Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Приказу ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, Порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (Гришина О.П.)

Комментарий к Приказу ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, Порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 25.07.2014

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые инспекторы обязаны предоставить налогоплательщику по его запросу справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (далее - справка о состоянии расчетов с бюджетом) на основании данных налогового органа.
Процедура получения такой справки проста - для этого налогоплательщику необходимо направить в инспекцию соответствующий письменный запрос (лично, через представителя или по почте). Рекомендованная форма запроса приведена в Приложении 8 к Административному регламенту <1>. Также запрос может быть направлен по каналам ТКС - регламент электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками утвержден Приказом ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@.
--------------------------------
<1> Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Согласно абз. 2 пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ запрашиваемая справка о состоянии расчетов с бюджетом представляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса от налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@ утверждена новая форма справки о состоянии расчетов с бюджетом <2>. Установлены также Порядок ее заполнения и Формат ее представления в электронной форме. До вступления в силу указанных положений использовалась форма справки о состоянии расчетов, утвержденная Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@.
--------------------------------
<2> Новая форма будет применяться по истечении 10 дней с даты опубликования комментируемого Приказа, однако на момент подготовки материала он не был опубликован.

Принципиальных изменений новая форма указанной справки не претерпела. Новая справка, как и ее предшественница, представляет собой таблицу, по строкам которой отражаются наименования налогов (сборов), а по графам - сведения о связанных с ними расчетах с бюджетом. Как и прежде, при формировании этой справки особое внимание уделяется и суммам налогов, на уплату которых предоставлены отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит, а также реструктурированной задолженности.
Теперь о нововведениях. В название справки добавлено слово "процентам". Это техническая поправка, вызванная внесением Федеральным законом N 248-ФЗ <3> изменений в формулировку пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. Более того, в предыдущей форме справки в графе 10 указывалось состояние расчетов по процентам за пользование бюджетными средствами с учетом приостановленных к взысканию сумм процентов. В новой форме использована более лаконичная формулировка - состояние расчетов по процентам. При этом суммы процентов, приостановленные к взысканию, указываются теперь в графе 10 отдельной строкой. Прежде данные суммы в отдельной строке не выделялись, а учитывались в общем показателе (вычитались из него).
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Технические поправки внесены также в Порядок заполнения формы справки и Формат ее представления по телекоммуникационным каналам связи.
В новой справке (в графе 3) появился код ОКТМО. Что связано с всеобщим переходом с 1 января 2014 г. с ОКАТО на ОКТМО.
На что еще следует обратить внимание?
В форме новой справки появилось примечание следующего содержания: "настоящая справка не является документом, подтверждающим исполнение организацией (индивидуальным предпринимателем) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов".
Полагаем, сделанная оговорка не случайна. Поясним почему. Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ помимо упомянутой справки о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщику может быть предоставлена справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Форма и Порядок заполнения такой справки утверждены Приказом ФНС России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@. Названная справка предполагает наличие лишь двух формулировок: налогоплательщик имеет либо не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. При этом информация о том, какая именно задолженность (по налогам, сборам, штрафным санкциям или процентам за пользование бюджетными средствами) числится за налогоплательщиком, в ней не расшифровывается. Единственная детализация, которая предусмотрена в форме справки об исполнении налоговых обязанностей, - это отражение сведений об имеющейся неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей и штрафных санкций в разрезе по конкретным территориальным налоговым органам.
Обе упомянутые справки составляются на основании сведений, содержащихся в карточке расчетов с бюджетом (или лицевом счете налогоплательщика) <4>. То есть по требованию налогоплательщика инспекторы могут предоставить справки двух видов, которые так или иначе свидетельствуют о налоговой добросовестности налогоплательщика.
--------------------------------
<4> Карточка РСБ является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов.

Между тем упомянутые справки имеют разное функциональное значение. И этот момент нужно учитывать налогоплательщикам при направлении письменного запроса в налоговую инспекцию.
Наиболее информативной является именно справка о состоянии расчетов с бюджетом, в связи с чем она получила наибольшее распространение на практике. Есть у названной справки и еще весьма важное предназначение - она представляет собой эффективный инструмент для очистки лицевого счета налогоплательщика от старых (просроченных) долгов.

Существенный момент. В новой форме справки о состоянии расчетов с бюджетом по-прежнему не предусмотрено указание сведений об утрате налоговым органом возможности взыскания "просроченной" недоимки. Между тем арбитры (в большинстве своем) настаивают на отражении в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом. В частности, об обособлении сумм задолженности, по которой налоговым органом утрачено право взыскания, поскольку необъективная информация нарушает права налогоплательщика в части реализации своих интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности (см., например, Постановления ФАС УО от 10.04.2013 N Ф09-2590/13, ФАС ЗСО от 27.03.2013 N А03-10993/2012, ФАС СЗО от 16.06.2011 N А05-9019/2010).
Здесь также уместно упомянуть о правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 22.01.2013 N 9880/12, согласно которой справка о состоянии расчетов с бюджетом сама по себе не является достаточным доказательством наличия у налогоплательщика недоимки, если он не согласен с отраженными в ней суммами.

Как подчеркнули высшие арбитры, наличие у налогоплательщика недоимки (неисполненной обязанности по уплате налоговых платежей в бюджет) должно быть не только установлено, но и документально подтверждено. Помимо налоговых деклараций, актов налоговых проверок, решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, достаточным доказательством, подтверждающим наличие и размер недоимки, может стать акт сверки по лицевому счету налогоплательщика (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Иными словами, в отсутствие упомянутых документальных доказательств налоговый орган не вправе настаивать на наличии у хозяйствующего субъекта налоговой задолженности, подтверждением которой служат лишь сведения, отраженные в справке о состоянии расчетов с бюджетом.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи