Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Комментарий к Письму Минфина России от 18.04.2014 N 03-03-06/2/17862 (Гришина О.П.)

Комментарий к Письму Минфина России от 18.04.2014 N 03-03-06/2/17862 (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 25.07.2014

По общему правилу, установленному ст. 167 ТК РФ, труд работника за период нахождения его в командировке оплачивается исходя из среднего заработка, который исчисляется в порядке, предусмотренном ст. 139 ТК РФ.
Особенности регулирования трудовых отношений, связанных со служебными командировками, определяются Положением о командировках <1>, которое утверждено во исполнение требований ст. 166 ТК РФ. Следовательно, правило, установленное в ст. 167 ТК РФ, применяется с учетом особенностей порядка оплаты труда работника, находящегося в командировке, предусмотренного Положением о командировках.
--------------------------------
<1> Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.

Это определено в п. 9 Положения о командировках. В нем говорится, что средний заработок за период нахождения работника в командировке и за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, определенному в командирующей организации.
Другими словами, средний заработок выплачивается за рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы командированного лица, но не за выходные или нерабочие праздничные дни. Получается, что ст. 167 ТК РФ не регулируется порядок платы за время пребывания командированного работника в пути, приходящееся на выходные или нерабочие праздничные дни. Напомним, дни отъезда, приезда и нахождения в пути командированного работника, в соответствии с п. 4 Положения о командировках, относятся к периоду командировки.
В то же время служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя (ст. 166 ТК РФ). Следовательно, командированное лицо находится в пути в нерабочие (выходные или праздничные) дни не по своей воле, а по распоряжению работодателя. Словом, за такие дни командированному лицу положена соответствующая компенсация. Но возникает вопрос: как определить ее размер?
Ответ на этот вопрос содержится в Письме Минтруда России от 05.09.2013 N 14-2/3044898-4415. Авторы названного Письма, проанализировав положения гл. 24 ТК РФ и нормы Положения о командировках, пришли к выводу, что дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, подлежат оплате в общем порядке, предусмотренном в ст. 153 ТК РФ. Напомним, согласно названной статье оплата труда в такие дни должна производиться не менее чем в двойном размере либо по желанию работника оплата производится в одинарном размере и предоставляется один день отдыха без содержания. При этом конкретный порядок исчисления размера оплаты зависит от применяемой работодателем системы оплаты труда в отношении командированного работника. Кроме того, конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором или иным локальным нормативным актом.
Позднее чиновники Минтруда России вновь повторили свою позицию в п. 1 Письма от 25.12.2013 N 14-2-337.
Добавим, аналогичное мнение о размере сумм оплаты дней нахождения в пути к месту командировки и обратно высказывается и в арбитражной практике, в частности в Кассационном определении Томского областного суда от 20.01.2012 N 33-10/2012, Апелляционных определениях Ярославского областного суда от 05.03.2012 N 33-903/2012, Московского городского суда от 28.08.2012 N 11-14545/2012.
Определение размера оплаты дней нахождения в пути в период командировки (включая дни приезда и отъезда), приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни, - это лишь часть задачи, которую приходится решать работодателю. Другая часть - порядок признания таких выплат для целей налогообложения прибыли. Поскольку Налоговый кодекс данную ситуацию прямо не регулирует.
Подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяется отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, затраты на командировки. Но лишь в части оплаты стоимости проезда работника к месту командировки и обратно.
Порядок признания в налоговых расходах сумм, выплачиваемых работникам, регламентируется положениями ст. 255 НК РФ. В частности, согласно п. 3 названной статьи работодатель может отнести к расходам на оплату труда начисления за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ. Оговорка "в соответствии с законодательством РФ" указывает на то, что упомянутые выплаты производятся в порядке, установленном ст. 153 ТК РФ.
В рассматриваемой ситуации плата за дни отъезда, приезда, а также дни нахождения в пути в период командировки, приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, должна осуществляться на основании ст. 153 ТК РФ. На этом настаивает Минтруд России (Письмо N 14-2/3044898-4415). Получается, что все формальные требования для признания анализируемых сумм расходом на оплату труда выполнены и, соответственно, их можно отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
По меньшей мере, Минфин не видит никаких препятствий для этого. Соответствующие разъяснения по данному вопросу приведены в Письмах от 31.01.2011 N 03-03-06/1/41 и от 04.02.2009 N 03-03-06/1/39. Не изменили своей позиции чиновники финансового ведомства и в 2014 г., что подтверждает Письмо от 18.04.2014 N 03-03-06/2/17862.
Однако чиновники Минфина в комментируемом Письме делают оговорку о том, что режим работы в выходные и праздничные дни должен быть утвержден правилами внутреннего распорядка. Подобная оговорка содержится и в Письме N 03-03-06/1/39.
Полагаем, данная оговорка финансистов не случайна и ее не следует игнорировать. Поясним почему.
Статья 153 ТК РФ регулирует вопросы оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. В п. 3 ст. 255 НК РФ также говорится об оплате труда за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни. В анализируемой ситуации работник в выходные и нерабочие праздничные дни не трудится, а находится в пути к месту командировки или обратно.
Иными словами, буквально из перечисленных норм следует, что в повышенном размере оплачивается именно работа (то есть выполнение трудовой функции или служебного поручения), а не пребывание в командировке.
Устранить данную коллизию поможет локальный нормативный акт, в котором будут прописаны правила режима работы в выходные и нерабочие праздничные дни и порядок оплаты таких дней. Напомним, в силу ст. 8 ТК РФ работодатель вправе принять локальный нормативный акт, улучшающий положение работника. Следовательно, если в правилах внутреннего распорядка будет предусмотрен порядок исчисления платы за указанные дни в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК РФ, то организация-работодатель просто обязана исполнить взятые на себя обязательства.
Здесь также уместно напомнить, что перечень расходов, который установлен ст. 255 НК РФ, является открытым, поэтому организация может учесть по данной статье любые иные затраты, которые она прописала в трудовом или коллективном договоре (п. 25 ст. 255 НК РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи