Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Несчастный случай на производстве (Сувернева А.И.)

Несчастный случай на производстве (Сувернева А.И.)

Дата размещения статьи: 15.08.2014

Иногда с работниками приключаются всякие ЧП - сломал руку или ногу, получил ожог или обморожение, во время работы затянуло пальцы в станок... Если бы подобное случилось в быту, у работодателя не "болела бы голова", но если несчастье произошло на работе, у организации возникают определенные обязанности. Всегда ли? Сегодня расскажем, какие случаи можно отнести к несчастным, в каком порядке их расследовать, нужно ли уведомлять какие-либо органы и инстанции и какие документы необходимо оформить в связи с произошедшим ЧП.

Законодательная база

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В свою очередь, под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
В целях недопущения несчастных случаев с работниками работодатель должен обеспечить не только создание и функционирование системы управления охраной труда, но и:
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пр.

Какое ЧП можно считать несчастным случаем с работником?

В Трудовом кодексе отсутствует определение несчастного случая. Между тем его можно найти в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Так, в силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ под несчастным случаем понимается событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Такое событие может произойти на территории работодателя, за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией.
Какие случаи подпадают под определение, данное в ст. 3 Закона N 125-ФЗ, разъясняет ст. 227 ТК РФ. Так, несчастными считаются случаи, когда пострадавший при исполнении трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, получил:
- телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
- тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией, излучением;
- укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
- повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
- иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.
Важный момент: данные события имеют значение для работодателя, если произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Если несчастный случай произошел с работником при следовании на работу (с работы) на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае его использования в служебных целях по распоряжению работодателя или по соглашению сторон трудового договора или в командировке, также потребуется внимание работодателя.

Обязанности работодателя при несчастном случае

При несчастных случаях работодатель обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. Кроме этого, в обязанности работодателя при несчастном случае в силу ст. 228 ТК РФ входит:
1) принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной или иной ЧС и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
2) сохранение до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
3) информирование о случившемся органов и организаций, указанных в ТК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего;
4) принятие иных мер по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Остановимся на последних двух пунктах подробнее.

Какие органы и организации необходимо информировать о произошедшем несчастном случае?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 228.1 ТК РФ. Согласно данной норме количество учреждений, которые необходимо уведомить о ЧП, зависит от тяжести несчастного случая и места его совершения.

К сведению. Порядок определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 "Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве".

Итак, при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение <1>:
а) в территориальный орган ГИТ;
б) в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в) в орган исполнительной власти субъекта РФ и (или) орган местного самоуправления (администрация города, правительство области и пр.);
г) работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;
д) в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных органу;
е) территориальный орган ФСС;
ж) территориальное объединение организаций профсоюзов.
--------------------------------
<1> Форма уведомления утверждена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (далее - Постановление N 73).

Примечание. Уведомление о несчастном случае может быть сделано не только в письменной форме, но по телефону, факсу, телеграфу и другими способами.

Если несчастный случай произошел на находящемся в плавании судне (независимо от его ведомственной (отраслевой) принадлежности), капитан судна незамедлительно обязан сообщить работодателю (судовладельцу), а если судно находится в заграничном плавании - также в соответствующее консульство РФ. После получения сообщения о несчастном случае работодатель в дополнение к вышеназванным инстанциям должен сообщить о нем в прокуратуру по месту регистрации судна и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и государственного надзора в области радиационной безопасности, если несчастный случай произошел на ядерной энергетической установке судна или при перевозке ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.

Обратите внимание! О случаях острого отравления работодатель сообщает в территориальный орган Роспотребнадзора.

Бывает и так, что через какое-то время после несчастного случая он переквалифицирован в категорию тяжелых или пострадавший вовсе скончался. В таком случае работодатель в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение лишь в учреждения и организации, названные в п. п. "а", "е" и "ж", а также в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу.
В любом случае несчастный случай подлежит расследованию.

Расследование несчастного случая

Согласно ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель должен незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. Членами такой комиссии обычно являются специалист по охране труда, представители работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Представители ФСС, ГИТ и прочих учреждений включаются в комиссию при тяжелых несчастных случаях или несчастных случаях со смертельным исходом.
Состав комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Лица, на которых непосредственно возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включаются.

Обратите внимание! Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования таких случаев, утверждены Постановлением N 73.

Где будет формироваться комиссия - зависит от того, где и с каким работником случилась беда. Так, несчастный случай с лицом:
- направленным для выполнения работы к другому работодателю и участвовавшим в его производственной деятельности, - расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел случай;
- выполнявшим работу на территории другого работодателя, - комиссией, образованной работодателем (его представителем), по поручению которого выполнялась работа;
- выполнявшим по поручению работодателя работу на выделенном участке другого работодателя, - комиссией, образованной работодателем, производящим эту работу, с обязательным участием представителя работодателя, на территории которого она проводилась;
- совместителем - расследуется по месту работы по совместительству, если произошел при выполнении работы по совместительству.

К сведению. При несчастных случаях, произошедших во время учебно-воспитательного процесса, с учащейся молодежью и воспитанниками учебных заведений во время лекций, уроков начальной военной подготовки, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеаудиторных, внеклассных, внешкольных мероприятий, других занятий (в перерывах между ними) в соответствии с учебными, научными и воспитательными планами, применяется порядок расследования, установленный Приказом Гособразования СССР от 01.10.1990 N 639. Данный нормативно-правовой акт действует в настоящее время, и его положения подлежат применению при расследовании несчастных случаев (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-826/2014).

Несчастные случаи, происшедшие с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования, независимо от количества пострадавших и тяжести полученных ими повреждений расследуются комиссиями, формируемыми и возглавляемыми работодателями с обязательным участием представителей профсоюзного органа или иного уполномоченного профессиональными спортсменами органа.
При расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего (ст. 229.2 ТК РФ). На основании собранных материалов расследования комиссия:
- устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда;
- вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев;
- определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности;
- квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. Такая квалификация очень важна - от нее зависит, по какой форме оформлять акт о несчастном случае. Так, Постановлением N 73 установлено, что при несчастном случае на производстве составляется акт по форме Н-1, а если случай не связан с производством - в произвольной форме. Отметим, что несчастные случаи с профессиональными спортсменами во время тренировочного процесса или спортивного соревнования оформляются по форме Н-1ПС, а с учащейся молодежью и воспитанниками - по форме Н-2.
Срок расследования установлен ст. 229.1 ТК РФ и составляет:
- 3 дня, если один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья;
- 15 дней, если один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья или погибли;
- месяц с момента подачи заявления пострадавшим - для расследования несчастного случая, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу.

Примечание. Срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Расследование должно быть оформлено документально. Примерный перечень документов, формируемых в ходе расследования несчастного случая, установлен в ст. 229.2 ТК РФ, однако конкретный объем материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств каждого конкретного происшествия.
Важным моментом в расследовании является установление комиссией связи с производственной деятельностью работодателя: от этого зависит, будет ли несчастный случай страховым и будет ли возмещаться пострадавшему вред, причиненный жизни и здоровью. Отметим, что для правильной квалификации комиссии необходимо исключить случаи, не связанные с производством, - их перечень есть в ч. 6 ст. 229.2 ТК РФ.

Подведем итог

В заключение хотелось бы дать совет работодателям: не скрывайте несчастные случаи, расследуйте их в установленном порядке, потому что существует соответствующая судебная практика. Одному работодателю по прошествии даже шести лет после ЧП пришлось провести расследование в установленном порядке (Апелляционное определение Омского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-826/2014). Кроме этого, за сокрытие страхового случая, а также нарушение порядка расследования несчастных случаев предусмотрена административная ответственность (ст. ст. 5.27 и 15.34 КоАП РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи