Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

Что лучше - налог с продаж или НДС? В ожидании повышения налогов (Шестакова Е.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Сегодня активно обсуждается вопрос о повышении налогов. И то, что налоги будут повышать, - это уже решенный вопрос, поскольку глава Правительства Дмитрий Медведев заявил в ходе рабочего совещания, что в России будет увеличена налоговая нагрузка. Вместе с тем стало известно о принятии решения о том, что налоговая нагрузка на физических лиц повышаться не будет, по крайней мере до 2019 г. А это означает, что повысится либо НДС, либо будет введен новый налог - налог с продаж. Оба налога являются косвенными, однако о том, какой из них лучше, а какой хуже, мы поговорим в данной статье.

Плюсы и минусы налога с продаж и НДС

Возвращая налог с продаж или повышая НДС, фактически Правительство возвращается в прошлое. В России уже существовал и налог с продаж, и ставка НДС была установлена в размере 20%.
С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена до 18%.
Налог же с продаж вводился несколько раз в истории России. Первый раз налог был введен с 1 января 1991 г., однако с распадом Советского Союза налог с продаж утратил силу. Второй раз налог вводился во время кризиса 1998 г. До 2004 г. максимальная ставка налога с продаж составляла 5%. Ее конкретный размер устанавливали субъекты Российской Федерации. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10%, налогом с продаж не облагались. Но с 2004 г. он также не уплачивается.
Причем практика введения налога с продаж использовалась два раза в истории, но оба раза он отменялся, поскольку фактически данный налог дублирует уже существующий налог на добавленную стоимость.
Чтобы понять, что лучше, а что хуже для производителей, продавцов и конечных потребителей (НДС или налог с продаж), необходимо разобраться в различиях двух налогов.
Во-первых, налог на добавленную стоимость является федеральным, а налог с продаж региональным, т.е. различается и администрирование налога, и расходование средств. В случае с НДС средства поступают и расходуются федеральными властями, а в случае с налогом с продаж налог поступает в казну регионов, которые в свою очередь распределяют и используют поступившие от сбора налога средства.
Во-вторых, если НДС действует во всех регионах, то налог с продаж действует только там, где региональные власти приняли соответствующее решение.
В-третьих, НДС является более сложным с точки зрения администрирования. Главные претензии к налогу - сложность его администрирования и несовершенство системы возмещения, порождающее ряд препятствий для покупателя, который пытается воспользоваться предоставляемыми льготами.
В отношении НДС нужно отметить, что, если организация реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18%. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам организация должна перечислить в бюджет. Если же разница будет больше, то можно возместить НДС из бюджета. Однако на практике в случае заявления НДС к возмещению возможны проверки налогового органа и иные сложности.
Налог с продаж уплачивается же при реализации товара со всей суммы реализации.
Рассмотрим основные плюсы и минусы двух налогов, которые почувствуют потребители при повышении НДС или введении нового налога (см. таблицу).

Плюсы и минусы НДС и налога с продаж

 

Плюсы

Минусы

Налог с продаж

Налог с продаж поступает в региональный бюджет и может быть использован регионом для собственных нужд.

Производители могут выиграть от введения налога с продаж, поскольку НДС более выгоден агентам и посредникам, которые могут фактически не уплачивать налог.

Налог является более простым в уплате в отличие от НДС

Налог увеличит инфляцию.

Введение дополнительных налогов увеличивает налоговое администрирование в стране, снижает конкурентоспособность экономики, а также может снизить рейтинг страны в части ведения бизнеса в России.

Вместо одного налога компаниям придется уплачивать и подавать отчетность по двум налогам.

Налог с продаж начисляется на общий объем выручки, что будет способствовать повышению количества случаев ухода от данного налога

НДС

Налог на добавленную стоимость уплачивается давно, и потребители привыкли в счетах видеть сумму данного налога

Повышение налога увеличит цены на товары и инфляцию.

Налог взимается в федеральный бюджет, и в этой связи пополнение региональной казны от увеличения данного налога не зависит.

Налог предусматривает целый ряд льгот и вычетов, в этой связи агенты, экспортеры имеют преимущество перед производителями.

НДС предполагает ведение в некоторых случаях раздельного учета, что не предусматривает налог с продаж

К плюсам и введения налога с продаж, и повышения НДС можно отнести, безусловно, пополнение бюджета, причем не очень важно, какой бюджет будет пополняться (региональный или федеральный), поскольку в налоговом законодательстве закреплено единство налоговой системы. Однако в отношении собираемости НДС является более перспективным. Так, в 2011 г. министр финансов Антон Силуанов заявлял, что 1% НДС с точки зрения поступлений в бюджет равен 5% налога с продаж. Поэтому с арифметической точки зрения повысить НДС проще. Но в этом случае регионы не получат дополнительные средства, как это произойдет в случае введения налога с продаж.
При этом сегодня можно обратить внимание на то, что даже развитые экономики европейских стран повышают налоги. Но одним повышением налогов не обойтись, необходимо бороться с коррупцией, отмыванием денежных средств и выводом капитала за рубеж. Во времена кризиса 1920-х гг. в США были не только повышены налоги, но и вкладывались средства в развитие инфраструктуры и строительство дорог, подобный подход может быть эффективно использован и в России.
Однако, безусловно, повышение налогов имеет и очевидные минусы. Основным минусом для населения страны является повышение цен и увеличение инфляции - если в настоящее время планируется увеличение налогов на 3% (налог с продаж), то инфляция может подняться на все 5%.
Кроме того, сократившиеся инвестиции в российскую экономику в связи с введением санкций могут снизиться еще больше из-за увеличения налогового бремени, так как сегодня инвесторы не уверены в завтрашнем дне, не могут предугадать развитие ситуации и повышение налогов может также отпугнуть иностранные компании.
Повышение налогов негативно отразится и на конечных потребителях, физических лицах, ведь если юридическое лицо может принять НДС к возмещению, то граждане видят НДС только в чеках и вынуждены будут помимо данного налога нести еще и бремя налога с продаж.
Повышение налогов невыгодно и бизнесу: во-первых, введение нового налога может вызвать проблемы и сложности в администрировании у плательщиков налога, ведь на практике больше всего ошибок возникает именно при появлении новых налогов. Во-вторых, товары российских производителей из-за налогов повысятся в цене, а следовательно, будут менее конкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами.
Наиболее сильное снижение доходов бюджета ощущается в части снижения по налогу на прибыль компаний, так как большинство производителей в 2013 г. существенно снизили свою маржинальность на фоне снижения деловой активности, падения рубля и медленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. А следовательно, если доходы падают, то введение налога с продаж не будет достаточно эффективным. Ведь производство и так снижается на фоне рецессии и падения производства.

Как подготовиться к повышению налогов

Большинство физических и юридических лиц воспринимают повышение налогов как данность, кто-то при этом планирует закрыть свой малый бизнес ввиду роста издержек, затрат и налогового бремени, кто-то решает всерьез подготовиться к повышению налогового бремени. Как это сделать?
Конечно, для физических лиц, которые почувствуют введение налога с продаж или повышение НДС по ценам в магазинах, вряд ли повышение налогов может повлечь смену работы. Однако многие уже сегодня задумываются о повышении заработной платы. И согласно трудовому законодательству работник может рассчитывать на повышение заработной платы. Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Но, к сожалению, данная норма не гарантирует 100%-ного повышения заработной платы сотрудникам.
Для компаний дело обстоит намного сложнее. Ведь при повышении налогов необходимо спланировать политику ценообразования. При введении налога с продаж или повышении НДС многие производители могут просто стать неконкурентоспособными. Необходимо также пересмотреть политику ценообразования с поставщиками, поскольку при повышении налогов и поставщики могут повысить цены на сырье и оборудование и уже сегодня нужно отслеживать тенденции ценообразования поставщиков, закладывать увеличение расходов в бюджет компании.
Необходимо составить взаимосвязанные бюджеты доходов и расходов, которые бы учитывали новую налоговую ситуацию, в которых были бы указаны новые цены на сырье, материалы, основные средства с учетом новых налогов. В некоторых случаях целесообразно совершить крупные покупки, например приобретение оборудования, машин и иных основных средств в 2014 г., поскольку повышение налогов спровоцирует повышение цен на товары и услуги. В контракты с основными контрагентами возможно включить условия на запрет повышения цен, например, в первой половине следующего года, что позволит получить некоторое конкурентное преимущество по сравнению с конкурентами, на которых повышение цен может отразиться с начала следующего года.
Некоторые малые предприятия и предприниматели, возможно, примут непопулярное решение о закрытии бизнеса. Так, после повышения страховых взносов в 2013 г., по некоторым оценкам, закрылось до 500 тыс. предприятий малого бизнеса. Аналогичная тенденция может наблюдаться и в 2015 г., так как наряду с введением налога с продаж повысятся и иные налоги, например можно ожидать повышения страховых взносов, увеличения налога на имущество, который с 2014 г. собирается с кадастровой стоимости. И тем компаниям, которые решат закрыть производство в 2015 г., необходимо продумать целый ряд мероприятий - от принятия решения учредителями до получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации компании.
В заключение необходимо отметить, что, конечно, введение нового налога с продаж, равно как и повышение НДС, является непопулярной, но вынужденной мерой в условиях установления санкций против российской экономики, снижения внутреннего валового продукта и роста дефицита бюджета. Однако важно, каким образом будут израсходованы данные средства регионами или федеральным бюджетом, насколько эта мера будет эффективной. Возможно, конечно, повышение налогов является временной мерой, однако нет ничего более постоянного, чем временное, об этом нужно помнить при планировании как личного бюджета, так и бюджета компании.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.