Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Бухгалтерский учет выявленных недостач имущества в бюджетных учреждениях: естественная убыль, чрезвычайные обстоятельства, хищения (Беспалов М.В.)

Бухгалтерский учет выявленных недостач имущества в бюджетных учреждениях: естественная убыль, чрезвычайные обстоятельства, хищения (Беспалов М.В.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

В хозяйственной деятельности бюджетных учреждений в процессе проведения инвентаризации нередко выявляются случаи недостачи материальных ценностей. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения недостачи имущества бюджетного учреждения, в том числе возникшей в результате естественной убыли, чрезвычайных обстоятельств, а также хищений и иных злоупотреблений должностных лиц учреждений.
Бухгалтерский учет недостачи, выявленной при проведении инвентаризации, зависит от того, по какой причине она возникла:
- по причине естественной убыли (для материальных запасов);
- в результате форс-мажорных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.);
- по вине сотрудника учреждения (п. 1.5 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (далее - Методические указания N 49)).
На счетах бухгалтерского учета недостача отражается в том месяце, в котором была завершена инвентаризация (на дату составления акта инвентаризационной комиссии) (п. 5.5 Методических указаний N 49).
Недостачу и порчу материальных запасов (ценностей) в пределах норм естественной убыли необходимо списать на расходы текущего финансового года на основании распоряжения (приказа) руководителя бюджетного учреждения и актов по ф. 0504230 "Акт о списании материальных запасов" и 0504143 "Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря".
Стоимость недостающих материальных запасов при списании в соответствии с п. 108 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция к Единому плану счетов N 157н), определяется по данным бухгалтерского учета в зависимости от метода оценки материальных запасов:
- по фактической стоимости каждой единицы;
- по средней фактической стоимости.
Списание материальных запасов в пределах норм естественной убыли отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 40120272 (10960272,10980272) К-т сч. 10538440 (10536440, 10534440) - списаны недостающие материальные запасы в пределах норм естественной убыли (п. п. 37, 43 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н), Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 10500, 10900, 40120)).
Если же причиной недостачи материальных ценностей стали форс-мажорные обстоятельства, то их следует списать на чрезвычайные расходы. Недостающие материальные запасы списываются в зависимости от метода оценки материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости). Основные средства и нематериальные активы - по остаточной стоимости (с одновременным списанием с учета сумм накопленных амортизационных отчислений по этим объектам). Непроизведенные активы списываются по первоначальной стоимости (п. п. 51, 65, 75, 113 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
В зависимости от вида форс-мажорных обстоятельств при списании стоимости недостающего имущества формируются следующие проводки:
Д-т сч. 40120273 К-т сч. 10136410 (10126410, 10230420, 10534440, 10536440, 10631410) - списана стоимость имущества, утраченного в результате стихийных или иных бедствий, опасного природного явления или катастрофы;
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10136410 (10126410, 10534440, 10536440, 10631410) - списана стоимость имущества, утраченного в результате террористических актов (других действий, произведенных вне зависимости от воли учреждения как правообладателя).
Независимо от вида форс-мажорных обстоятельств амортизация, начисленная на утраченные основные средства (нематериальные активы), списывается бухгалтерской проводкой:
Д-т сч. 10436410 (10426410) К-т сч. 10136410 (10126410) - списана начисленная амортизация по утраченному имуществу.
Данные правила списания имущества установлены в п. п. 12, 22, 37, 43, 53, 153 Инструкции N 174н, Инструкции к Единому плану счетов N 157н (сч. 10100, 10200, 10400, 10500, 10600, 40110, 40120).
В случае выявления недостач материальных запасов сверх норм естественной убыли, а также недостачи другого имущества их следует отнести на виновных лиц. При этом виновное лицо должно возместить бюджетному учреждению всю сумму причиненного ущерба (ст. 243 Трудового кодекса РФ).
Недостача имущества, подлежащая возмещению виновным лицом, отражается на сч. 209 "Расчеты по ущербу имуществу". При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). Недостающее имущество (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы) списывается на финансовые результаты бюджетного учреждения (п. п. 34, 51, 112 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).
Если виновные лица не установлены или суд откажет во взыскании с них суммы причиненного ущерба, то недостачу следует сразу списать на финансовые результаты бюджетного учреждения. Документом, которым можно подтвердить отсутствие виновных лиц, могут быть:
- оправдательный приговор суда;
- постановление о приостановлении уголовного дела и т.д. (п. 5.2 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49).
Суммы выявленных недостач имущества отражаются в бухгалтерском учете следующими проводками:
Д-т сч. 20971560 (20972560, 20974560) К-т сч. 40110172 - отражена недостача имущества (по рыночной стоимости), выявленная при инвентаризации (за исключением недостачи денежных средств в кассе);
Д-т сч. 20981560 К-т сч. 20134610 - отражена недостача денежных средств в кассе, выявленная при инвентаризации;
Д-т сч. 20981560 К-т сч. 20127610 - отражена недостача денежных средств в иностранной валюте на счете в кредитной организации (при условии наличия решения суда о признании кредитной организации банкротом);
Д-т сч. 20982560 К-т сч. 40110172 - отражена недостача денежных документов, финансовых активов (за исключением денежных средств).
Списание недостающего имущества оформляется бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10136410 (10126410, 10230420, 10534440) - списана стоимость основного средства (нематериального актива, материальных запасов);
Д-т сч. 10436410 (10426410, 10439420) К-т сч. 10136410 (10126410, 10230420) - списана начисленная амортизация основных средств (нематериальных активов).
При списании основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (находящихся в эксплуатации) формируется проводка: К-т сч. 21 - списан объект основных средств (стоимостью до 3000 руб. включительно), находившийся в эксплуатации.
При возмещении недостачи виновным лицом делаются бухгалтерские проводки:
Д-т сч. 20134510 (20111510) К-т сч. 20981660 (20971660, 20972660, 20974660, 20982660) - погашена задолженность по недостаче имущества виновным лицом;
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 20971660 (20972660, 20974660, 20982660) - погашена задолженность по недостаче имущества виновным лицом в натуральной форме;
Д-т сч. 30403830 К-т сч. 20981660 (20971660, 20972660, 20974660, 20982660) - погашена задолженность по недостаче путем удержания из заработной платы (иных выплат).
Если виновные лица не установлены (суд отказал в возмещении ущерба, виновное лицо признано неплатежеспособным), то недостачу следует списать следующими проводками:
Д-т сч. 40110173 К-т сч. 20981660 (20971660, 20972660, 20974660, 20982660) - списана недостача в связи с приостановлением предварительного следствия (уголовного дела, принудительного взыскания) или в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным;
Д-т сч. 40110172 К-т сч. 20981660 (20971660, 20972660, 20974660, 20982660) - списана недостача в связи с неустановлением виновных лиц.
Данные правила формирования бухгалтерских записей установлены в п. п. 12, 17, 37, 43, 85, 87, 109, 110 Инструкции N 174н, Инструкции к Единому плану счетов N 157н (сч. 10100, 10200, 10400, 10500, 20100, 20900, 30403, 40110, забалансовый сч. 21).
Для наглядности рассмотрим пример.

Пример 1. Бюджетное учреждение в III кв. 2014 г. провело инвентаризацию на складе материалов. Сырье, находящееся на складе, используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 20 августа. В результате инвентаризации была выявлена недостача пяти листов гипсокартона по цене 230 руб. за лист на общую сумму 1150 руб. (учетная и рыночная стоимость материалов равны). Кладовщик возместил ущерб, внеся денежные средства в кассу учреждения.
При этом по состоянию на 20 августа в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются следующие проводки:
Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210534440 - 1150 руб. - списана стоимость недостающих материальных ценностей;
Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 - 1150 руб. - отнесена на виновное лицо сумма недостачи гипсокартона;
Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220974660 - 1150 руб. - погашена виновным лицом задолженность по недостаче.

В бюджетных и автономных учреждениях сумма недостачи при расчете налога на прибыль организаций учитывается в расходах только при условии, что материальные ценности были приобретены для использования в рамках деятельности, приносящей доход, и за счет средств от этой деятельности - внебюджетной (п. 1 ст. 252 и п. 17 ст. 270 Налогового кодекса РФ (НК РФ)). При этом порядок учета недостачи при расчете налога на прибыль организаций зависит от того, по какой причине эта недостача возникла:
- по причине естественной убыли (для материальных запасов);
- по вине материально ответственного лица;
- в результате форс-мажорных обстоятельств (наводнения, пожара и т.д.).
Недостача в пределах норм естественной убыли учитывается при расчете налога на прибыль организаций в составе материальных расходов (при соблюдении прочих условий) (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ). Данную недостачу материальных ценностей необходимо включить в состав расходов в момент завершения инвентаризации или на дату составления годовой бухгалтерской отчетности, т.е. не позднее 31 декабря отчетного года (п. 2 ст. 272 и пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). При этом, если бюджетное учреждение применяет кассовый метод, то недостача учитывается в расходах при условии, что имущество, по которому она выявлена, оплачено (п. 3 ст. 273 НК РФ).
В бюджетных учреждениях порядок учета недостачи материальных ценностей сверх норм естественной убыли зависит от того, установлено виновное лицо или нет. Если виновное лицо установлено и недостача с него взыскивается, то у учреждения возникает внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ).
При методе начисления недостачу, которую возместил сотрудник, следует учесть в доходах учреждения при расчете налога на прибыль организаций в момент признания сотрудником своей вины или в момент вступления в силу решения суда (при возмещении ущерба виновным лицом) (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 209 Гражданского процессуального кодекса РФ). В случае применения учреждением кассового метода сумму возмещения ущерба следует учесть в составе доходов в момент возмещения сотрудником (виновным лицом) ущерба (п. 2 ст. 273 НК РФ), например в день внесения денег сотрудником (виновным лицом) в кассу учреждения.
В целом, чтобы учесть недостачу в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций, ее размер должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 НК РФ). Обоснованием для признания такого расхода является то, что при возмещении недостачи сотрудником (виновным лицом) учреждение получает и доход (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Документальным подтверждением выявленной недостачи (ущерба) являются:
- сличительная ведомость;
- объяснительная записка сотрудника и другие документы.
Если указанные требования соблюдены, то сумму недостачи по фактической себестоимости можно включить в состав внереализационных расходов в полном размере (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.10.2010 N 03-03-06/1/648).
Рассмотрим еще один пример бухгалтерского учета недостачи материальных ценностей в бюджетных учреждениях.

Пример 2. Бюджетное учреждение в IV кв. 2014 г. провело инвентаризацию материальных запасов. Сырье используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Инвентаризация закончилась 24 декабря. В результате по данным бухгалтерского учета была выявлена недостача материалов на сумму 8500 руб., рыночная стоимость данных запасов составила 9000 руб. Виновное лицо внесло в кассу учреждения 9000 руб.
По результатам инвентаризации по состоянию на 24 декабря бухгалтер отразил следующие записи:
Д-т сч. 240110172 К-т сч. 210536440 - 8500 руб. - списана стоимость недостающих материалов;
Д-т сч. 220974560 К-т сч. 240110172 - 9000 руб. - отнесена недостача материалов на виновное лицо по рыночной стоимости;
Д-т сч. 220134510 К-т сч. 220974660 - 9000 руб. - погашена задолженность сотрудником учреждения.
При расчете налога на прибыль организаций за IV кв. 2014 г. необходимо учесть сумму, которую возместил сотрудник (9000 руб.), в составе внереализационных доходов, а также сумму убытка от недостачи (8500 руб.) в составе прочих внереализационных расходов.

Таким образом, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них суммы причиненного ущерба, то недостачу имущества при расчете налога на прибыль организаций необходимо учесть в составе внереализационных расходов.
При этом факт отсутствия виновных лиц необходимо документально подтвердить актом уполномоченного ведомства (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). Если же причиной недостачи стали форс-мажорные обстоятельства, то такую недостачу имущества следует также учесть в составе внереализационных расходов (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 350-84-16
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


18 ноября 2020 г.
Федеральный закон № 1057597-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"

Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие установление механизма ввода в гражданский оборот на территории Российской Федерации лекарственных препаратов для ветеринарного применения их производителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения.




11 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Цель законопроекта - совершенствование законодательства РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Законопроектом в частности предусматривается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях, введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки и др.




5 ноября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1049782-7 О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Цель законопроекта - недопущение недобросовестной практики кредитных (некредитных) организаций, которая выражается в необоснованных отказах предоставления гражданам и субъектам МСП кредитных (в том числе ипотечных) каникул. Его принятие обеспечит правовыми гарантиями заемщиков на получение от кредитных (некредитных) организаций информации о причинах отказа в предоставлении кредитных и/или ипотечных каникул (иных случаях изменения условий кредитного договора (договора займа).




20 октября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1040469-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

Законопроект разработан в целях единообразного применения и толкования действующего законодательства Российской Федерации. Его принятие приведет к взаимному соответствию нормативного регулирования порядка прохождения государственной службы сотрудниками ряда государственных органов и правового положения профессиональных союзов.




7 октября 2020 г.
Проект федерального закона № 1030414-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и в статью 23 Федерального закона "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"

Цель законопроекта - повышение прозрачности и доступности системы принудительного исполнения, уровня оперативности действий должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов, а также исключение случаев предъявления на принудительное исполнение в ФССП России поддельных исполнительных документов.



В центре внимания:


Развитие конституционной ответственности депутатов представительных органов власти (Чаннов С.Е.)

Дата размещения статьи: 21.11.2020

подробнее>>

Институт административной ответственности как способ защиты права на вознаграждение за служебные произведения (Кулаков Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.11.2020

подробнее>>

Тенденции правового регулирования в сфере борьбы с налоговыми злоупотреблениями: применение международного опыта в российской практике (Пономарева К.А.)

Дата размещения статьи: 21.11.2020

подробнее>>

Освобождение от договорной ответственности (Кархалев Д.Н.)

Дата размещения статьи: 21.11.2020

подробнее>>

Семейная тайна: вопросы содержания и правовой охраны (Елисеева А.А.)

Дата размещения статьи: 21.11.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи