Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Оператор связи в роли ответчика и в роли истца (Евстратова Л.А.)

Оператор связи в роли ответчика и в роли истца (Евстратова Л.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2014

Бухгалтер на предприятиях связи - это больше чем бухгалтер, он знает если не все, то очень многое имеющее прямое и косвенное отношение к специфике деятельности. Чтобы разобраться в сути той или иной операции и верно отразить ее в учете и учесть при налогообложении, приходится быть в курсе разных отраслевых нюансов. Сегодня предлагаем читателю ознакомиться с вопросами, связанными с эксплуатацией сооружений и средств связи, размещением кабелей и передачей сети связи, с расчетами абонентов в роуминге и с переносимостью номера в бюджетной интерпретации.

Об эксплуатации сооружений, не введенных в эксплуатацию "как надо"

По сути, это извечный спор между операторами, эксплуатирующими сооружение связи, и ревизорами Роскомнадзора, выдающими предписания о неправомерной эксплуатации без прохождения всех формальных и неформальных разрешительных процедур. Хорошо, что в судебных инстанциях поддерживают все-таки оператора, а не чиновников, ищущих все возможные причины для того, чтобы привлечь к ответственности подконтрольного хозяйствующего субъекта. Обратимся к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N А33-13171/2013.
Итак, Роскомнадзором вынесено предписание об устранении нарушения Правил ввода сетей (сооружений) связи в эксплуатацию <1>, выразившегося в использовании сооружения связи для оказания телематических услуг связи до ввода его в эксплуатацию. Названные Правила предусматривают, что ввод в эксплуатацию сооружения связи включает приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения.
--------------------------------
<1> Утверждены Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113.

Отметим, что Правила ввода сетей (сооружений) связи в эксплуатацию содержат термины и определения, отличающиеся от тех, которые используются в Законе о связи. В частности, согласно Правилам сооружения связи - это совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. По Закону же сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. Отличия, может быть, небольшие, но все же есть.
То же самое со средствами связи: согласно Правилам они представляют собой технические и программные средства, используемые для формирования, обработки, хранения, передачи или приема сообщений связи, а также иные технические средства, используемые при оказании услуг связи, обеспечении функционирования сетей связи. Отраслевой Закон добавляет к сказанному "технические системы и устройства с измерительными функциями". На фоне этих, казалось бы, небольших различий то, что ревизоры считают сооружением, может быть признано средством связи, не нуждающимся во вводе в эксплуатацию в порядке, предусмотренном для сооружений связи.
В рассматриваемом деле организация для оказания услуг связи использует сооружение связи - сеть беспроводного радиодоступа, в состав которого входят:
- базовые станции, присоединение которых к сети передачи данных осуществляется по каналам космической связи, организованным с использованием земных станций спутниковой связи;
- земные станции спутниковой связи, одна из которых в эксплуатацию не введена.
Как следует из материалов дела, земные станции спутниковой связи и базовые станции сети фиксированного беспроводного доступа не созданы и не приспособлены для размещения других средств связи или кабелей связи, то есть на них не могут размещаться иные технические средства. Проще говоря, названное оборудование не обладает признаками сооружения связи, а является средствами связи, поскольку относится к техническим и программным средствам, используемым для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений связи, а также применяется при оказании услуг связи и при обеспечении функционирования сетей связи.
В итоге эксплуатация базовых станций, земных станций спутниковой связи, являющихся средствами связи, без ввода в эксплуатацию не свидетельствует о нарушении Правил ввода сетей (сооружений) связи в эксплуатацию. А предупреждение Роскомнадзора о приостановлении действия лицензии в связи с использованием не готовых к этому сооружений связи (хотя это средства связи) не отвечает действительности. Оно было отменено. Но есть и решения, где земная станция спутниковой связи признается сооружением связи, которое должно быть введено в эксплуатацию в установленном порядке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 N 09АП-6386/2014). Поэтому вопрос о данных станциях остается открытым.

О размещении кабелей на опорах контактной сети и не только

Практика строительства линий связи с использованием объектов связи других субъектов распространена в регионах. Ведь размещение линии связи, что называется, по воздуху дешевле в монтаже, эксплуатации и ремонте, чем по земле и под землей. Однако не все собственники опор довольны условиями заключенных с операторами соглашений, и поддержку им иногда оказывают городские власти, решившие своим указом "навести порядок" на столбах. Однако есть нормативный акт более высокого уровня, который защищает интересы операторов, - это Закон о связи. Помимо этого, иногда может помочь законодательство о защите конкуренции. Да, антимонопольный орган не всегда наказывает - иногда он и защищает права операторов.
Как следует из Постановления ФАС МО от 13.05.2014 N Ф05-4139/14, городская администрация своим постановлением ограничила размещение волоконно-оптических линий связи на опорах наружного освещения и контактной сети. Трамвайно-троллейбусное управление "взяло под козырек" и отправило двум операторам письма с требованием демонтировать волоконно-оптические линии связи с опор контактной сети. Операторы решили за помощью обратиться в антимонопольный орган, который призвал к порядку монополиста - трамвайно-троллейбусное управление, занимающее доминирующее положение на своем товарном рынке. Оно вместе с городской администрацией содействует устранению конкуренции на рынке услуг связи путем оставления единственного участника рынка - третьего оператора, обладающего собственной инфраструктурой для размещения линий связи.
Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (п. 5 ст. 6 Закона о связи). При переносе или переустройстве линий и сооружений связи вследствие строительства, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений оператору возмещаются расходы, связанные с таким переносом или переустройством. Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами (п. 4 ст. 6 Закона о связи).
Таким образом, законодательством предусмотрен особый порядок переноса и переустройства сооружений связи, вызываемых нуждами собственника контактной сети, и демонтаж волоконно-оптических линий связи с опор контактной сети может быть произведен только в порядке, предусмотренном Законом о связи. Раз так, трамвайно-троллейбусное управление не вправе демонтировать кабеля операторов с опор контактной сети на основании постановления городской администрации, так как это нарушает нормы федерального законодательства о связи и о защите конкуренции.
Решение по аналогичному спору вынесено в пользу оператора связи в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N А58-4531/2013. У здания, на крыше которого были размещены кабели, появились новые собственники, которые решили, что они могут обязать оператора их демонтировать. Но не тут-то было. Деятельность оператора направлена на обеспечение неопределенного круга лиц услугами связи, то есть он выполняет определенную социальную функцию. Новые собственники, как ни пытались, не смогли доказать, что на принадлежащем им здании кабели связи размещены незаконно, следовательно, их перенос может быть осуществлен оператором связи при возмещении ему соответствующих расходов. Само по себе размещение линий связи на принадлежащем новым хозяевам здании их прав не нарушает, поскольку такое размещение произведено до возникновения их прав на здание. Поэтому собственникам придется по-хорошему договариваться с оператором, а не ставить ультиматумы.

Как операторы сеть не поделили

При передаче имущества, особенно такого специфического, как активы операторов связи, всегда стоит четко указывать его перечень, детализация не будет лишней. В противном случае потом может выясниться, что продавец передал больше, чем принял за это денег, а покупатель получил тем самым неосновательное обогащение. Но это сложно доказать, чаще претензии продавца, решившего еще что-нибудь потребовать с покупателя, признаются необоснованными (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 N А33-11532/2013).
Один оператор (продавец) по договору купли-продажи передал в собственность другому оператору (покупателю) сооружение связи "Сеть передачи данных общего пользования". В приложении к договору был указан состав передаваемого имущества, спорными оказались абонентские линии связи, используя которые покупатель получил неосновательное обогащение, по мнению продавца сети передачи данных.
Согласно условиям договора указанное имущество передается покупателю в составе, обеспечивающем возможность его эксплуатации по назначению, а именно для оказания услуг по передаче данных и телематических служб. Возможность оказания услуг связи по передаче данных осуществляется путем формирования абонентской линии и подключения с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных. Таким образом, предоставление телематических услуг и услуг связи по передаче данных без использования абонентских линий технически невозможно.
Кроме того, из акта приема-передачи имущества следует, что переданная по договору сеть передачи данных общего пользования включает в себя центральный узел, домовые узлы, а также внутридомовые распределительные сети жилых домов. Согласно перечню имущества переданы коммутаторы, телекоммуникационные шкафы и магистральные линии абонентского доступа. Сами по себе коммутаторы, телекоммуникационные шкафы и магистральные линии не образуют сеть передачи данных. Чтобы оказывать услуги связи по передаче данных, нужно объединить названное оборудование с помощью волоконно-оптической линии связи, воздушных линий связи и с абонентскими устройствами с помощью абонентских линий.
Приобретенная оператором сеть передачи данных объединяет различные вещи, соединенные таким образом, который предполагает их использование по общему назначению для оказания услуг связи по передаче данных и телематических служб. Абонентские линии для этого так же необходимы, как и другое оборудование, поэтому они входят в состав приобретенной сети передачи данных.
Суд обратил внимание еще на один момент. Целью заключения договора купли-продажи являлось продолжение оказания услуг абонентам новым оператором связи, что может быть обеспечено лишь при передаче имущества - сети передачи данных, включающей в себя абонентские линии, присоединенные к абонентским устройствам. Кроме того, полномочия собственника в отношении названных линий после передачи сети связи продавцом не осуществлялись. Сеть передачи данных, как и входящие в них линии, эксплуатировал покупатель. Он нес расходы по содержанию абонентских линий и получал за это доходы, которые не являются неосновательным обогащением исполнителя услуг.

Спасет ли закон от счетов за роуминг?

Роуминг, особенно заграничный, - штука, опасная для абонента. Многие привыкли к тому, что пока средства на счете есть, связь работает, а когда баланс нулевой, связи нет. Поэтому, возвращаясь из-за границы, абоненты получают от оператора связи счета и недоумевают: почему их не проинформировали о том, что вместо авансовой системы оплаты за границей оператор перевел их на кредитную (оказание услуг в кредит)? К кому абоненту обращаться за защитой? Конечно же, в Роспотребнадзор, который отстаивает права потребителей.
Но в подобных ситуациях закон на стороне оператора связи, что подтверждают Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 N 08АП-3469/2014, от 14.05.2014 N 08АП-3188/2014. Роспотребнадзору не удалось изменить условия оплаты услуг подвижной связи, оказанных в роуминге, по целому ряду причин.
Специфика оказания данных услуг заложена в условиях договора, который не противоречит соответствующим правилам предоставления услуг подвижной связи. А именно, оператор снимает с лицевого счета абонента стоимость оказанных услуг непосредственно после оказания услуги, за исключением случаев отсутствия у оператора такой возможности, в частности при потреблении абонентом услуг в роуминге. Снятие с лицевого счета абонента средств за услуги подвижной связи в роуминге происходит по мере поступления от другого оператора данных о видах, объеме и сумме оказанных услуг.
В пределах зоны обслуживания сети оператора связи тарифы по услугам мобильной связи абоненту предоставляются данным оператором, а вне зоны, в роуминге, - другим оператором, роуминговым партнером. При нахождении абонента в сети другого оператора связи (сети посещения) со стороны "своего" оператора реализации услуг не происходит. Расчеты за предоставленные услуги в роуминге производятся по мере поступления в систему учета сведений об услугах от других операторов. Задержка в обмене с ними данными может составлять до месяца. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что в роуминге сразу будут списываться деньги.
До момента получения информации об оказанных услугах связи от роумингового партнера у оператора объективно отсутствует возможность учесть объем и стоимость услуг связи в целях ограничения предоставления услуг при достижении нулевого остатка на лицевом счете абонента. Кроме этого, приостановление оказания услуг при отрицательном балансе не входит в обязанности оператора связи, а является его правом. Ограничение услуг абоненту возможно только после передачи роуминговым партнером полной информации об оказанных услугах связи. Наличие либо отсутствие аванса на лицевом счете абонента не является основанием для оказания услуг связи. С учетом всех перечисленных обстоятельств нельзя считать, что абонент введен в заблуждение относительно потребительских свойств предоставляемой услуги подвижной связи в роуминге. Нужно быть внимательнее и не ориентироваться на текущий баланс счета - он по возвращении корректируется с учетом счетов на оплату услуг роумингового оператора-партнера.

Переносимость номера в бюджетной интерпретации

Торги на право заключения государственного контракта выявляют заказчика, предложившего лучшие условия или минимальную цену. Не все операторы горят желанием связываться с государственными заказчиками, которые не всегда вовремя платят по счетам в связи с недополучением бюджетного финансирования. Но все же клиентская база никогда не помешает, особенно когда контракт заключается на несколько десятков номеров. Если речь идет о подвижной связи, то оператору, торгующемуся за право заключения государственного контракта на оказание услуг подвижной (сотовой) радиотелефонной связи, нужно быть готовым к условию о сохранении существующих номеров заказчика. Хотя данные номера уже числятся в ресурсе нумерации за определенным оператором, это не означает, что заказчик должен выбрать его как единственного поставщика услуг связи. Но на практике так и происходит, в связи с чем другие операторы обращаются в суд с заявлением об ограничении конкуренции таким условием.
Как указано в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 N А56-31972/2013, исполнение требования технической документации о сохранении действующей телефонной нумерации сегодня не является юридически либо технологически невозможным. Есть государственная услуга по передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому, выполняемая в определенные сроки.
Условие о сохранении действующих федеральных абонентских номеров радиотелефонной связи для государственного заказчика отвечает целям эффективного использования источников финансирования, поскольку смена номеров мобильной радиотелефонной связи потребует оперативного внесения изменений в справочную информацию, может блокировать деятельность оперативных служб, органов власти.
Условие о сохранении действующих номеров может рассматриваться как нарушающее ст. 17 Закона о защите конкуренции лишь в случае, если антимонопольный орган установит, что это условие включено в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу в торгах конкретному хозяйствующему субъекту. Если же оператор не сделал никаких шагов по выполнению условия о сохранении номеров, а сразу потребовал признать торги недействительными, такая претензия не является основанием считать государственного заказчика нарушителем законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи