Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Все очень просто, или Составляем пожарную декларацию (Фролов С.П.)

Все очень просто, или Составляем пожарную декларацию (Фролов С.П.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

О декларации пожарной безопасности в Интернете информации достаточно. Множество сайтов предлагает юридическим лицам помощь по составлению декларации и сопутствующим услугам - в обмен на немалые суммы. Причем цены зашкаливают не из-за сверхтрудности задачи, а из-за умения разработчика формировать у заказчика представление о ее сверхтрудности. Разберемся, так ли уж сложна эта задача. Может ли бюджетник составить и зарегистрировать пожарную декларацию самостоятельно?

Декларация пожарной безопасности (ДПБ, пожарная декларация) - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение нормативного значения пожарного риска на объекте защиты. То есть ДПБ является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 7 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Регламент).

ДПБ представляется в течение года со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию <2>.
--------------------------------
<2> Часть 6 ст. 64 Регламента.

На основании каких документов разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается в соответствии с положениями ст. ст. 6, 64 Регламента. Форма и правила заполнения декларации определены положениями Приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности".

В каких целях разрабатывается пожарная декларация?

ДПБ разрабатывается для повышения уровня ответственности лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на своем объекте.
Поэтому согласно п. 3 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на законном основании - на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - владелец объекта). Владелец объекта должен уметь правильно выбрать способ защиты от возгорания, обеспечить безопасность людей.

Какие объекты должны иметь пожарную декларацию?

Наличие пожарной декларации - одно из обязательных условий обеспечения пожарной безопасности объекта защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Регламента ДПБ составляется в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов), для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением многоквартирных жилых домов, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных). Такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства <3>.
--------------------------------
<3> Часть 1 ст. 49 ГрК РФ.

К объектам капитального строительства отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).
ДПБ составляется в отношении зданий с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1. К таким объектам согласно пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Регламента отнесены:
- здания дошкольных образовательных организаций;
- здания специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные);
- больницы;
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

Для каких объектов не требуется пожарная декларация?

Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых видов жилых домов, многоквартирных домов, а также отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более 2 этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов):
- которые не предназначены для проживания и осуществления производственной деятельности;
- которые предназначены для осуществления производственной деятельности и не требуют установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где они расположены, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон.
Следовательно, для таких объектов не требуется разрабатывать и утверждать пожарную декларацию.

Можно ли разработать ДПБ только для одного помещения (например, при сдаче его в аренду)?

В соответствии с п. 2 Приказа МЧС России N 91 пожарная декларация может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

Кто имеет право составлять пожарную декларацию?

Владелец объекта может сам разобраться, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться и соблюдаются ли они конкретно на его объекте. На основании полученных сведений он может самостоятельно оценить, насколько его объект и применяемые технологии безопасны для персонала, а также для третьих лиц. Указанные требования собственник и излагает в декларации. Установлена ли на объекте противопожарная сигнализация? Находится ли она в рабочем состоянии? Прошел ли персонал соответствующий инструктаж? И так далее. Вопросы довольно просты.
К тому же для на сайте МЧС www.mchs.gov.ru для пользователей организована консультационная поддержка, разработаны специальные формы заполнения ДПБ (Полезная информация/Юридическим лицам/Горячая линия по реализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности").
В ходе селекторного совещания, проведенного МЧС 07.02.2010, было отмечено, что руководитель учреждения (объекта защиты) имеет право привлечь к составлению ДПБ любого технического работника (специалиста) или организацию. При этом наличие у исполнителей каких-либо лицензий, аккредитаций (в том числе территориальных органов МЧС и др.) и т.п. не требуется <4>.
--------------------------------
<4> Письмо Рособразования от 27.02.2010 N 16-486/07-03 "О декларациях пожарной безопасности" (далее - Письмо о ДПБ).

Декларация подписывается руководителем объекта защиты, заверяется печатью учреждения и может быть представлена в территориальные органы МЧС лично руководителем либо уполномоченным лицом, по почте, электронной почте и т.п.

Что должно быть указано в пожарной декларации?

Форма и Порядок регистрации ДПБ утверждены Приказом МЧС России N 91.
ДПБ включает в себя информацию об объекте защиты по трем разделам: "Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты", "Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара", "Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты".

Как оценить пожарный риск?

Пожарный риск - это оценка возможности возникновения пожарной опасности объекта защиты и последствий для людей и материальных ценностей. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, заполняется на основании расчета.
Расчет обязателен только для производственных объектов и объектов, на которых нарушаются нормативные документы по пожарной безопасности. Если производство на объекте отсутствует и нет предписаний о нарушении пожарной безопасности, расчет пожарного риска выполнять не нужно - на это указано в Письме о ДПБ. Поэтому руководитель учреждения, прежде чем отказаться от заполнения данного раздела, должен определить, выполняются ли обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), и нормативными документами по пожарной безопасности.
Если расчет необходим, в ДПБ указываются расчетные и допустимые значения уровня пожарного риска, комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска. Расчеты в виде отчета прикладываются к декларации.
Расчетные величины пожарного риска сопоставляются с его нормативными значениями, установленными ст. 79 Регламента.
Правила проведения расчетов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" (далее - Правила расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются по методикам, утверждаемым МЧС.

Как оценить возможный ущерб для имущества третьих лиц?

К третьим лицам могут относиться физические и юридические лица (арендаторы, посетители, соседи и т.п.), имущество которых может пострадать во время пожара на объекте защиты.
При заполнении раздела об ущербе собственник объекта исходит из своих расчетов по оценке возможного ущерба для чужого имущества (именно имущества, а не здоровья) либо использует реквизиты документов страхования (в этом случае к ДПБ прилагается копия страхового полиса, если оценка проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В разделе могут быть указаны стоимостная и (или) количественная характеристики имущества третьих лиц, которому может быть нанесен ущерб от пожара.
Если нет нарушений обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральными законами о технических регламентах, и требования нормативных документов по пожарной безопасности выполнены (например, противопожарные разрывы между зданиями соответствуют нормативным), если на объекте нет имущества посетителей, арендаторов, то в разделе можно указывать, что возможный ущерб для имущества третьих лиц от пожара практически исключен.

Что входит в перечень законов для пожарной декларации?

Самым объемным разделом в декларации является перечень Федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.
Перечислим эти Законы и документы:
1) Регламент;
2) Закон о техническом регулировании;
3) Правила расчетов;
4) Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с Правилами противопожарного режима в РФ);
5) Приказ МЧС России N 91;
6) Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382;
7) Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденная Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404;
8) СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
9) СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденный Приказом МЧС России от 21.11.2012 N 693 (внимание: в некоторых методичках указан устаревший СП; далее аналогичные случаи будут помечены знаком "!");
10) СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
11) СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожаров на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденный Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288;
12) СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
13) СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115 (!);
14) СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 (!);
15) СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
16) СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
17) СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 180;
18) СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденный Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 182;
19) СП 13.13130.2009 "Атомные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденный Приказом МЧС России от 07.09.2009 N 515;
20) ГОСТ Р 53292-2009 "Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 68-ст;
21) ГОСТ Р 53295-2009 "Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 71-ст.
В перечне должны быть указаны не просто документы, а конкретные нормы (пункты и описания требований), которые податель декларации обязуется выполнять на своем объекте. Для этого ему необходимо изучить документацию, требования которой распространяются на объект. В качестве шаблона можно использовать типовые формы и готовые декларации и взять список оттуда, предварительно убрав невыполнимые на данные момент требования или требования, в которых нет необходимости. На сайтах различных организаций размещены примеры заполнения ДПБ для объектов защиты различного функционального назначения. Однако некоторые декларации заполнены по устаревшей форме, в них не указаны последние нормы. Поэтому образцы лучше брать на сайте МЧС (Деятельность/Государственные услуги/Декларирование пожарной безопасности).

Кто проверяет пожарную декларацию?

Юридическое лицо, заполняющее ДПБ, несет полную ответственность за достоверность декларации. Выполнение указанных норм контролируется впоследствии при плановой проверке <5>. Если пожарный инспектор обнаружит невыполнение задекларированных норм, на организацию будет наложен штраф.
--------------------------------
<5> В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91.

Примечание. При плановой проверке инспектор может запросить ДПБ, даже если в распоряжении о проведении проверки требование о представлении этого документа отсутствует.

Примеры санкций за нарушение задекларированных требований пожарной безопасности - Постановления ФАС ЗСО от 23.01.2014 по делу N А75-3392/2013 (организация оштрафована на 160 тыс. руб.) и ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А82-10015/2012 (детский сад оштрафован на 150 тыс. руб.). Объекты проверялись по нормам, на основании которых проектировались.

В каких случаях нужно вносить изменения в существующую ДПБ или разрабатывать новую?

Если условия на объекте защиты не меняются, то ДПБ бессрочна. Данный документ уточняется или разрабатывается вновь, если произошли изменения, затрагивающие содержащиеся в ДПБ сведения (например, смена собственника объекта защиты, изменение функционального назначения объекта либо сферы деятельности организации, проведение капремонта, реконструкции или технического перевооружения, появление новых нормативов) (ч. 6 ст. 64 Регламента). Поправки, вносимые в декларацию, регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ.

Нужно ли согласовывать пожарную декларацию?

ДПБ подлежит регистрации в территориальном отделе (отделении, инспекции) структурного подразделения территориального органа МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления пожарного надзора.
Декларация не согласовывается с органами государственного пожарного надзора, поскольку она представляется в уведомительном порядке (ч. 5 ст. 6 Регламента). Изложенные в декларации требования будут проверяться при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии с п. 12 Приказа МЧС России N 91 должностные лица органа МЧС проверяют соответствие поступившей декларации установленной форме в течение 5 рабочих дней. Если декларация соответствует требованиям к ней, она бесплатно регистрируется путем внесения необходимых сведений в перечень ДПБ.
Декларация не подлежит регистрации, только если она неправильно заполнена. В этом случае должностные лица органа МЧС обязаны возвратить документ декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в регистрации.
О фактах коррупции со стороны должностных лиц, принимающих и регистрирующих декларации, можно сообщать на телефон доверия МЧС: +7 (499) 216-99-99.

Какова ответственность за отсутствие пожарной декларации?

Отсутствие ДПБ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности, в том числе отсутствие ДПБ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.
Если проверка, выявившая отсутствие пожарной декларации, проводится в условиях особого противопожарного режима, это грозит наложением административного штрафа на должностных лиц от 15 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

К сведению. Особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Закон о пожарной безопасности).

Для примера рассмотрим Постановление ФАС ДВО от 24.07.2013 N Ф03-2724/2013 по делу N А51-23416/2012.
В ходе проверки, проведенной инспектором отдела надзорной деятельности территориального органа МЧС, было выявлено отсутствие ДПБ в организации. Данный факт был квалифицирован как нарушение ч. 6 ст. 64 Регламента, а также Приказа МЧС России N 91. На основании составленного акта проверки было вынесено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Руководитель организации посчитал требование инспектора о предоставлении пожарной декларации незаконным, однако его попытка оспорить действия проверяющего в суде не увенчалась успехом. Судебные органы установили, что проверка соблюдения организацией требований пожарной безопасности проведена законно, в соответствии с ежегодным планом, руководитель организации был своевременно уведомлен о предстоящем мероприятии.
Объясняя отсутствие пожарной декларации, руководитель организации сообщил, что в 2010 г. в уведомительном порядке он направлял пожарную декларацию посредством почтовой связи в надзорный орган, а в 2011 г. повторно направил уточненную декларацию. Руководитель посчитал, что отсутствие в распоряжении о проведении проверки требования о представлении пожарной декларации, во-первых, подтверждает то обстоятельство, что административный орган располагает данным документом, во-вторых, означает отсутствие у объекта проверки обязанности по представлению декларации проверяющему.
Однако суд указал, что требование должностного лица, проводившего проверку, о представлении декларации пожарной безопасности является правомерными, поскольку ДПБ относятся к предмету проверки. А вывод, что перечень документов, указанный в распоряжении о проведении проверки, является исчерпывающим и что у должностных лиц, проводящих выездную проверку, отсутствует право запрашивать в ходе ее проведения иные документы, относящиеся к предмету проверки, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Заявление, что ранее пожарная декларация направлялась в надзорный орган дважды, не нашло надлежащего подтверждения. Руководитель организации не смог представить доказательств того, что направлял декларацию пожарной безопасности в орган надзора, в территориальном отделе надзорной деятельности запись о получении декларации не зарегистрирована. Руководитель представил пожарную декларацию в материалы дела, однако документ не содержал обязательной отметки органа государственного пожарного надзора о регистрации.
Судебные органы указали, что в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, представлять по запросу должностных лиц пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в организациях.

* * *

Если ДПБ составляется не на производственный объект, пожароопасное или взрывоопасное предприятие, то ничего сложного в ее заполнении нет. Может ли справиться с составлением ДПБ сотрудник, ответственный за пожарную безопасность в организации? Может, изучив предварительно необходимые нормативы.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


29 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 48749-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.




25 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.




20 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 42326-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.




10 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 36447-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 15.5 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве..." норму о сроке условного депонирования.




3 декабря 2021 г.
Проект Федерального закона № 29564-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.



В центре внимания:


Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Зеленая У.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

"Освободите квартиру, она уже не ваша": собственников ошеломили новой схемой отъема (Демидова И., Астапов М.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Печаль для должников. Конституционный Суд разрешил изымать единственное жилье (Горелов А., Гладышева Е., Кучкаров А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Исполнительский иммунитет единственного жилья должника: новый вектор судебной практики (Джафаров И.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>

Цифровизация в юридической практике (Горелов А.)

Дата размещения статьи: 12.01.2022

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2022
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.