Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Федеральному закону от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Казаков Е.С.)

Комментарий к Федеральному закону от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Казаков Е.С.)

Дата размещения статьи: 25.07.2014

В Постановлении КС РФ от 16.07.2012 N 18-П был рассмотрен вопрос о конституционности ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ). Этим Законом были внесены существенные изменения в порядок обложения НДФЛ доходов, полученных налогоплательщиком по договорам страхования (ст. 213 НК РФ). Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона изменения стали применяться с 01.01.2008.
В ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 216-ФЗ указывалось, что в прежнем порядке, то есть действовавшем до названной даты, облагаются налогом доходы налогоплательщика по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, если:
- они заключены до дня вступления в силу данного Закона на срок не менее пяти лет;
- в течение этих пяти лет не предусматривается осуществление страховых выплат в пользу застрахованного лица, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты в случае наступления смерти застрахованного лица);
- страховые взносы по ним до дня вступления в силу Федерального закона N 216-ФЗ были в полном объеме уплачены за физических лиц из средств работодателей.
Следует учитывать, что в соответствии со ст. 213 НК РФ в прежней редакции во взаимосвязи с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" получалось, что страховые взносы, уплачиваемые работодателями из своих средств страховым компаниям в интересах застрахованных физических лиц по договорам добровольного страхования жизни, облагались НДФЛ. Однако из содержания новой редакции п. 3 ст. 213 НК РФ следует, что с 01.01.2008 налогом не облагаются любые суммы страховых взносов, если они вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
В то же время страховые выплаты, которые полагались застрахованному физическому лицу от страховой компании по окончании срока действия договора страхования жизни, как следует из п. 1 ст. 213 НК РФ в прежней редакции, при определении налоговой базы по НДФЛ не учитывались, а в новой редакции они учитываются.
Проблема заключается в том, что, если страховые взносы страхователь уплачивал до 01.01.2008, а страховые выплаты налогоплательщик получил после названной даты, и те, и другие перечисления облагались налогом, то есть налицо двойное налогообложение. В этом смысле КС РФ признал ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 216-ФЗ неконституционной. Он принял решение, что до внесения необходимых изменений в НК РФ на все договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенные до 1 января 2008 г., распространяется прежний порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат: страховые взносы, перечисляемые из средств работодателей страховым компаниям в интересах застрахованных физических лиц, подлежат обложению НДФЛ независимо от срока их уплаты, а страховые выплаты в пользу застрахованных физических лиц от налогообложения освобождаются.
Теперь необходимо по указанным договорам осуществить возврат НДФЛ, удержанного из средств работодателей до 01.01.2008. Данный возврат производится не в соответствии со ст. 231 НК РФ, как это обычно происходит в отношении НДФЛ, а согласно ст. 78 НК РФ. Это подразумевает, в частности, уплату процентов на сумму переплаты.
Налоговый агент, законно излишне удержавший налог в период до 01.01.2008, в данной операции не участвует. Налогоплательщик должен за возвратом обратиться в налоговый орган по месту своего учета, а у того есть обязанность сообщить налогоплательщику об имеющейся у него переплате. Правда, неясно, откуда, в свою очередь, налоговики получат информацию о наличии такой переплаты, если не будет проявлена инициатива со стороны налогоплательщика или работодателя, уплатившего страховые взносы, тем более что данный порядок распространяется на договоры, по которым страховые взносы до 01.01.2008 были уплачены не в полном объеме.
Порядок осуществления такого возврата устанавливает новая статья - ст. 231.1 НК РФ. Согласно ей производится также возврат налога в другой подобной ситуации. Имеется в виду обложение пенсионных выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым работодателями в пользу своих работников. Порядок налогообложения таких выплат установлен ст. 213.1 НК РФ, которая действует с 01.01.2005. Также существует Постановление КС РФ от 25.12.2012 N 33-П, посвященное данной проблеме.
С указанной даты перестали облагаться НДФЛ суммы страховых взносов, так как налог стал удерживаться со страховых выплат. И здесь речь зашла о двойном налогообложении в отношении страховых взносов, которые перечислялись до 01.01.2005, если по соответствующим договорам страховые выплаты осуществлялись после вступления в силу ст. 213.1 НК РФ.
Чтобы избежать двойного налогообложения, законодатели и здесь приняли решение, аналогичное принятому в отношении договоров добровольного страхования жизни. То есть суммы налога, удержанные со страховых взносов, осуществленных до 01.01.2005, по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, если после этой даты страховые выплаты также облагались НДФЛ, подлежат возврату налогоплательщику.
Данные изменения приведены в Федеральном законе от 23.06.2014 N 166-ФЗ "О внесении изменений в статью 78 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который опубликован на портале www.pravo.gov.ru 24.06.2014 и с указанной даты вступил в силу.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи