Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при безвозмездном пользовании помещением кафе (Фролова О.А.)

Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при безвозмездном пользовании помещением кафе (Фролова О.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2014

Бывают ситуации, когда общество, оказывающее услуги общественного питания, заключает договор безвозмездного пользования помещением, в том числе на длительный срок. Рассмотрим, может ли такой договор стать основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Лицензионные требования. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ <1> лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в том числе документы, подтверждающие наличие у него стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (пп. 3 п. 3.2 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ).
Если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Уточнения относительно объектов складских помещений. Пунктом 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для этих целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, а также ККТ.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 кв. м, а также ККТ, если иное не установлено федеральным законом.
Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Организации и предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для данных целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также ККТ, если иное не установлено федеральным законом (приведенные требования не распространяются на оказание услуг общественного питания).
Подпадает ли договор безвозмездного пользования под эти требования? Относительно права собственности все понятно. Право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ) являются вещными правами наряду с правом собственности (п. 1 ст. 216 ГК РФ). Первое касается государственных или муниципальных унитарных предприятий, второе - учреждений и казенных предприятий.
Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ).
По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).
К договору безвозмездного пользования, соответственно, применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Названными статьями предусмотрены правила, касающиеся объекта аренды, срока договора аренды, пользования арендованным имуществом, возобновления договора на тех же условиях на неопределенный срок, улучшения арендованного имущества.
Казалось бы, поскольку на договор безвозмездного пользования распространяются некоторые правила договора аренды, общество вправе получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при наличии данного договора. Но все не так просто.
В п. 1 ст. 18 и п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что договор аренды стационарных торговых объектов и складских помещений должен быть заключен на один год и более, что подразумевает регистрацию этого договора. Отсутствие регистрации договора аренды является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (см., например, Постановление ФАС ДВО от 31.03.2014 N Ф03-985/2014 по делу N А73-9651/2013).
В свою очередь, договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями не подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановление ФАС МО от 04.12.2012 по делу N А40-62589/12-113-592).
Кроме того, как мы видим, в п. 1 ст. 18 и п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ содержится закрытый перечень, согласно которому стационарные торговые объекты и складские помещения организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, могут быть в собственности, в хозяйственном ведении, в оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Заметим, что, например, для целей уплаты ЕНВД, рассчитанного исходя из площади зала обслуживания, право пользования данным объектом в силу ст. 346.27 НК РФ может быть подтверждено любым документом.

* * *

Исходя из вышесказанного договор безвозмездного пользования помещением может стать основанием для отказа предприятию общепита в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
В сложившейся ситуации (при осуществлении деятельности на основании такого договора) общество вправе продавать при оказании услуг общественного питания только пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху (поскольку для их продажи не требуется получения лицензии и к данным видам алкогольной продукции у предприятий общепита отсутствует требование о наличии стационарных торговых объектов и складских помещений) либо, для того чтобы получить необходимую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, - заключить договор аренды сроком на год или более и зарегистрировать его в установленном порядке.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи