Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Нюансы отражения "агентского" НДС в бухгалтерском и налоговом учете (Клементьева И., Юропов Р.)

Нюансы отражения "агентского" НДС в бухгалтерском и налоговом учете (Клементьева И., Юропов Р.)

Дата размещения статьи: 25.07.2014

Пленум ВАС РФ: взыскать долг по НДС за счет средств агента нельзя.
Момент удержания "агентского" НДС при предоплате.
Обязанности агента при покупке имущества банкрота не возникают.

Приобретая товары, работы или услуги у иностранной организации, не состоящей на учете в РФ, компания выступает агентом по НДС (п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ). Также налоговыми агентами выступают покупатели и арендаторы государственного и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
За последние несколько лет Минфин России издал множество писем, в которых разъяснил сложные вопросы отражения "агентского" НДС в налоговом учете. Большинство споров касается уплаты налога за счет собственных средств агента, периода удержания налога, возникновения обязанностей агента при приобретении имущества у банкрота и в других ситуациях.
Мы проанализировали позицию финансового ведомства, а также выяснили, какие действия налогового агента чаще всего приводят к судебным спорам с контролерами.

Некоторые суды поддерживают компании в том, что агент не обязан уплачивать налог за счет собственных средств

Практика показывает, что наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются налоговые агенты, является требование контролеров уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств. Мол, перечисление "агентского" налога - его прямая обязанность.
Но есть немало примеров судебных решений, в которых суды с такой логикой налоговиков не согласны (Постановления ФАС Уральского от 07.07.2011 N Ф09-2530/11 и от 06.02.2006 N Ф09-6199/05-С2, Северо-Западного от 29.01.2008 N А05-12892/2006 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 03.06.2008 N 6669/08) округов). Ведь налог уплачивается за счет средств налогоплательщика, а не из средств налогового агента (подробнее читайте ниже).

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
В прошлом году редакция журнала "РНК" составила рейтинг ситуаций, когда агент (по налогу на прибыль, НДС и НДФЛ) может столкнуться с претензиями контролеров. Мы опросили ведущих налоговых экспертов и посетителей сайта www.rnk.ru. Оказалось, что спор о правомерности взыскания "агентского" НДС за счет собственных средств налогового агента замыкает пятерку самых распространенных налоговых споров. Около 60% респондентов считают такие действия проверяющих законными. Остальные опрошенные отметили, что контролеры не вправе требовать от налогового агента уплаты НДС за счет собственных средств.
Официальные разъяснения ведомств и позицию судов по этому вопросу читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Рейтинг сложностей, с которыми на практике сталкиваются налоговые агенты" // РНК, 2013, N 5.

Риск в том, что вышестоящие суды занимают иную позицию. В частности, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ" и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.04.2012 N 15483/11 признали правомерным взыскание задолженности компании по НДС за счет собственных средств агента.
Некоторые нижестоящие суды при рассмотрении подобных споров учитывают такое мнение (Постановления ФАС Уральского от 20.08.2013 N Ф09-7958/13, Западно-Сибирского от 10.07.2012 N А75-4739/2011 и Северо-Кавказского от 26.12.2012 N А22-1453/2011 округов).

Если договор содержит условие о предоплате, то "агентский" налог удерживается в момент ее перечисления

По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации удержать у контрагента НДС необходимо именно в момент предоплаты (Письмо от 23.04.2010 N 03-07-08/128). Это следует из буквального прочтения п. 4 ст. 174 НК РФ:
"<...> В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам".
Предположим, компания перечислила иностранному партнеру полную предоплату за товар и не удержала из нее НДС. Впоследствии, когда товар будет отгружен, ей придется обращаться к контрагенту с просьбой вернуть часть денежных средств. Гарантии, что партнер на это согласится, нет. В результате компании может грозить ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по НДС (ст. 123 НК РФ).

При покупке исключительных прав по лицензионному договору "агентский" НДС не удерживается

Реализация прав по лицензионным договорам на территории РФ не облагается НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Если продавец таких прав - иностранная компания, то право на освобождение от уплаты налога зависит от того, признается ли территория РФ местом их реализации.
Минфин России в Письме от 13.08.2013 N 03-07-08/32852 отмечает, что льготу можно применить к операциям по передаче лицензий, авторских или иных аналогичных прав, если покупатель зарегистрирован в России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации у российского покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (Письмо Минфина России от 02.03.2012 N 03-07-08/58).

Комментарий эксперта. Ирина Мухина, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Заключая договор с иностранной компанией, целесообразно удостовериться, стоит ли контрагент на учете в налоговых органах РФ. Документом, подтверждающим, что у контрагента есть обособленное подразделение на территории РФ, является соответствующее свидетельство (форма свидетельства о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе утв. Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@).

Если иностранный арендодатель не стоит на учете в инспекции РФ, российский арендатор выступает агентом по НДС

Если компания арендует у иностранного контрагента недвижимое имущество, расположенное на территории РФ, обязанности налогового агента не возникает. Дело в том, что такая иностранная компания обязана встать на учет в инспекции по месту нахождения имущества (п. 5 ст. 83 НК РФ) и уплачивать НДС в бюджет самостоятельно.
Но если арендованное у иностранной компании, не зарегистрированной в РФ, имущество находится за пределами территории РФ, российский арендатор выступает налоговым агентом. Поскольку местом реализации услуг в этом случае признается территория РФ (пп. 4 п. 1 и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Значит, выплачивая арендную плату, компания удерживает НДС и перечисляет его в бюджет (Письмо Минфина России от 21.10.2013 N 03-07-08/43942).

Не удерживать НДС при покупке имущества банкрота рискованно

Если компания приобретает имущество организации, признанной банкротом, она удерживает НДС из ее доходов и перечисляет налог в бюджет. Такой позиции придерживается финансовое ведомство в Письмах от 31.10.2013 N 03-07-11/46604, от 21.08.2013 N 03-07-11/34210 и от 31.05.2013 N 03-07-11/19984.
Одно время Минфин России поддерживали налоговое ведомство (Письма ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-3-3/96@, от 04.09.2012 N АС-4-3/14725@) и суды (Постановления ФАС Московского от 28.01.2013 N А40-34418/12-22-316 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 22.04.2013 N ВАС-4474/13), Поволжского от 26.11.2012 N А55-2438/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.02.2013 N ВАС-752/13) и Дальневосточного от 24.10.2012 N Ф03-5414/2010 округов).
Но Пленум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" высказал иную точку зрения. В частности, покупатель имущества должника-банкрота вправе не исполнять обязанности налогового агента по НДС. Покупатель перечисляет оплату продавцу в полном объеме (включая НДС), а продавец уплачивает налог самостоятельно. Аналогичные выводы сделали ФНС России в Письме от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12413@ и столичные арбитры (Постановления Московского округа от 08.04.2013 N А40-34449/12-161-314, от 20.02.2013 N А40-34460/12-61-303 и от 20.02.2013 N А40-34431/12-159-316).

Принять к вычету "агентский" НДС можно, но нужно самостоятельно выписать счет-фактуру

Финансовое ведомство разъясняет, что компания, которая приобрела товары, работы или услуги у иностранного контрагента, удержала и перечислила в бюджет НДС с такой сделки, вправе заявить уплаченный налог к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ и Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-07-13/1/33717). Отметим, что налоговый агент в этом случае должен сам выступать плательщиком НДС.
При этом ведомства отмечают, что право на вычет НДС агент получает только после уплаты налога в бюджет и принятия приобретенных товаров, работ или услуг на учет (Письма Минфина России от 21.06.2013 N 03-07-08/23545 и от 29.11.2010 N 03-07-08/334, ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
Также обязательным условием для вычета "агентского" НДС является счет-фактура, который агент выставляет самостоятельно в течение пяти календарных дней (п. 3 ст. 168 НК РФ и Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Примечание. Обязательное условие вычета "агентского" НДС - счет-фактура, который агент выставляет самостоятельно.

Как отразить сумму "агентского" НДС в бухучете

Как правило, на практике не возникает сложностей при отражении в бухгалтерском учете "агентского" НДС. Рассмотрим ситуацию на примере.
Компания закупила у иностранного контрагента, не состоящего на учете в РФ, партию стройматериалов. В бухгалтерском учете она сделает следующие записи:
- Дебет 41 Кредит 60 - приняты к учету товары, приобретенные у контрагента;
- Дебет 19 Кредит 60 - отражена сумма НДС по договору;
- Дебет 60 Кредит 68 - удержан НДС из суммы оплаты, причитающейся поставщику товаров, работ, услуг;
- Дебет 60 Кредит 51 (52) - перечислена оплата поставщику товаров, работ, услуг;
- Дебет 68 Кредит 51 - перечислен "агентский" НДС в бюджет;
- Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету "агентский" НДС по счету-фактуре налогового агента.
В том случае, если предметом договора выступает выполнение работ или оказание услуг (например, аренда имущества), первая бухгалтерская запись будет иметь следующий вид:
- Дебет 20 (26, 44, 91) Кредит 76 - отражен бухгалтерский расход на дату подписания акта приема-передачи работ или услуг, в том числе аренды.
Отметим, что если компания заключила с иностранным контрагентом договор в валюте, то суммы активов и обязательств необходимо пересчитать для целей бухгалтерского учета в рубли по курсу, действующему на дату совершения операции в валюте (п. п. 4 и 6 ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н).

За неудержание "агентского" налога компании грозит штраф

Сейчас, если налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет "агентский" НДС, ему грозит ответственность по ст. 123 НК РФ - штраф в размере 20% от суммы налога. Эти поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Ранее указанная норма была сформулирована несколько иначе: из буквального прочтения ст. 123 НК РФ следовало, что ответственность наступает в случае, если налоговый агент не перечислил налог в бюджет.

Примечание. Законодатели согласились, что агента нужно штрафовать за неуплату "агентского" налога, даже если он не удержал его у налогоплательщика.

Важно помнить, что до вступления в силу новой редакции НК РФ некоторые суды признавали неправомерным привлечение к ответственности налогового агента, который не удержал налог у контрагента. Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 17.11.2005 N А26-770/2005-28 признал неправомерными санкции налоговиков.
Дело в том, что иностранный контрагент получил доход в натуральной форме. И налоговый агент не имел возможности удержать причитающийся к уплате в бюджет НДС. Аналогичное решение вынес Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.09.2012 N 09АП-25217/2012-АК (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 18.12.2012 N А40-16152/12-90-73).
Однако большинство судов придерживались мнения, что инспекторы вправе привлечь к ответственности налогового агента независимо от того, удержал ли он не уплаченную в бюджет сумму НДС (Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, ФАС Волго-Вятского от 17.02.2012 N А43-7281/2011, Уральского от 11.05.2010 N Ф09-3355/10-С2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 23.09.2010 N ВАС-10832/10) и Северо-Кавказского от 25.09.2008 N Ф08-5634/2008 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 23.09.2010 N ВАС-10832/10) округов). Сейчас эта позиция закреплена на законодательном уровне.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи