Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Решение суда или соглашение об уплате алиментов? (Усачева Е.)

Решение суда или соглашение об уплате алиментов? (Усачева Е.)

Дата размещения статьи: 31.07.2014

Действующее законодательство предоставляет плательщику и получателю алиментов широкие возможности для урегулирования возникающих между ними разногласий. Однако зачастую два документа - решение суда о взыскании алиментов и алиментное соглашение могут конкурировать между собой.

О чем не говорят

Действующий Семейный кодекс РФ закрепил два порядка уплаты и взыскания алиментов: по соглашению об уплате алиментов и по решению суда. Впервые в истории российского законодательства нотариально удостоверенному соглашению сторон алиментных отношений по поводу размера, порядка, формы и сроков уплаты алиментов была предоставлена сила исполнительного листа.
Но этот прогрессивный правовой институт постигла та же участь, что и брачный контракт. Получатели алиментов в большинстве своем предпочитают обращаться в суд даже тогда, когда фундаментальных разногласий с плательщиком не имеется, желая лишь получить гарантию реализации своих прав в виде исполнительного листа. При этом соглашение об уплате алиментов, представляя собой, безусловно, более гибкий, простой в реализации и комфортный с психологической точки зрения способ регулирования алиментного обязательства, не получило широкого распространения. Причина этого кроется не только в традиционном консерватизме российского общества по отношению к новым правовым возможностям, но и в наличии у института алиментных соглашений большого количества правовых проблем.
Весьма актуальным, но непопулярным в литературе является, в частности, вопрос о конкуренции и соотношении юридической силы судебного решения по делу о взыскании алиментов и нотариального соглашения об уплате алиментов. Эта проблема имеет два аспекта: первый связан с решением вопроса о возможности подачи иска о взыскании алиментов при наличии действительного алиментного соглашения, второй - с установлением соотношения ранее вынесенного решения суда и соглашения об уплате алиментов, заключенного после вступления решения в законную силу.

Утром - соглашение, вечером - иск

В соответствии со ст. 106 СК РФ члены семьи, указанные в ст. ст. 80 - 99 СК РФ, имеют право обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов только при отсутствии соглашения об уплате алиментов. Иными словами, наличие алиментного соглашения является препятствием для обращения в суд получателя алиментов с иском о взыскании алиментов и влечет за собой отказ в принятии такого искового заявления. Лицо, желающее инициировать судебный процесс о взыскании алиментов при наличии действующего алиментного соглашения, может сделать это двумя способами:
- расторгнуть алиментное соглашение по взаимному согласию сторон или в судебном порядке, а затем обратиться в суд с иском о взыскании алиментов;
- в порядке п. 1 ст. 151 ГПК РФ соединить в одном исковом заявлении два требования: о расторжении соглашения и о взыскании алиментов <1>.
--------------------------------
<1> Звенигородская Н.Ф. Взаимосвязь формы алиментного соглашения и порядка его исполнения // Исполнительное право. 2009. N 2.

Таким образом, факт недопустимости подачи иска о взыскании алиментов при наличии алиментного соглашения непосредственно вытекает из закона.

А если наоборот?

Гораздо сложнее обстоит дело с обратной ситуацией. Бывают случаи, когда при наличии вступившего в законную силу судебного акта стороны алиментного обязательства по тем или иным причинам приходят к новому соглашению. Особенно часто это связано с получением плательщиком алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка так называемых серых доходов и, соответственно, мизерным размером алиментов, взысканных по решению суда.
Возникают вопросы: допустимо ли заключение соглашения об уплате алиментов при наличии вступившего в законную силу решения суда по тому же поводу, и если допустимо, то как заключение соглашения отразится на уже возбужденном исполнительном производстве?
К сожалению, в настоящее время официальная позиция правоприменителя по данному поводу отсутствует. В результате среди практических работников утвердилось следующее мнение: для преодоления силы судебного решения достаточно указать в соглашении об уплате алиментов, что с момента его заключения взыскание алиментов по конкретному исполнительному листу прекращается. Хуже того, многие нотариусы даже не выясняют у сторон, существует ли в отношении их судебное решение о взыскании алиментов по тем же основаниям, что указаны в соглашении.
На наш взгляд, наличие вступившего в законную силу решения суда обусловливает необходимость обращения к нормам процессуального права для решения вопроса о соотношении судебного решения о взыскании алиментов и заключенного постфактум алиментного соглашения. Статья 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" среди оснований прекращения исполнительного производства называет только один вид соглашений - мировое соглашение должника и взыскателя, утвержденное судом.
Хотя мировое соглашение, как и соглашение об уплате алиментов, преследует цель договорного урегулирования объема и порядка алиментирования, процессуальная природа обусловливает некоторые его отличия от алиментного соглашения в части степени свободы сторон, формы соглашения, порядка его изменения и прекращения. Данные понятия не являются тождественными, имеют различное правовое содержание, следовательно, заключение алиментного соглашения не является основанием прекращения исполнительного производства по взысканию алиментов.
Представляется, что позиция законодателя в этом случае изложена предельно ясно, а содержание ст. 43 Закона N 229-ФЗ не может толковаться расширительно. Заключение сторонами алиментного обязательства, отношения которых уже были предметом рассмотрения суда и права и обязанности которых определены судебным решением, соглашения об уплате алиментов не может повлечь за собой отмену решения суда или утрату им силы. Иное противоречило бы принципу обязательности судебных постановлений, установленному ст. 13 ГПК РФ, поскольку стороны получили бы возможность самостоятельно изменить условия исполнения алиментного обязательства, установленные судом.

Где же выход?

Стороны алиментного обязательства не имеют возможности прекратить действие судебного решения заключением алиментного соглашения. Однако в изменении условий алиментирования, установленных судом, зачастую заинтересованы как плательщик, так и получатель алиментов. Каким же образом надо поступить в такой ситуации?
На практике получила распространение следующая процедура. Стороны алиментного обязательства через некоторое время после вынесения решения суда по делу о взыскании алиментов решают урегулировать свои отношения с помощью соглашения. Не желая инициировать процедуру заключения мирового соглашения, они используют альтернативный, на их взгляд, способ - заключают нотариальное соглашение об уплате алиментов. Но поскольку факт заключения такого соглашения, как было сказано, не является основанием прекращения исполнительного производства по ранее вынесенному судебному решению, стороны используют ст. 46 Закона N 229-ФЗ.
По заявлению получателя алиментов или его представителя ему возвращается исполнительный лист, и стороны продолжают свои отношения, руководствуясь содержанием алиментного соглашения. Но такая ситуация крайне опасна для плательщика алиментов. Судебное решение продолжает существовать, а возврат исполнительного документа взыскателю, в отличие от прекращения исполнительного производства, не препятствует повторному предъявлению исполнительного листа к исполнению.
В результате из двух фактических составов возникает два обязательства: одно из факта наличия алиментной обязанности и факта наличия вступившего в законную силу решения суда, другое - из факта наличия алиментной обязанности и факта заключения соглашения об уплате алиментов. Таким образом, у взыскателя на руках оказывается два исполнительных документа, каждый из которых подлежит исполнению независимо от другого.
Для недопущения возникновения подобных ситуаций сторонам алиментного обязательства следует либо использовать судебную процедуру заключения мирового соглашения, либо заключать алиментное соглашение, осознавая, что оно не заменяет ранее вынесенное судебное решение, а может лишь устанавливать дополнительные обязанности.
Так, если в соответствии с судебным решением алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка взысканы в размере 1/4 дохода, а стороны желают установить 50-процентный размер алиментов, соглашение об уплате алиментов должно предусматривать в качестве размера алиментов разницу между общей желаемой суммой и суммой, взыскиваемой по решению суда, то есть в данном случае 1/4. Установив же соглашением 50-ный размер алиментов, плательщик с учетом судебного решения будет обязан уплачивать алименты в размере 3/4 своего дохода.
Таким образом, судебное решение по иску о взыскании алиментов и соглашение об уплате алиментов в процессуальном плане соотносятся следующим образом. Наличие действительного алиментного соглашения препятствует обращению получателя алиментов в суд с иском о взыскании алиментов к их плательщику. Статья 106 СК РФ устраняет возможность одновременного наличия соглашения об уплате алиментов и вынесенного после его заключения судебного решения по тому же поводу.
В то же время в силу принципа обязательности судебных постановлений стороны алиментного обязательства могут изменить порядок его исполнения, установленный судебным решением, только путем заключения мирового соглашения в соответствии с процедурой, определенной ГПК РФ. Нотариально удостоверенное алиментное соглашение, заключенное при наличии вступившего в законную силу решения по делу о взыскании алиментов, не отменяет судебного решения и не освобождает плательщика алиментов от его исполнения, а лишь возлагает на него дополнительные обязанности.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 сентября 2021 г.
Проект Федерального закона № 1246367-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"

Законопроектом предлагается  закрепить в Законе о приватизации нормы о возможности приватизации объектов газоснабжения, как составляющих государственную или муниципальную казну, так и закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями (учреждениями). Для этого предлагается дополнить данный закон статьей 30.4. "Особенности приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления".




24 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1237255-7 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - упрощение порядка документального подтверждения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. Так, например, при оказании услуг по международной перевозке морскими, речными судами товаров, вывозимых с территории РФ, предлагается исключить требование о наличии отметок таможенных органов.




17 августа 2021 г.
Проект федерального закона № 1232063-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"

Реализация законопроекта создаст инструмент, который позволит осуществлять управление землями, в том числе обеспечивающий оперативное получение актуальных и достоверных сведений о землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках в составе подобных земель, а также пригодности земель сельскохозяйственного назначения.




12 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1230880-7 "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"

Целью законопроекта является ликвидация основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий. Вносимые изменения должны устранить ряд правовых неточностей, уточнить ряд положений и норм данного закона, а также снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий)




6 августа 2021 г.
Проект Федерального закона № 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является совершенствование законодательства РФ в области внеуличного транспорта. Предлагаемые законопроектом нормы об установлении перевозчиками нерегулируемых тарифов относятся к видам внеуличного транспорта, фактически не субсидируемых субъектами РФ (канатные дороги, фуникулеры) и не приведут к ухудшению уровня транспортного обслуживания или снижению ценовой доступности перевозок пассажиров и багажа метрополитеном.



В центре внимания:


Льготы - не для всех линий электропередачи (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Замена старых чугунных труб в МКД (Габелли Г.К.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

О выплате вознаграждения председателю совета МКД за счет арендных платежей (Каравайкина Е.Е.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Расширение контроля за финансовыми операциями (Мусинов А.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>

Трансграничное взыскание задолженности: поиск активов и признание судебных и арбитражных решений в России и за рубежом (Рябинин А., Маликов А.)

Дата размещения статьи: 13.09.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.