторе? Такая позиция не поможет биткоину в целом, независимо от краткосрочной легитимности, которую он сможет приобрести. Либо власти охотно приспособятся к новому способу мышления и тем самым окажут помощь развитию мощной технологической инновации, развитию, которое даст неизмеримые преимущества мировой экономике? Вопрос не в том, нуждается ли биткоин в регулировании, а в том, каким должно быть регулирование и почему. Здесь необходима честная и обширная дискуссия.

Госрегулирование. Национальные подходы

США. В Соединенных Штатах Америки сложилась противоречивая ситуация, когда согласно трактовке Федеральной налоговой службы биткоин представляет собой имущество, а в трактовке финансовой разведки ФинСЕН биткоин является валютой. Эксперты полагают, что подобные неувязки оказывают негативное влияние на становление биткоина как глобальной валюты, сводя на нет преимущества его использования в странах с незначительным охватом населения финансовыми услугами.
Специалисты отмечают, что потенциал биткоина как глобального средства повышения уровня жизни людей может реализоваться лишь при условии, что Вашингтон не переусердствует в регулировании этой виртуальной валюты. Нашумевшие дела об использовании биткоина преступниками помешали признанию его преимуществ. Одним из мифов стала анонимность биткоина, на самом деле эта виртуальная валюта является псевдоанонимной. Псевдоанонимность биткоина привлекает наркодельцов, лиц, занимающихся отмыванием денег, и других преступников, однако преступные элементы быстро искореняются, причем делается это с широким освещением дел в средствах массовой информации.
По мнению экспертов, судьба биткоина будет определяться тем, удастся ли найти нужный баланс между удобством и безопасностью его использования. Распространению биткоина мешает сложность его восприятия и обращения с ним. Проблема в том, что зачастую простота ведет к ослаблению защиты. Однако эта проблема не кажется безнадежной. Аналогичная задача была решена в платежной системе PayPal.
Вслед за решением Федеральной налоговой службы США, согласно которому биткоин является имуществом, а не денежным инструментом, недавно созданная в Штатах компания Libra заявила о своем желании оказать помощь пользователям этой виртуальной валюты в ведении налоговых дел.
Генеральный прокурор США Э. Холдер на слушаниях 8 апреля в палате представителей США заявил, что использование преступниками биткоина ставит перед правоохранительными органами новые задачи. В то же время это не означает, что министерство юстиции автоматически считает все операции с биткоинами подозрительными.
Генпрокурор подчеркнул, что министерство юстиции проводит работу с финансовыми регуляторами в целях создания механизма "выпалывания сорняков из огорода биткоина". Ведомства сотрудничают и стремятся получить более полное представление о виртуальной валюте и стоящей за ней технологии.
Министерство юстиции работает над тем, чтобы технические инновации, расширяющие возможности преступников в плане анонимного перемещения денег, не затрудняли проведение уголовных расследований. Американские власти уже несколько десятилетий ведут технологическую гонку вооружений для борьбы с киберпреступниками. Правоохранительные органы заинтересованы в том, чтобы системы виртуальных валют соответствовали требованиям законодательства о противодействии отмыванию доходов и нормам "знай своего клиента". Многие компании, которые работают с виртуальной валютой, уже развернули у себя системы, обеспечивающие выполнение требований этих норм.
Работник аппарата комитета Сената США по национальной безопасности и делам правительства, помощник сенатора Т. Карпера Д. Коллинс признался участникам конференции Inside Bitcoins NYC в Нью-Йорке в том, что надеется получить больше информации от биткоин-сообщества. Этой информацией к размышлению вооружаются члены конгресса, когда они действительно принимают решения, как подчеркнул Д. Коллинс. Далее он подчеркивает: "Регуляторы знают только то, чему их хочет научить общество, однако биткоин-сообщество должно принять к сведению проблемы политики, права и защиты потребителей, которые вызывают озабоченность регуляторов".
Д. Коллинс считает нереалистичным ожидать, что какой-то финансовый институт (вроде биткоина) уйдет от регулирования.
Как стало известно 8 апреля 2014 года, конгрессмен от штата Техас С. Стокман готовит законопроект, который в случае его принятия в парламенте страны изменит систему налогообложения биткоина. В настоящее время, как мы уже говорили, согласно позиции Федеральной налоговой службы США биткоин и другие цифровые валюты являются имуществом. Лицо, которое продает или покупает биткоины, является плательщиком налога на прирост капитала по ставке в размере 15%. Выплата заработной платы в цифровой валюте предполагает ведение отчетности и направление ее в федеральные налоговые органы.
Конгрессмен С. Стокман предлагает признать биткоин и другие цифровые валюты в качестве законного средства платежа (legal tender) в Америке. Если это будет сделано, то налог на прирост капитала будет отменен, а участники операций с биткоинами начнут платить налог с продаж.
В этом году С. Стокман уже наделал много шума, когда сообщил о том, что готов принимать пожертвования на свою избирательную кампанию в Сенат США биткоинами.

Япония. Председатель Банка Японии г-н Х. Курода выразил сомнения в перспективности использования биткоина в качестве валюты. "Биткоин не может быть валютой просто потому, что он не будет пользоваться спросом, если не будет обеспечена его безопасность и стабильность его стоимости. Биткоин - не валюта, и я не думаю, что он является средством расчетов", - полагает Х. Курода.
Эксперты полагают, что со временем волатильность биткоина должна снизиться. Это будет происходить по мере того, как будет расширяться круг коммерсантов, принимающих его для оплаты товаров и услуг, и будут сокращаться масштабы его использования в качестве средства сбережений.
Правящая Либерально-демократическая партия Японии, заявив о том, что биткоин не является валютой, после краха старейшей и крупнейшей в мире японской биткоин-биржи Mt. Gox создала комитет для проведения расследований в области биткоина и запретила банкам открытие счетов в виртуальных единицах и посредничество в совершении операций с биткоинами.
Наблюдатели расценивают данные руководителем Банка Японии комментарии как более взвешенную реакцию на происходящее, которую, однако, полностью позитивной назвать нельзя.

Бразилия. Бразильская налоговая служба решила последовать примеру Федеральной налоговой службы США в подходах к налогообложению биткоина. Пользователи биткоина должны будут считать его финансовым активом и сообщать в своих налоговых декларациях о приросте капитала. Налог на прирост капитала подлежит уплате по ставке в размере 15% в момент продажи биткоинов. Держатель биткоинов на сумму более 1 тыс. реалов будет обязан отражать их в своей налоговой декларации.
Лицо, которое продает биткоины на сумму менее 35 тыс. реалов (почти 16 тыс. долл. США), от уплаты этого налога освобождается. Это означает, что в Бразилии при совершении небольших покупок начислять налог на прирост капитала будет не нужно.
Руководство налогово-таможенной службы Бразилии отмечает трудность отслеживания операций с виртуальными валютами. Похоже на то, что налоговое ведомство не создало комплексного аппарата обеспечения исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств, несмотря на официальные заявления, как отмечают эксперты.

Франция. Министерство экономики и финансов Франции заявило, что, хотя биткоин официально не признан государством, доходы от операций с цифровой валютой подлежат налогообложению.
Однако министерство уточняет, что лица, которые не делают из операций с биткоином источник своего существования, получают от них небольшой и нерегулярный доход (к примеру, от случайных продаж), могут его не декларировать и налоги не платить. Такое послабление существует, несмотря на то что налогоплательщики обязаны отчитываться обо всех доходах, полученных в том числе и за рубежом.
Таким образом, министерство подтвердило позицию, занятую Банком Франции в декабре прошлого года. Как разъяснял тогда Банк, биткоин нельзя считать валютой, поскольку существует возможность отказаться от принятия его в качестве оплаты товара или услуги. Согласно ст. R642-3 Уголовного кодекса продавец товара или услуги не вправе отказаться от получения от покупателя за них монет или банкнот евро. Как утверждал Банк, в соответствии с валютным и финансовым законодательством Франции биткоин не может считаться законным средством платежа. Признавая электронные валюты, Банк также подчеркивал, что все они должны обладать правовой гарантией возмещения по их номинальной стоимости.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи