Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Отдельные виды предпринимательской деятельности > Туристская деятельность > Что вы знаете о въездном туризме? (Гордеева С.Н.)

Что вы знаете о въездном туризме? (Гордеева С.Н.)

Дата размещения статьи: 22.08.2014

Пожалуй, все имеют представление об этом типе туризма. Это туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в России. Вместе с выездным въездное направление деятельности турфирм относится к международным, что накладывает на фирмы и их сотрудников определенные обязательства. В статье расскажем обо всем понемногу - на самом деле специфичного материала по въездному туризму не так много, но кое-что все-таки есть, в частности бухучет и налоги.

Какова ситуация на рынке?

Ответ на этот вопрос можно получить отчасти из Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года <1>. В ней сказано, что в настоящее время в России большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан. Несмотря на темп роста показателей въезда иностранцев в РФ, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в пять раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока.
--------------------------------
<1> Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р.

Международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российской Федерации, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения. Растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт РФ неконкурентоспособным по цене. На российском рынке, по данным Росстата, на 2012 г. работает 10 773 туристских фирмы, из которых 4685 компаний состоят в реестре туроператоров. Большинство туроператоров (59%) ведут свою деятельность в сегменте международного выездного туризма, 40% - на внутреннем рынке, немногим более 12% - на международном въездном направлении.
У въездного туризма есть ряд проблем. Принимающие российские туроператоры испытывают значительные трудности с обслуживанием иностранных туристов, которые сетуют на высокие внутренние цены и не соответствующий им уровень сервиса. Другой проблемой въездного туризма является недостаточно комфортная туристская информационная среда. Это касается знаков туристской навигации, недостатка и разрозненности информационных ресурсов о туристских программах регионов России, неудобного графика работы многих объектов туристского показа. Третья наиболее часто упоминаемая проблема на пути роста въездного туристского потока - недостаток доступных гостиниц и аналогичных средств размещения.
Как же решать проблемы? Универсального рецепта нет. Повышение качества туристских услуг сегодня стало основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем. В целях повышения качества национального туристского продукта необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы, в том числе экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов-проводников.
Особенно активный сдерживающий фактор в развитии туризма сегодня - проблема высоких внутренних цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в России. Решение этой проблемы требует как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены.

Отраслевые формальности

Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии визы по удостоверяющим их личность документам, если иное не предусмотрено международными договорами (ст. 24 Закона о порядке выезда и въезда в РФ <2>). В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания виза может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. В свою очередь, обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в РФ в целях получения убежища.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

Действует отдельное Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи <3>. Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Россию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения приема организацией, осуществляющей туристическую (туроператорскую) деятельность. Обыкновенная туристическая виза может быть однократной или двукратной (п. п. 31, 33).
--------------------------------
<3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335.

Также предусмотрена выдача обыкновенной туристической групповой визы. Она выдается на срок до одного месяца иностранным гражданам, въезжающим в Россию в качестве туристов в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек, но не более 50). Непременными условиями выдачи такой визы являются: следование всех членов группы на одном транспортном средстве, одновременное прибытие всех членов группы в пункт пересечения границы при въезде и выезде в/из РФ, пребывание в каком-либо пункте и передвижение по территории РФ только в составе группы.

На заметку. Обыкновенная туристическая (групповая) виза составляется на машиночитаемом бланке, который вклеивается в паспорт (выдается старшему группы).

На рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект <4>, подготовленный с целью упрощения процедуры оформления виз для иностранных граждан, въезжающих на территорию России в туристических и других целях. В частности, предлагается сократить количество документов, которые иностранные граждане представляют для оформления российских туристических виз, а также увеличить как максимальный срок их действия (с 30 дней до шести месяцев), так и их кратность.
--------------------------------
<4> Законопроект N 483083-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Расчеты с нерезидентами

При осуществлении данных операций следует принимать во внимание требования Закона о валютном регулировании и валютном контроле <5>. Он обязывает осуществляющих в Российской Федерации валютные операции резидентов и нерезидентов (п. 2 ст. 24):
- представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных упомянутым Законом;
- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения операции, но не ранее срока исполнения договора;
- выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

Подзаконный нормативный акт, принятый для конкретизации данных требований, - это Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И. Он обязывает резидентов оформлять паспорт сделки, который должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
Нужно ли такой документ оформлять при расчетах за реализованный туристский продукт? Будем исходить из того, что туроператор реализует не товар, а комплекс услуг. Хотя на самом деле все равно. Почему? Потому что в силу п. п. 5.1 и 5.2 названной Инструкции обязанность по оформлению паспорта сделки по контракту возникает у резидента, если сумма обязательств по контракту равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США на дату заключения контракта (его возможного изменения).
Можно заключить, что "валютными" паспортами отслеживаются сравнительно крупные сделки (более 50 тыс. долл. США или более 1,5 млн руб.). Такого значения может достигнуть разве что продажа турпродуктов на большую туристскую группу. Если резидент предполагает, что сумма обязательств по контракту достигнет пороговой суммы, то он в любой момент, но не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит лимит, вправе представить в банк документы и информацию для оформления паспорта сделки (это может быть письменное заявление) и оформить его по контракту (Информационное письмо Банка России от 07.05.2014 N 44).

С чем сталкивается бухгалтер во въездном туризме?

В данном направлении туристский продукт формируется из услуг, оказываемых на территории РФ, в то время как заказчиками являются клиенты из-за рубежа. Таким образом, себестоимость туристского продукта и его конечная цена первоначально определяются в рублях, но потом могут быть "конвертированы" в валюту для удобства расчетов. Сразу скажем, такая уловка - это нарушение п. п. 7, 13 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта <6>. Информация о туристском продукте в обязательном порядке должна содержать сведения, в том числе об общей цене продукта в рублях. Эти данные считаются существенным условием договора о реализации туристского продукта между туроператором и потребителем.
--------------------------------
<6> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 N 452.

Таким образом, чтобы действовать в рамках законодательства, цену на "въездной" туристский продукт следует указать в рублях, а в дополнение можно указать для расчетов стоимость в валюте. Но можно и без этого обойтись, так как достаточно на основании рублевой оценки по установленному курсу выставить счет в валюте на оплату туристского продукта для иностранца. Ведь в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта не сказано, что туристский продукт обязательно должен быть оплачен в национальной валюте. Поэтому стороны вправе сами договориться о расчетах. Затем потребитель обязан уплатить общую цену турпродукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта, о чем сказано в п. 16 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта.

Расчеты в валюте

С этим неизбежно сталкивается бухгалтер в сфере въездного туризма. Заказчики перечисляют средства в валюте, в то время как основная часть входящих в туристский продукт услуг оплачивается в рублях. Следовательно, не обойтись без продажи валюты. Напомним, как производятся расчеты в валюте.

Пример 1. Работающий в сфере въездного туризма оператор предложил иностранному покупателю туристский продукт стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Курс обмена в целях упрощения "привязан" к официальному курсу Банка России. Допустим, на момент выставления счета (на 2565 евро), который действителен в течение трех дней, курс составил 46 руб. за евро. Реализация туристского продукта отражена на момент его передачи туристу, встреченному в аэропорту представителем турфирмы. Средства поступили на валютный счет, когда курс составил 46,5 руб. за евро. Валютная выручка была продана на следующий день при курсе 47 руб. за евро. На расчетный счет поступили средства в сумме 120 300 руб. (с учетом убытка от конверсионной операции).
Для целей бухгалтерского учета при авансовой системе расчетов доходы признаются в сумме поступившего аванса и затем не пересчитываются (абз. 3 п. 9 ПБУ 3/2006 "Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте"). Для целей расчета налога на прибыль установлено аналогичное правило: в случае получения аванса, задатка доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток) (абз. 2 п. 8 ст. 271 НК РФ).
В примере авансу предшествует выставление счета, дата которого имеет иной курс. Однако он на бухгалтерский учет не оказывает влияния, так как само по себе выставление счета не является хозяйственной операцией, меняющей состав или характер активов и обязательств сторон, что происходит при оплате (предоплате) или при оказании услуг. Поэтому бухгалтер отражает получение денег на валютный счет и в такой же сумме доходы от продажи туристского продукта. Отдельно показывается продажа валюты.
В бухгалтерском учете туроператора будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражен поступивший аванс в валюте

(2565 евро x 46,5 руб. за евро)

52

62-2

119 273

Начислен НДС с суммы поступившего аванса <*>

76-АВ

68-2

18 194

Показана реализация туристского продукта

62-1

90-1

119 273

Начислен НДС при реализации <*>

90-3

68-2

18 194

Налог с аванса поставлен к вычету

68-2

76-АВ

18 194

Произведен зачет аванса и отгрузки

62-2

62-1

119 273

Списана проданная со счета валюта <**>

57

52

120 555

Отражена в прочих доходах курсовая разница

(120 555 - 119 273) руб.

52

91

1282

Отражены поступившие средства

51

57

120 300

Отражен убыток от конверсионных операций <**>

91

57

255

--------------------------------
<*> Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы (день оплаты и день отгрузки).
<**> В примере при продаже валюты автор "свернул" доходы и расходы до фактического убытка, что разрешено нормами п. 21.2 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Показывать всю сумму проданной валюты в расходах и все поступившие рубли в доходах менее информативно. Это может ввести пользователя в заблуждение насчет конверсионной операции.

Читатель может заметить, что в примере не хватает отражения самого туристского продукта и оценки прибыли от его реализации. Автор специально это "позабыл", чтобы не перегружать пример. Введем дополнительные данные.

Пример 2. Продолжим условия примера 1. Стоимость входящих в состав туристского продукта транспортных услуг равна 23 600 руб. (с НДС - 3600 руб.), гостиничного обслуживания - 59 000 руб. (с НДС - 9000 руб.), оформления визы - 5400 руб. (без НДС). Расходы туроператора, относящиеся к данному туристскому продукту (согласно обоснованной методике распределения затрат), составили 4600 руб. За услуги поставщиков услуг туристского продукта оператор также платит авансом. Все остальные данные в части доходов и прочих доходов возьмем из предыдущего примера.
В учете туроператора в дополнение к вышеуказанным будут сделаны записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Произведена предоплата за услуги турпродукта

(23 600 + 59 000 + 5400) руб.

60-2

51

88 000

НДС с перечисленного аванса поставлен к вычету

(9000 + 3600) руб.

68-2

76-ВА

12 600

Приобретены транспортные услуги

20

60-1

20 000

Отражены гостиничные услуги

20

60-1

50 000

Отражены услуги по оформлению визы туриста

20

60-1

5400

Показан предъявленный поставщиками НДС

19

60-1

12 600

Предъявленный налог поставлен к вычету

68-2

19

12 600

Восстановлен "авансовый" вычет НДС

76-ВА

68-2

12 600

Показаны собственные расходы турфирмы

20

60, 70, 69

4600

Отражена себестоимость туристского продукта

90-2

20

80 000

Показана прибыль от продажи туристского продукта

(119 273 - 18 194 - 80 000) руб. <*>

90-9

99

21 079

Отражен результат от проведения прочих операций

(1282 - 255) руб.

99

91-9

1027

--------------------------------
<*> Если бы туристский продукт был продан за рубли в исходной оценке, то прибыль бы составила 20 000 руб. (118 000 - 18 000 - 80 000). Но в связи с валютными расчетами прибыль возросла до 21 079 руб., а от прочих операций возникла прибыль - 1027 руб. В совокупности они дают "рублевую" прибыль 22 106 руб. Но все же в отчетности отражается не она, а отдельно выручка и результат от прочих операций.

Что еще нужно знать о въездном туризме?

Туроператоры, работающие в сфере въездного туризма, как и остальные формирующие туристские продукты лица, должны иметь финансовое обеспечение исполнения своих обязательств перед туристами. Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма, установлен один размер финансового обеспечения - 500 тыс. руб. (ст. 17.2 Закона об основах туристской деятельности в РФ). Надо полагать, его хватит для того, чтобы возместить потери и убытки туристам, не получившим надлежащего качества туристский продукт. Заметим, что раньше размер финансового обеспечения составлял 10 млн руб. - как для работающих на "выезд" туроператоров, так и для работающих на "въезд". Плюс раньше не было объединения "Турпомощь", в которое в обязательном порядке вступают операторы выездного туризма. Операторов въездного и внутреннего туризма это не касается, и получается, что финансовых вложений во "въездное" направление меньше. Но и доходов от въездного туризма не так много, как от выездных заграничных поездок.

* * *

В целом въездной туризм достаточно интересное направление деятельности и ему есть куда развиваться. Но пока объекты туристской инфраструктуры и сами услуги не будут отвечать международным стандартам турбизнеса, немногие иностранцы поедут в РФ в роли туристов, а не, например, по работе. Как бы там ни было, въездной туризм есть и продолжает приносить доходы в традиционных туристских центрах, такие как Москва, Санкт-Петербург, Казань и города Золотого кольца. Также зарубежных гостей интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, глобальные спортивные события (Олимпиада, Универсиада). Будем надеяться на дальнейшие рост и развитие въездного туризма в России.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


15 сентября 2017 г.
Проект Федерального закона №266932-7 "О внесении изменений в статью 59 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В рамках законопроекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, чтобы не допустить проведения электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 ст. 59 перечни. Законопроект направлен на поддержание баланса в правоотношениях заказчиков и исполнителей с целью обеспечения качества приобретаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.




1 сентября 2017 г.
Вступила в силу ст. 2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"

Указанной  статьей предусматривается, что в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов, рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями, уполномоченными на проведение указанных исследований Роскомнадзором.




15 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 249505-7 "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - увеличение эффективности налогового стимулирования, снижение административной нагрузки на бизнес и обеспечение стабильности и предсказуемости системы налогообложения. Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.




2 августа 2017 г.
Проект Федерального закона № 239932-7 "О внесении изменений в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"

В настоящее время законодательство о банкротстве предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур. При этом они редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников. Цель данного законопроекта - расширение практики применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц, а также введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.




28 июля 2017 г.
Проект федерального закона № 237568-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

Принятие данного законопроекта будет способствовать обеспечению защиты прав граждан-должников по потребительским кредитам (займам) посредством установления правового механизма, ограничивающего возможные злоупотребления в данной сферы, а также способствующего вытеснению с рынка не профессиональных кредиторов, а также кредиторов, ведущих недобросовестную деятельность, связанную с предоставлением потребительских кредитов (займов).



В центре внимания:


Претензионно-исковой порядок защиты прав потребителя туристических услуг (Шиловская А.Л., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 28.08.2017

подробнее>>

Туротрасль: богач - бедняк (Забелина Н.)

Дата размещения статьи: 14.08.2017

подробнее>>

Фонд персональной ответственности туроператора как один из способов обеспечения исполнения обязательств (Сирик Н.В., Кусков А.С.)

Дата размещения статьи: 01.06.2017

подробнее>>

Совершенствование административно-правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников (Писаревский Е.Л.)

Дата размещения статьи: 07.04.2017

подробнее>>

Условия туристского договора, ущемляющие права потребителей: некоторые вопросы судебной практики (Страхов С.Е.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2017
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи

Сопровождение сайта