Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Инвестиционная деятельность > Основные правовые гарантии иностранных инвестиций в страны БРИКС (Беликова К.М.)

Основные правовые гарантии иностранных инвестиций в страны БРИКС (Беликова К.М.)

Дата размещения статьи: 21.08.2014

Законодательство стран БРИКС и механизмы его действия в контексте норм международного права (в том числе двусторонних соглашений) избрано для рассмотрения, потому что страны - участницы этой группы не входят в "золотой миллиард" и представляют собой иной путь развития и экономического управления, который в ряде случаев в ходе кризиса уже показал свою эффективность <2>. Общая заинтересованность стран БРИКС и перспективы развития данного объединения определяются наличием базовых факторов долгосрочного характера, способствующих сближению его участников <3>. Ранее нами уже были исследованы подходы правовой регламентации стран БРИКС к деятельности юридических лиц и государственных предприятий <4>, транснациональных корпораций <5>, развитию инноваций <6>, порядку заключения, исполнения договора <7>, защите конкуренции и интеллектуальной собственности <8>, развитию альтернативных способов урегулирования споров <9> и т.д. Основное содержание статьи будет сконцентрировано на анализе и рассмотрении правовых гарантий иностранных инвестиций в странах БРИКС.
--------------------------------
<2> Барабанов О.Н. Новые ценности БРИКС как альтернативная модель глобального регулирования // Вестник международных организаций. 2012. N 2. С. 68.
<3> Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС. 21 марта 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17715 (дата обращения - 25.03.2013).
<4> Беликова К.М., Ифраимов В.Ю. Государственные предприятия в странах БРИКС: опыт Бразилии, России, Китая и Южной Африки // Адвокат. 2013. N 5. С. 33 - 46.
<5> Беликова К.М., Ахмадова М.А. Правовой статус транснациональных корпораций в странах БРИКС (на примере ЮАР) // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: В 2 ч. / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. Москва, 12 - 13 апреля 2013 г. М.: РУДН, 2014. Ч. II. С. 338 - 349.
<6> Belikova Ksenia. Development of innovations within BRICS countries as a strategic vector // Russian law: theory and practice. 2013. N 1. P. 36 - 39.
<7> Беликова К.М., Ифраимов В.Ю. Заключение, исполнение и прекращение договора в праве Южно-Африканской Республики // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Юридические науки". 2014. N. 1. С. 208 - 217.
<8> Беликова К.М. Пределы дозволенного доминирования на рынке и контроль за слияниями и приобретениями крупных партий имущества в БРИКС на примере России, Индии и Южной Африки // Юрист. 2013. N 20. С. 21 - 26; Она же. Проблема взаимодействия норм о защите интеллектуальной собственности и норм антимонопольного регулирования в контексте обеспечения конкурентоспособности стран БРИКС // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире: Сб. статей Международной научно-практической конференции памяти проф. В.К. Пучинского. 18 октября 2013 г. М.: РУДН, 2013. С. 19 - 29.
<9> Беликова К.М., Ахмадова М.А. Опыт стран БРИКС в развитии альтернативных способов разрешения споров: международный коммерческий арбитраж в ЮАР // Свежий взгляд. Работы начинающий исследователей. Вып. 6. Дек. 2013 / Под ред. Л.С. Окуневой. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 11 - 17.

В БРИКС имеется потенциал для взаимного инвестирования (см. таблицу) в форме как прямых, так и портфельных инвестиций. С этой точки зрения актуально изучение правовых гарантий иностранных инвестиций в страны БРИКС.

Таблица

Взаимное инвестирование стран - членов БРИКС. Общий поток прямых иностранных инвестиций <10>

--------------------------------
<10> Источник: Кандалинцев В. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций // Восточная аналитика. Ежегодник 2012. Экономика и политика стран Востока. URL: http://www.blisvet.ru/society/articles/brics_fdi.php (дата обращения - 10.02.2014).

                                                   млрд. долл.

 

Приток

Отток

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Мир

983

1462

1971

1744

1185

1244

882

1405

2175

1911

1171

1323

БРИКС

115

141

205

280

198

222

32

92

95

144

108

148

В том числе

 

Бразилия

15

19

35

45

26

48

3

28

7

20

-10

12

Россия

13

30

55

75

37

41

13

23

46

56

44

52

Индия

8

20

25

43

35

25

3

14

17

19

16

15

Китай

72

73

84

108

95

106

12

21

22

52

57

68

Южная Африка

7

-1

6

9

5

2

1

6

3

-3

1

1

Однако правовое регулирование не существует независимо от политических, экономических, административных условий деятельности иностранного инвестора, в совокупности формирующих инвестиционный климат. Так, исследователи инвестиционной активности отмечают, что нередко притоку иностранных инвестиций в ту или иную отрасль хозяйства препятствуют такие факторы, как политическая неопределенность вследствие противоречия между необходимостью привлечения капиталовложений и желанием правительства контролировать ту или иную сферу промышленности (например, традиционно - энергетическую, оборонную, ядерных исследований), рассматриваемую обычно в качестве стратегической (Россия, Китай) <11>. Кроме того, многие государства испытывают проблемы, связанные с бюрократией и коррупцией.
--------------------------------
<11> Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. С. 127; Шумов Б.Б. Развитие российского инвестиционного рынка в процессе интеграции России в мировое хозяйство. М.: Научная книга, 2012.

Основные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории того или иного государства, как правило, базируются на положениях:
- специальных законов об иностранных инвестициях (Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Закон Бразилии от 3 сентября 1962 г. N 4.131 об иностранном капитале <12> и др.), которые являются отражением более общих принципов, фиксируемых конституциями этих стран (например, ст. 18 Конституции КНР);
--------------------------------
<12> Lei  4.131, de 3 de setembro de 196, que disciplina a  do capital estrangeiro e as remessas de valores para o exterior e  outras . URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/leis/L4131.htm (дата обращения - 10.02.2014).

- международных конвенций (например, Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров) <13>;
--------------------------------
<13> Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами. Вступила в силу 14 октября 1966 г. // СПС "Кодекс". URL: http://docs.cntd.ru/document/1902243 (дата обращения - 09.02.2014).

- двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений: между Правительствами (Российской Федерации и Китая от 9 ноября 2006 г. <14>, Российской Федерации и Индии от 23 декабря 1994 г. <15> и др.).
--------------------------------
<14> http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125585/ (дата обращения - 09.02.2014).
<15> http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_44499.html (дата обращения - 09.02.2014).

В основном к числу таких общепризнанных гарантий относятся:
1) защитная оговорка (umbrella clause), предполагающая проведение в жизнь принципа обязательности выполнения принятых на себя обязательств, вытекающая из обязанности исполнения принятых на себя договоров (pacta sunt servanda), например:
- Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством РФ и Правительством Китая от 9 ноября 2006 г.: "Государство обязано обеспечивать в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами полную защиту на своей территории капиталовложений инвесторов другой Договаривающейся Стороны" (п. 2 ст. 2);
- Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Правительством РФ и Правительством Индии от 23 декабря 1994 г.: "Капиталовложениям инвесторов одной из Договаривающихся Сторон будет предоставляться справедливый и равноправный режим, а также обеспечиваться полная защита и безопасность на территории государства другой Договаривающейся Стороны" (ст. 3).
Нарушение этих обязательств дает право инвестору на обращение в международный арбитраж и влечет международно-правовую ответственность. Тем самым защитная оговорка помещает обязательства перед иностранными инвесторами "под зонтик" (umbrella) международно-правовых средств защиты;
2) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций. В договорах об иностранных инвестициях стран БРИКС устанавливаются гарантии решения спорных вопросов:
- в третейском суде (ст. 10 Соглашения Российской Федерации с Индией);
- в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) или в арбитражном суде ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (ст. 9 Соглашения Российской Федерации с Китаем) и т.д.
К настоящему времени более 100 государств заявили о готовности участвовать в международном договоре - Вашингтонской конвенции по урегулированию инвестиционных споров, элиминировав таким образом возможность использовать свой иммунитет.
В соответствии с этой Конвенцией исковое заявление должно подаваться пострадавшей стороной не в национальный, а в международный суд. Отказались подписать Конвенцию только латиноамериканские делегаты. Дело в том, что Латинская Америка традиционно считалась континентом, "враждебным арбитражу" <16>. Однако в настоящее время эта тенденция преодолевается <17>;
--------------------------------
<16> Доронина Н.Г. Порядок разрешения инвестиционных споров // Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы и решения: Сб. статей / Под ред. А.С. Комарова; МКАС при ТПП РФ. М.: Статут, 2007. С. 148 - 167.
<17> Урегулирование споров с использованием примирительных и иных процедур в странах БРИКС: единый вектор развития? // Унификация частного права в разносистемных правопорядках (на примере БРИКС): Учебник / Отв. ред. К.М. Беликова и др. М., 2014.

3) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (стабилизационная оговорка - Grandfather clause) тесно соприкасается с первой гарантией. Важной составляющей благоприятного инвестиционного климата является стабильность правового регулирования, что предполагает установление определенного срока, в течение которого действует запрет на законодательное изменение условий инвестирования.
Не содержат упоминания о стабилизационной оговорке:
- документы Организации экономического сотрудничества и развития;
- Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г. (хотя статья 2 Хартии специально посвящена международным инвестиционным отношениям);
- инвестиционное законодательство Китая <18>.
--------------------------------
<18> Богатырев А.Г. Указ. соч. С. 157.

Упоминание о стабилизационной оговорке содержат законодательства Российской Федерации, Армении, Молдовы, Казахстана. Суть такой оговорки состоит в том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения;
4) гарантии компенсации при национализации имущества инвестора не подвергаются в настоящее время сомнению; споры вызывает вопрос об объеме компенсации.
Данные гарантии предусматриваются:
- в национальном законодательстве (Россия, Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", ст. 8): "Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации";
- в двусторонних соглашениях (Россия - Индия, о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 23 декабря 1994 г., ст. 5): "Капиталовложения инвесторов одной из Договаривающихся Сторон, осуществленные на территории государства другой Договаривающейся Стороны, не будут национализированы, экспроприированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям национализации или экспроприации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в соответствии с законодательством государства последней Договаривающейся Стороны, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой компенсации".
Не предусматриваются эти гарантии в национальном законодательстве Китая <19>;
--------------------------------
<19> Богатырев А.Г. Указ. соч. С. 157, 158.

5) гарантия перевода платежей, связанных с иностранной инвестиционной деятельностью.
По данным МВФ, данная гарантия предоставляется <20>:
--------------------------------
<20> Артемов Н.М. Валютные ограничения. М., 2001. С. 15.

- правовыми актами почти 50 государств (Китай, Кипр, Чехия и проч.);
- двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения (например, Соглашение между Россией и Бразилией устанавливает, что регулирование перевода платежей осуществляется в соответствии с действующим валютным законодательством договаривающейся стороны, на чьей территории капиталовложения осуществлены <21>, Соглашение между Россией и Индией, что, например, дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного договаривающегося государства, резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве <22>).
--------------------------------
<21> http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_85083/ (дата обращения: 10.02.2014).
<22> http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17874/ (дата обращения: 10.02.2014).

Рассматриваемая гарантия предоставляется с ограничениями в Бразилии в случае значительного дефицита внешнеторгового баланса и в ряде других случаев (что открывает простор широкому усмотрению). Управление по контролю находящихся в обращении денежных средств может ограничить импорт и перевод за границу доходов от иностранного капитала на определенный период <23>.
--------------------------------
<23> Богатырев А.Г. Указ. соч. С. 111, 112.

В нашей стране согласно Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" <24> не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений (п. 3 ст. 5).
--------------------------------
<24> СПС "Гарант".

В Бразилии Закон о валютных операциях также устанавливает, что все валютные операции проводятся через упомянутое выше Управление, имеют целевой характер, т.е. осуществляются с разрешения Управления, при этом Закон устанавливает 10% ежегодного перевода прибылей от первоначальных инвестиций и реинвестиций. Максимальная сумма прибылей за год, переводимая за границу, не должна превышать 10% стоимости зарегистрированного капитала. Перевод за границу прибылей, превышающих этот порог, рассматривается как обратный вывод капитала;
6) страхование иностранных инвестиций в случае экспроприации или введения ограничений на вывод капиталов как одна из гарантий компенсации убытков за счет государства, ответственного за причинение ущерба.
Субъекты (страховщики) могут быть национальными (например, Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций) и региональными/универсальными (например, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций).
Нормы о переходе прав и обязанностей к другому лицу устанавливаются как в национальном законодательстве стран, так и в двусторонних инвестиционных договорах.
Таким образом, вследствие национальных особенностей в сфере предоставления гарантий инвесторам в разных странах, когда речь идет о капиталовложениях за рубежом, необходимо выяснить наличие и содержание двусторонних договоров об инвестициях, поскольку наличие таких договоров, как правило, обеспечивает инвесторам преимущества в виде:
- предложений довольно значительных возможностей в плане правовой защиты инвестиций, которые могут отсутствовать в законодательстве принимающей страны;
- предоставления возможности использования факта резидентства при наличии договора о двойном налогообложении между двумя странами;
- предоставления возможности направления дела в третейский (иной) суд согласно положениям двустороннего соглашения о поощрении об инвестиций.
В сделках, которые не предусматривают возможность использования договоров об инвестициях, инвесторы должны вступать в переговоры с правительством принимающей стороны с целью определения условий защиты, которую они должны получить. При этом обязательным условием, предпосылкой и основой такого взаимодействия должно выступать предварительное изучение и хорошее знание соответствующего национального законодательства принимающей инвестиции страны, с тем чтобы инвесторы могли рассчитывать на механизмы защиты инвестиций, которые изначально способна предоставить им принимающая инвестиции сторона.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.




25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.



В центре внимания:


О международно-правовых основах привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор (Шиянов А.В.)

Дата размещения статьи: 28.09.2020

подробнее>>

Толкование инвестиций в практике урегулирования споров в рамках МЦУИС (Оганезова С Р.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы (Беломестная Л.А.)

Дата размещения статьи: 18.09.2020

подробнее>>

Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности (Исламова Э.Р.)

Дата размещения статьи: 07.07.2020

подробнее>>

Значение двусторонних соглашений о защите капиталовложений и перспективы их совершенствования (Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г.)

Дата размещения статьи: 16.01.2018

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи