Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > О миноритарном акционере замолвите слово (Бычков А.)

О миноритарном акционере замолвите слово (Бычков А.)

Дата размещения статьи: 15.08.2014

Миноритарные акционеры имеют небольшие пакеты акций в обществе, в связи с чем корпоративный контроль за его деятельностью с их стороны невысок. Они не управляют бизнесом компании, поскольку все ключевые решения в ней принимаются мажоритарными акционерами. На что могут рассчитывать миноритарии?

Акции лучше продать

Миноритарные акционеры не оказывают влияния на принятие не только ключевых решений, но и вообще практически отстранены от управления компанией. Делегировать своих представителей в органы управления обществом они не могут, поскольку состав совета директоров формируется на основе кумулятивного голосования с учетом подавляющего количества голосов мажоритарных акционеров, руководителем компании назначается также не подконтрольное миноритариям лицо. Избранные в состав органов управления лица в своей деятельности ориентируются на указания мажоритарных акционеров.
Оспаривать совершаемые обществом крупные сделки для миноритариев тоже бессмысленно, поскольку одним из оснований для отказа в таком иске является установление судом того факта, что их мнение с учетом небольшого пакета акций не могло повлиять на результаты голосования (абз. 4 п. 6 ст. 79 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО).
Кроме того, мажоритарные акционеры, заинтересованные в упрочении своих позиций в обществе и полном отстранении миноритариев от управления им, нередко на практике используют такой инструмент, как размывание пакета миноритариев, то есть проводят допэмиссию акций, в результате которой количество акций миноритариев становится еще меньше.
В судебной практике в противовес такому недобросовестному поведению мажоритарных акционеров выработан подход, согласно которому решение об увеличении уставного капитала, принятое с единственным намерением перераспределить между акционерами голоса на общем собрании, не соответствует предусмотренным законом целям размещения дополнительных акций и может быть признано недействительным (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 N 17536/09).
Между тем даже при наличии действенных способов защиты своих прав миноритариям следует определиться с судьбой своих акций, поскольку они предоставляют им небольшой объем корпоративных прав и не приносят никаких выгод, учитывая, что мажоритарные акционеры не заинтересованы в дележе прибыли.
Поэтому самый лучший вариант для них - продать акции по рыночной цене и извлечь хоть какую-то выгоду. Однако миноритариям необходимо иметь в виду, что право требовать выкупа принадлежащих им акций возникает лишь в случаях, предусмотренных Законом об АО.

Когда требовать выкупа акций?

В соответствии со ст. 75 Закона об АО акционеры могут требовать выкупа своих акций, если на собрании акционеров было принято решение о реорганизации общества; о совершении крупной сделки при цене более 50% от балансовой стоимости активов общества; об обращении с заявлением о делистинге (исключение из котировального списка биржи) акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, если миноритарии голосовали против такого решения; были внесены изменения или дополнения в устав общества либо его утвердили в новой редакции и при этом права акционеров были ограничены.
Выкуп осуществляется по цене, определяемой советом директоров общества с привлечением независимого оценщика, однако в случае несогласия с величиной оценки заинтересованные акционеры могут в рамках спора о выкупе своих акций требовать назначения независимой судебной экспертизы.
Требование о выкупе акций должно быть заявлено в общество в течение 45 дней с момента принятия решения, которое послужило основанием для возникновения права на выкуп. Такое требование должно быть рассмотрено обществом в срок 30 дней.
Однако даже при соблюдении акционером процедуры и срока выкупа акций он не всегда гарантированно сможет получить деньги за выкупаемые акции. Только 10% от стоимости чистых активов общества могут быть направлены на выкуп акций. Если средств для этого оказывается недостаточно, то имеющиеся суммы распределяются пропорционально заявленным требованиям.
Помимо названных случаев миноритарии ОАО могут также продать свои акции в случае направления им добровольного или обязательного предложения в порядке, предусмотренном главой XI.1 Закона об АО.
При направлении добровольного предложения на приобретение более 30% акций общества (ст. 84.1) у миноритария есть время (не менее 70 и не более 90 дней с даты направления добровольного предложения в общество) продать свои акции в рамках заявленного количества выкупаемых акций.
При направлении обязательного предложения со стороны акционера, владеющего более 30% от общего количества акций общества, совместно со своими аффилированными лицами миноритарии также могут реализовать свои акции (ст. 84.2) в срок не менее 70 и не более 80 дней с даты поступления такого обязательного предложения в общество.
Также право на выкуп акций у миноритариев возникает в случае приобретения другим акционером, в том числе со своими аффилированными лицами, акций в размере больше 95% от общего количества акций общества (ст. 84.7), о чем такой акционер должен поставить в известность миноритариев.
Однако следует учитывать, что при добровольном предложении, направляемом лицом, которое приобрело более 30% акций, и при обязательном предложении лица, которое приобрело более 95% акций, у таких лиц есть срок 35 дней для направления в первом случае публичной оферты, а во втором - уведомления о праве у миноритариев требовать выкупа акций.
Следовательно, если в пределах такого срока это лицо продает все или часть принадлежащих ему акций ОАО либо по иным основаниям перестает быть владельцем указанного количества акций, основание, по которому у него возникает обязанность направить обязательное предложение, прекращает действие. Соответственно, миноритарии в такой ситуации не вправе требовать выкупа принадлежащих им акций (Постановление ФАС СЗО от 18.04.2014 по делу N А56-23896/2013).
Миноритарии должны озаботиться тем, чтобы в реестре акционеров были достоверные и актуальные сведения о них для обратной связи, а также информация о банковских реквизитах для выплаты выкупной стоимости за акции. При возникновении права на выкуп им также следует подтвердить свое намерение продать акции и уведомить о реквизитах для получения оплаты. В ином случае при отсутствии такой информации выкупная стоимость может быть перечислена в депозит нотариуса, а оттуда внесена на банковский счет.
В подобной ситуации в случае банкротства банка миноритарии ничего не смогут предъявить лицу, выкупившему у них акции (акционеру или обществу), поскольку последнее выполнило свои обязательства перед ним. К ответственности не может быть также привлечен и нотариус, если нет доказательств того, что он знал или должен был знать о неплатежеспособности банка (Определение Свердловского облсуда от 21.06.2013 по делу N 33-7112/2013).

Конвертация акций

Общество по решению акционеров вправе провести консолидацию акций (конвертация двух акций и более в одну с увеличением номинальной стоимости) или их дробление (конвертация одной акции в две и более с уменьшением номинальной стоимости) по решению своих акционеров в соответствии со ст. 74 Закона об АО. Дробление акций используется для повышения ликвидности компании, поскольку меньшая цена акций привлечет большое количество средних и мелких инвесторов, за счет чего увеличивается капитализация компании.
Консолидация акций может использоваться для формирования небольшого пакета акций с увеличенной номинальной стоимостью для предложения его потенциальному инвестору.
Консолидация и дробление акций не влекут ограничение или уменьшение объема корпоративных прав миноритарных акционеров. Так, при консолидации акционерным обществом акций владелец акций не меняется, как не меняется и удостоверенный акциями объем имущественных прав, который не может существовать в отрыве от акции. При этом конвертация акций влечет лишь увеличение их номинальной стоимости и изменение государственного регистрационного номера выпуска, а заменяемые акции не утрачивают свою имущественную ценность и свойства гражданского оборота, которые переносятся в новые акции (Постановление ФАС ЦО от 29.09.2008 по делу N А14-925-2008/41/9).
При дроблении акций положение миноритариев также не ухудшается, поскольку на каждую свою одну акцию они получают две и более, каждая из которых по номинальной стоимости ниже, чем одна, но в совокупности они составляют ту же номинальную стоимость. В связи с этим проведение консолидации или дробления не дает миноритариям права на выкуп принадлежащих им акций.
Миноритарии в любое время могут попробовать договориться с другими акционерами о продаже своих акций или предложить их третьим лицам, если никто из акционеров не изъявляет желания их приобрести.

Справедливая цена

Миноритарии заинтересованы в продаже своих пакетов акций по максимально высокой цене, а интерес мажоритариев в том, чтобы скупить их по наименьшей цене. Для определения справедливой рыночной цены привлекается независимый оценщик.
Поскольку миноритарный пакет акций предоставляет его владельцу небольшой объем корпоративных прав, это обстоятельство нередко используется мажоритарными акционерами как основание для корректировки рыночной стоимости в сторону ее уменьшения. Однако такая позиция не нашла поддержки в практике арбитражных судов, которые встают на сторону миноритариев.
Суды исходят из того, что при оценке определяется рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). Такая стоимость должна определяться как цена одной акции в составе 100%-ного пакета, так как только при этих условиях может быть определена единая цена для всех акционеров без учета размера пакета.
Определение же рыночной стоимости выкупаемых акций в составе миноритарного пакета нарушает законные интересы миноритарных акционеров, имеющих право на справедливую компенсацию своих вложений.
Такой правовой подход выработан применительно к ситуации принудительного выкупа акций с учетом необходимости защиты интересов миноритарных акционеров, которые принудительно лишаются принадлежащих им ценных бумаг: рыночная цена одной акции должна определяться в 100%-ном пакете без корректировки на миноритарный или мажоритарный характер пакета, в составе которого проводится оценка (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 443/11 по делу N А08-2788/2008-21).
В противном случае был бы нарушен принцип соблюдения баланса интересов преобладающего акционера и миноритарных акционеров, гарантирующий последним возможность возвратить сделанные ими инвестиции (посредством выкупа принадлежащих им акций по справедливой цене) в условиях нарастания возможностей корпоративного контроля со стороны одного из акционеров (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2013 N 2051/13 по делу N А51-3256/2012).
Так, в одном деле суд при разрешении спора о рыночной стоимости выкупаемых акций проанализировал несколько отчетов об оценке. В одном случае оценщик применил все используемые в оценочной деятельности методы, а именно: затратный (стоимость одной акции - 95 коп.), доходный (стоимость одной акции - 21 коп.) и сравнительный (стоимость одной акции - 5 коп.).
Различие в полученной оценщиками итоговой величине рыночной стоимости обусловлено применением в отчете корректирующего коэффициента на величину пакета акций, что соответствует заданию на оценку и не свидетельствует о недостоверности отчета, а поскольку вопрос о правомерности применения такого коэффициента относится к числу правовых и содержание другого отчета позволяло установить цену одной акции общества без его применения, суд произвел расчет рыночной стоимости акций общества самостоятельно (Постановление ФАС УО от 28.04.2014 N Ф09-1788/14 по делу N А07-9074/2013).
Более того, с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ об определении рыночной стоимости выкупаемых акций в составе 100%-ного пакета суд может вообще не рассматривать по существу отчет об оценке, представленный обществом или акционером (при выкупе в порядке направления добровольного или обязательного предложений), с примененным пониженным коэффициентом на миноритарный пакет, поскольку в таком случае в отчете исследовался иной объект оценки, то есть выкупаемые акции в составе миноритарного пакета, а не в составе 100%-ного пакета (Постановление ФАС ДО от 14.06.2012 N Ф03-1942/2012 по делу N А51-12757/2011).
Миноритарии, не согласные с произведенной оценкой рыночной стоимости выкупаемых у них акций, вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и в обоснование своей позиции представить доказательства ее занижения (другой отчет об оценке, экспертное заключение).
Миноритарии для этой цели вправе требовать от общества или от акционера (при выкупе в порядке направления добровольного или обязательного предложений) представления документов, на основании которых производилась оценка рыночной стоимости выкупаемых акций, а при отказе последних от их представления по ходатайству миноритариев их истребует суд.
Общество, кроме того, при уклонении от представления миноритариям запрашиваемых документов может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 13.02.2014 N Ф05-17781/2013 по делу N А40-66560/13-94-644), при этом не имеет значения тот факт, что миноритарий уже утратил статус акционера общества, поскольку он вправе получить доступ к указанным документам для определения полноты и обоснованности отчета, которым была установлена цена выкупленных у него акций (Постановление ФАС МО от 31.01.2014 N Ф05-17421/2013 по делу N А40-168381/12-57-1630).
Перед обращением в суд со своим отчетом об оценке миноритарии должны его тщательно проверить, поскольку суд не будет рассматривать отчет, выполненный с недостатками, в качестве достоверного доказательства по делу.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи