Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Начисление и вычет НДС: разъяснения Пленума ВАС (Софийская Н.М.)

Начисление и вычет НДС: разъяснения Пленума ВАС (Софийская Н.М.)

Дата размещения статьи: 03.08.2014

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 33) содержит несколько пояснений, актуальных для предприятий сферы ЖКХ. Подробнее о них читайте в статье.

О порядке освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика

Согласно п. 3 ст. 145 НК РФ организации и ИП, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, должны представить в налоговые органы письменное уведомление и документы о размере выручки. Крайний срок - 20-е число месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Таким образом, уведомление может быть передано как до, так и после начала применения освобождения от обязанности по уплате налога. В п. 2 Постановления N 33 разъяснен смысл данной нормы: налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов. То же самое справедливо для направления в налоговый орган уведомления о продлении периода использования права на освобождение (п. 4 ст. 145 НК РФ).
Изложенные рекомендации приведут к единообразию практики применения норм НК РФ в рассматриваемой части. Дело в том, что ранее арбитры толковали п. п. 3 и 4 ст. 145 НК РФ по-разному. Например, поддержку нашел подход, согласно которому своевременное представление уведомления и документов является необходимым условием для применения освобождения (Постановления ФАС ВВО от 27.11.2012 по делу N А31-1179/2012, ФАС ВСО от 29.11.2013 по делу N А10-76/2013, ФАС ДВО от 30.12.2013 N Ф03-6433/2013). Примечательно, что в проекте Постановления N 33 было два противоположных варианта, но в итоге предпочтение было отдано тому, который выгоден для налогоплательщиков.

Порядок отказа от льготы и право на налоговый вычет

Рассмотренная проблема созвучна вопросу о своевременности представления в налоговый орган заявления об отказе от применения освобождения от исполнения обязанности по уплате налога согласно п. 5 ст. 149 НК РФ. Напомним, что УК вправе отказаться от применения пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ минимум на год путем представления заявления в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Вправе ли налогоплательщик в общем порядке определять свои налоговые обязательства по операциям, указанным в п. 3 ст. 149 НК РФ (в том числе применять налоговые вычеты), в текущем налоговом периоде, если такое заявление было им подано с опозданием? В последнее время арбитры в большинстве случаев встают на сторону налогоплательщиков. Они указывают: несвоевременное представление налогоплательщиком заявления об отказе от использования льготы само по себе не свидетельствует о неправомерном применении налоговых вычетов, отказ от применения льготы в виде освобождения операций, указанных в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, от обложения НДС зависит от волеизъявления налогоплательщика, которое не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа (Постановления ФАС ЗСО от 21.03.2014 по делам N N А27-2557/2013, А27-10117/2013, от 22.11.2013 по делу N А27-20772/2012). В такой ситуации налогоплательщик вправе применять вычеты по НДС, если он выставлял счета-фактуры по льготируемым товарам (работам, услугам) и уплачивал налог в бюджет (Постановление ФАС ПО от 26.10.2012 по делу N А55-1577/2012).
При этом контролеры придерживаются противоположного мнения: если налогоплательщик не представил заявление в налоговый орган вовремя, в текущем налоговом периоде операции по реализации подлежат освобождению от обложения НДС (Письма Минфина России от 19.09.2013 N 03-07-07/38909, ФНС России от 26.08.2010 N ШС-37-3/10064). В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ в случае выставления налогоплательщиком счета-фактуры с выделением суммы НДС при реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, эта сумма подлежит уплате в бюджет. Чиновники полагают, что в данной ситуации предъявленный поставщиками товаров, работ, услуг налог не принимается к вычету. Есть примеры, когда суды разделяют такую точку зрения: поскольку заявитель не воспользовался своим правом и не отказался от освобождения операций от налогообложения НДС, суды пришли к правильному выводу о том, что у общества не возникло право на налоговый вычет (Постановление ФАС МО от 28.05.2014 N Ф05-3528/14).
Следует признать правоту налоговиков и финансистов в том, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы <1> при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в данном периоде. Этот вывод сформулирован в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ". Однако заключение о том, что отсутствие факта отказа от льготы лишает налогоплательщика права на налоговый вычет, неверно.
--------------------------------
<1> Положения пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ следует рассматривать именно как налоговые льготы, то есть преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. Это подтверждено в п. 14 Постановления N 33.

Пленум ВАС поставил точку в этом споре, высказав выгодное для организаций мнение (см. п. 6 Постановления N 33). Согласно пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организации (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав. Выходит, что управляющей организации, не желающей пользоваться налоговой льготой, предусмотренной пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, не нужно даже представлять заявление об отказе от нее (право на вычет не пострадает). Споры между УК и налоговиками о правомерности применения вычетов в ситуации, когда УК исчисляет налоги по реализации коммунальных и жилищных услуг в общем порядке и не направляет (направляет с опозданием) заявление в налоговый орган, должны разрешаться в пользу налогоплательщиков.

К сведению. Следует отличать ситуацию, урегулированную пп. 2 п. 5 ст. 173 НК РФ, от случая, описанного в пп. 1 того же пункта. В последней норме речь идет об уплате НДС при выставлении счетов-фактур с выделением сумм налога лицами, не являющимися налогоплательщиками и освобожденными от исполнения соответствующих обязанностей. Но выставление счета-фактуры с НДС и обязанность перечислить в бюджет эту сумму налога не означают, что лицо приобретает статус налогоплательщика и право на налоговый вычет (п. 5 Постановления N 33). Данная проблема может быть актуальной в случае применения управляющей организацией, выбравшей УСНО, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органом местного самоуправления с учетом НДС. Тем более что продолжают появляться судебные акты, в которых арбитры признают законным требование о перечислении НДС в бюджет в подобной ситуации (Постановления ФАС МО от 01.08.2013 по делу N А41-38989/12, от 26.07.2013 по делу N А41-39496/12, от 24.07.2013 по делу N А41-38987/12).

Период применения налогового вычета

Еще один момент, на который необходимо обратить особое внимание, - реализация права на налоговый вычет в периоды, следующие за периодом возникновения этого права. Данному вопросу уже уделялось внимание на страницах журнала. Было выявлено две позиции. Чиновники полагают, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет налога (в частности, когда товары, работы, услуги приняты к учету при наличии счета-фактуры). Если вычет применяется в следующих периодах, налогоплательщик должен представить уточненную декларацию за тот налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета (см. Письма Минфина России от 13.02.2013 N 03-07-11/3784, от 15.01.2013 N 03-07-14/02, ФНС России от 30.03.2012 N ЕД-3-3/1057@). При этом положения п. 2 ст. 173 НК РФ предписывают сделать это в течение трех лет после окончания данного периода.
В свою очередь, Президиум ВАС при рассмотрении конкретного налогового спора отметил: ст. 172 НК РФ, определяющая порядок применения налоговых вычетов, не исключает возможности применения вычета сумм НДС за пределами налогового периода, в котором товары (работы, услуги) оплачены <2>, а основные средства - оплачены и поставлены на учет (Постановление от 15.06.2010 N 2217/10). Арбитры руководствуются этими разъяснениями на практике и при принятии решений исходят из того, что налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по НДС в случае документального подтверждения их обоснованности в любом налоговом периоде после возникновения соответствующего права, но до истечения трехлетнего срока со дня окончания налогового периода, в котором у него возникло право на вычет НДС (Постановления ФАС ДВО от 15.12.2011 N Ф03-6411/2011, ФАС ЗСО от 27.11.2013 по делу N А75-3261/2013, ФАС МО от 06.09.2013 по делу N А40-127722/12-140-844, ФАС ПО от 18.10.2013 по делу N А12-27964/2012, ФАС УО от 30.04.2014 N Ф09-2018/14, ФАС ЦО от 02.09.2013 по делу N А68-10860/2012). В Постановлении N 33 Пленум ВАС РФ сформулировал этот подход как нельзя более четко: поскольку п. 2 ст. 173 НК РФ не предусмотрено иное, налоговые вычеты могут быть отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок налоговых периодов. При этом правило п. 2 ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи налоговой декларации должно быть соблюдено налогоплательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую уточненную налоговую декларацию. Это цитата из п. 27 Постановления N 33, в котором говорится о п. 2 ст. 173 НК РФ, посвященном возмещению из бюджета положительной разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммой налога, исчисленного по налогооблагаемым операциям.
--------------------------------
<2> В спорном периоде оплата товара была одним из условий применения вычета НДС.

В то же время исходя из принципа равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) право на вычет налога может быть реализовано налогоплательщиком лишь в пределах установленного данной нормой срока вне зависимости от того, образуется ли в результате применения налоговых вычетов положительная или отрицательная разница (то есть как сумма налога к возмещению, так и сумма налога к уплате в бюджет).
Получаем, что право на вычет сумм "входного" НДС, возникшее в конкретном налоговом периоде, по выбору налогоплательщика может быть реализовано в следующих налоговых периодах (в течение трех лет) путем:
- представления уточненных деклараций за указанный налоговый период;
- включения вычетов в налоговую декларацию за любой из налоговых периодов в пределах трех лет.

Авансы в неденежной форме

В заключение рассмотрим позицию Пленума ВАС по поводу исчисления НДС при получении и выплате авансов в неденежной форме.
Во-первых, арбитры подтвердили, что оплатой для целей исчисления НДС следует считать как поступление суммы денежными средствами, так и исполнение обязательства по оплате в неденежной форме, в том числе прекращение денежного обязательства зачетом встречных однородных требований (п. 15 Постановления N 33). Поэтому при исполнении обязательства по оплате в неденежной форме возникает момент определения налоговой базы согласно пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ. Это далеко не новость (см. абз. 2 п. 17 Правил ведения книг продаж, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Во-вторых, покупатель, осуществляющий предоплату в неденежной форме, имеет право применить вычет НДС на основании п. 12 ст. 171 НК РФ. Как отмечено в п. 23 Постановления N 33, гл. 21 НК РФ не содержит указания о том, что право на вычет налога, согласно п. 12 ст. 171 НК РФ, возникает исключительно при уплате цены приобретаемых товаров (работ, услуг), имущественных прав в денежной форме. Поэтому налогоплательщик не может быть лишен права на вычет налога в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится им в натуральной форме. Вспомним, что п. 9 ст. 172 НК РФ, регулирующий порядок применения вычета НДС с сумм перечисленного аванса, требует наличия счета-фактуры, выставленного продавцом, а также документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм. Именно буквальное прочтение слов "перечисление сумм" позволило чиновникам запретить вычет "авансового" НДС при осуществлении предоплаты в неденежной форме, ведь у покупателя не будет платежного поручения (см. Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39). Кроме того, в пп. "д" п. 19 Правил ведения книг покупок прямо запрещено регистрировать счета-фактуры, полученные на сумму оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав при безденежных формах расчетов. Однако, как следует из п. 23 Постановления N 33, этот подход не соответствует гл. 21 НК РФ.
В-третьих, аналогичным образом продавец, ранее исчисливший и уплативший в бюджет НДС с предоплаты (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ), имеет право принять сумму такого налога к вычету на основании абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ в случае изменения условий либо расторжения договора, если возврат платежей производится контрагенту в неденежной форме (п. 23 Постановления N 33).

* * *

Рассмотренные в статье разъяснения Пленума ВАС о порядке исчисления НДС благоприятны для налогоплательщиков. Так, несвоевременное направление заявления и необходимых документов не является препятствием для неначисления НДС на основании ст. 145 НК РФ. Точно так же отсутствие заявления об отказе от применения льготы (пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ) никак не должно сказаться на праве на налоговые вычеты. Дополнительно подтверждено, что налогоплательщик может применить налоговый вычет, право на который у него возникло, путем включения его в декларацию за любой налоговый период в пределах трехлетнего срока (альтернатива по выбору организации - составление уточненной декларации за период, в котором возникло право на вычет). Вычеты "авансового" НДС могут быть применены покупателем, даже если он осуществил предоплату в неденежной форме.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи