Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > С пометкой "Срочно!" (Гришина О.П.)

С пометкой "Срочно!" (Гришина О.П.)

Дата размещения статьи: 02.08.2014

Вот уже год (с 1 июля 2013 г.) действуют правила о порядке обложения НДС премий, бонусов и иных поощрительных выплат покупателям за объемы приобретенных непродовольственных товаров. Между тем в судах по-прежнему рассматриваются спорные ситуации, которые возникли в схожих обстоятельствах, но до указанной даты. Примером тому является Постановление ФАС СЗО от 10.06.2014 N А66-8047/2013. Обстоятельства, приведшие к спору, характерны для большинства подобных ситуаций. Но в данном споре представляют интерес выводы арбитров (добавим, неожиданные), которые, не исключено, могут оказать влияние на правоприменительную практику по этому вопросу. Подробности - в статье.

Из истории вопроса

Федеральным законом N 39-ФЗ <1> урегулирован порядок обложения НДС в ситуации, когда покупателю поставщик выплачивает премии, бонусы или иные поощрительные выплаты за объемы приобретенных непродовольственных товаров.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

В частности, согласно п. 2.1 ст. 154 НК РФ, применяемому с 1 июля 2013 г., предоставление покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает в целях исчисления НДС стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если иное не предусмотрено договором.
Таким образом, если условиями договора не оговорено, что в результате предоставления премии изменяется стоимость отгруженных товаров, то поставщик не вправе уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму указанной премии. Соответственно, покупателю не надо корректировать налоговые вычеты.
Если же в договоре поставки предусмотрено уменьшение стоимости отгруженных товаров на сумму выплаченной премии, то поставщик сможет уменьшить свои налоговые обязательства по НДС, а покупатель - уменьшить налоговые вычеты.
Поводами для внесения указанных изменений стали подход, сформированный правоприменительной практикой (в частности, правовой позицией, обозначенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11637/11), к разрешению обозначенной проблемы, а также точка зрения Минфина на этот счет.
Напомним, и арбитры, и чиновники финансового ведомства сходились во мнении о том, что при предоставлении премии поставщик должен скорректировать налоговую базу по НДС и, соответственно, покупатель должен восстановить сумму НДС, ранее принятую к вычету по приобретенному товару. В обоснование такой позиции они указывали на то, что премия (вознаграждение), выплачиваемая покупателю за выполнение тех или иных условий договора поставки, непосредственно связана с поставкой товара (то есть ее выплата обусловлена определенным объемом поставки) и является формой торговой скидки, применяемой к стоимости товара и оказывающей влияние на облагаемую базу по НДС. В результате выплаты данной премии происходит уменьшение стоимости товара, что влечет необходимость корректировки налоговых обязательств поставщика и покупателя. Такая позиция, в частности, изложена в Постановлении N 11637/11, Письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120 <2>.
--------------------------------
<2> Письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@ доведено до сведения налогоплательщиков и территориальных налоговых органов.

Позднее Минфин России в Письме от 18.07.2013 N 03-07-11/28255 рекомендовал в период с 01.01.2011 по 01.07.2013 при решении вопроса о применении НДС в отношении поощрительных премий, выплачиваемых поставщиком товаров, руководствоваться разъяснениями, приведенными в Письме N 03-07-15/120.
Иными словами, любую подобную премию, выплата которой обусловлена объемом поставляемых (закупаемых) товаров, и арбитры, и финансисты, как правило, рассматривают в качестве основания для изменения цены отгруженных товаров, влекущего за собой необходимость корректировки налоговых обязательств. По понятным причинам аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и территориальные налоговики.
Однако законодатель рассудил иначе, и внесенные им в положения гл. 21 НК РФ поправки служат тому подтверждением. Данные поправки, по сути, избавили плательщиков НДС от безусловной обязанности осуществления такой корректировки (на чем настаивали контролирующие органы и арбитры), определив условия, при которых это допустимо. Помимо условий законодатель также установил момент, с которого названная корректировка не нужна.
Казалось бы, имеется дата - 1 июля 2013 г., которая служит своеобразным рубежом для применения тех или иных налоговых правил. То есть до нее действуют одни правила, после - другие. Но судьям ФАС СЗО подобное разграничение по времени, как видно, пришлось не по душе.

Пример из судебной практики

Как следует из материалов дела, рассмотренного в Постановлении ФАС СЗО N А66-8047/2013, между покупателем и поставщиком был заключен договор поставки автомобилей. Дополнительным соглашением к нему в целях мотивации покупателя к увеличению объемов закупок была предусмотрена выплата премий. Период сделки - II квартал 2012 г.
При этом ни договором поставки, ни дополнительным соглашением, ни иными документами не было установлено изменение цены поставленных товаров в результате выплаты премий.
Инспекторы, а вслед за ними и арбитры (первой и апелляционной инстанций) сочли данную премию торговой скидкой, изменяющей цену поставленных товаров. Вследствие чего первые отказали в вычете НДС, а вторые признали их действия правомерными, указав на то, что покупатель в нарушение пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ не произвел корректировку налоговых обязательств путем восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету.
Однако арбитры кассационной инстанции рассудили иначе.
В случае выплаты поставщиком премии покупателю, которая непосредственно связана с поставкой этих товаров и, соответственно, изменяет их цену и облагаемую базу по НДС, восстановление сумм налога, ранее принятых к вычету покупателем, производится после получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров или корректировочного счета-фактуры.
В данной ситуации условия договора и дополнительного соглашения к нему не предусматривали изменение цены отгруженных товаров. Корректировочные счета-фактуры в адрес покупателя не выставлялись. Более того, поставщик направил покупателю письмо, в котором сообщил, что выплаченные премии не расценивает в качестве выплат, связанных с расчетами за поставленные автомобили, и не находит оснований для корректировки их стоимости и НДС, исчисленного с операции по реализации.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности, а также волю законодателя, которая была выражена в положениях Федерального закона N 39-ФЗ, ФАС СЗО пришел к выводу о необоснованном отказе в вычете НДС покупателю.
Другими словами, несмотря на то, что спорные правоотношения возникли за год до вступления в силу названного Закона, изменившего порядок расчетов по НДС в ситуации, когда покупателю выплачиваются поощрительные премии, арбитры при принятии данного решения сочли возможным сослаться на волю законодателя.
Подчеркнем, арбитры ссылаются не на то, что правило, установленное в п. 2.1 ст. 154 НК РФ, имеет согласно п. п. 2, 3 ст. 5 НК РФ обратную силу, а учитывают сам факт корректировки налоговых правил. Согласитесь, неординарный поступок и вывод ему под стать!
Обобщим сказанное. Вывод, сделанный ФАС СЗО в Постановлении N А66-8047/2013, полагаем, следует взять на вооружение как поставщикам, так и покупателям. В любом случае его можно (и нужно!) использовать при защите своих интересов. Применительно к описанной ситуации остается только пожалеть об отсутствии в нашей стране прецедентного права.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи