Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 05.05.2014 N 03-01-15/20962 (Сухов А.Б.)

Комментарий к Письму Минфина России от 05.05.2014 N 03-01-15/20962 (Сухов А.Б.)

Дата размещения статьи: 25.07.2014

Одним из вариантов контроля за наличным денежным обращением в хозяйственной деятельности как альтернатива применению ККТ является использование бланков строгой отчетности (БСО). Согласно п. 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники <1> (далее - Положение) эти бланки можно применять при оказании услуг населению.
--------------------------------
<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Развитие электронной техники приводит к мысли о том, что удобнее и эффективнее изготавливать данные бланки именно с использованием такой техники, нежели типографским способом. Для пользователя упрощается контроль за ними, ускоряется их оборот, есть и ряд других преимуществ.
Понимая это, чиновники предусмотрели возможность автоматизации процесса изготовления БСО, однако, опасаясь утратить контроль за наличным оборотом при их применении, определили ряд условий для их использования, правда, не конкретизировав порядок их выполнения.
Так, согласно пп. "б" п. 11 Положения автоматизированная система должна обеспечить для каждого отдельного экземпляра БСО уникальный номер и серию, что, впрочем, любая современная электронная техника вполне может сделать.
Нужно также, чтобы была защита от несанкционированного доступа, а все операции с бланком идентифицировались, фиксировались и в течение не менее чем пяти лет сохранялись (пп. "а" п. 11 Положения).
Следует учитывать, что согласно Административному регламенту исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей <2> специалисты ИФНС имеют право беспрепятственного доступа к автоматизированным системам, формирующим БСО, получению информации из них.
--------------------------------
<2> Утвержден Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н.

Дело упрощает на первый взгляд то, что автоматизированные системы для формирования бланков строгой отчетности, соответствующие требованиям Положения, налоговики к ККТ не относят, поэтому используемые организациями и индивидуальными предпринимателями такие системы регистрации в налоговых органах не подлежат (п. 3 Письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Но здесь же налоговики со ссылкой на Минфин России (Письма от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303, от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96) отмечают, что данные системы по своим параметрам функционирования должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ. Выполнение подобных требований должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков (Письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).
Финансисты подчеркнули, что выполнение требований, изложенных в Положении, простое печатающее устройство обеспечить не может, на это способно только специальное устройство. Каким оно должно быть, чиновники затруднились пояснить и даже посчитали более компетентным в этом Минпромторг.
По тем же причинам непригодным для данных целей они сочли обычный компьютер (Письма от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 30.11.2009 N 17-15/126038).
То, что обычный компьютер или принтер не подходят для этих целей, констатировали также и судьи в Постановлении ФАС ПО от 10.11.2010 N А65-8979/2010. Но они же подтвердили, что законодательством не установлено, каким техническим параметрам и характеристикам должны отвечать автоматизированные системы для изготовления БСО. Не разрешен вопрос и об их внесении в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. От себя добавим, что данная ситуация не изменилась до сих пор.
Примечателен в связи с этим вывод судей, что, если организация все-таки выдала БСО, изготовленный на компьютере (отпечатанный на принтере), она не может быть привлечена к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

К сведению! Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует определенным требованиям либо используется с нарушением предусмотренных законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан - от 1500 до 2000 руб.;
- на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Судьи указали, что данная норма предусматривает ответственность за отказ в выдаче по требованию покупателя бланка строгой отчетности за проданный товар, оказанную услугу, а не за использование бланка строгой отчетности, не соответствующего установленным требованиям (см. также Постановление ФАС ВСО от 16.03.2011 N А58-5151/2010).
Следует отметить, что в настоящее время в арбитражных судах формируется позиция, согласно которой, если ККТ не соответствует требованиям, предъявляемым к ККТ, ее использование в данном качестве является не соответствующим законодательству, и к организациям применяются положения ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. Письмо ФНС России от 05.06.2013 N АС-4-2/10250 "О направлении арбитражной практики"). Нет оснований считать, что в отношении БСО, не в полной мере соответствующих требованиям законодательства, будет применяться иной подход.
Как пример подходящего устройства для автоматизированного формирования БСО в п. 9 Письма ФНС России N АС-4-2/14961@ приведен таксометр, используемый в легковом такси. В него может встраиваться электронная контрольно-кассовая машина, Требования к которой утверждены Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 27.12.1995 N 9/25-95), или он должен быть оборудован автоматизированной системой печати БСО (Письмо УФНС России по г. Москве от 06.10.2011 N 17-15/096363).
Московские налоговики указали, что в первом случае встроенная техника должна быть включена в государственный реестр ККТ и регистрироваться в налоговом органе. Автоматизированная система печати БСО, по их мнению, также должна быть включена в Государственный реестр средств измерений. Однако это спорно, так как такого требования в Положении не содержится.
В Письме от 10.12.2010 N 03-01-15/9-256 Минфин России согласился с тем, что ККТ, снятую с учета в налоговом органе, можно доработать таким образом, чтобы она стала чекопечатающим устройством, пригодным для изготовления БСО (проездных билетов), содержащих все необходимые реквизиты. При этом должны выполняться все требования Положения.
В итоге можно прийти к выводу, что до сих пор нет полной ясности, как можно без существенных затрат и простым способом организовать автоматизированный выпуск БСО для собственных нужд. Можно обратиться к сторонним организациям, которые могут предоставить соответствующее оборудование или программное обеспечение. Такое оборудование может представлять собой технику, напоминающую ККТ. Впрочем, стоимость этой техники существенно ниже, чем стоимость ККТ, но не настолько, чтобы данной технике стать равноценной альтернативой БСО, изготовленным в типографии.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи