Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Организации, применяющие ЕНВД. Выставление покупателю счета-фактуры (Лермонтов Ю.)

Организации, применяющие ЕНВД. Выставление покупателю счета-фактуры (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

На практике нередко возникают вопросы, связанные с выставлением покупателю счета-фактуры организацией, применяющей ЕНВД, при реализации товаров, работ или услуг, ведь НК РФ закрепляет, что плательщик единого налога на вмененный доход не обязан уплачивать НДС, а соответственно, и выставлять счета-фактуры. Одним из актуальных вопросов является определение налоговых последствий выставления плательщиком ЕНВД счета-фактуры с выделением в нем суммы НДС. Например, до сих пор встречаются споры относительно утраты плательщиком ЕНВД права на его применение в случае выставления по просьбе покупателя счета-фактуры с выделенным НДС.
Кроме того, остается нераскрытым вопрос: в случае если плательщик ЕНВД не теряет права на применение ЕНВД при выставлении покупателю счета-фактуры, обязан ли он перечислять НДС в бюджет?
В рамках данной статьи мы проанализируем положения действующего налогового законодательства, последние и актуальные изменения, внесенные в нормы НК РФ, а также исследуем позиции официальных органов по рассматриваемой спорной ситуации.
Как установлено п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении определенных данным пунктом видов предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.
В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Соответственно, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), за исключением ввоза товаров на территорию Российской Федерации, облагаемых единым налогом на вмененный доход, индивидуальные предприниматели не должны выставлять счета-фактуры.
Кроме того, в п. 3 ст. 346.28 НК РФ отражено, что снятие с учета плательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, переходе на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение 5 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ. Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях, если иное не установлено данным пунктом, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ, соответственно.
Таким образом, ограничения по применению системы налогообложения в виде ЕНВД установлены п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ. Выставление счета-фактуры покупателю в данном перечне не поименовано.
Данный вопрос был предметом рассмотрения финансового ведомства. Как разъяснил Минфин России в Письмах от 18.04.2014 N 03-11-11/18035, от 07.08.2013 N 03-11-11/31784, от 05.07.2013 N 03-07-14/26067, НК РФ не содержит таких оснований, как выставление плательщиком единого налога на вмененный доход счета-фактуры, для утраты права на применение ЕНВД.
В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с НК РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, в иных случаях, определенных в установленном НК РФ порядке.
Как указано в п. 1 ст. 173 НК РФ, сумма налога подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Кроме того, п. 5 указанной статьи закрепляет, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется приведенными лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. К данным лицам относятся:
1) лица, не являющиеся налогоплательщиками, или налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Соответственно, НК РФ допускает случаи, при которых необходимо уплатить НДС при выставлении покупателю счета-фактуры.
Финансовое ведомство неоднократно подчеркивало, что п. 5 ст. 173 НК РФ является единственным случаем, в рамках которого организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выставляют счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость и уплачивают его в бюджет (Письма Минфина России от 18.07.2013 N 03-07-11/28306, от 05.04.2013 N 03-07-11/11247).
Данная позиция финансового ведомства относится не только к упрощенной системе налогообложения. В отношении ЕНВД уполномоченные органы также пояснили, что если индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, выставляет счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то у него возникает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет (Письма ФНС России от 17.01.2013 N ЕД-2-3/22@, Минфина России от 22.02.2012 N 03-11-11/53).
Таким образом, плательщик, применяющий специальный режим налогообложения в виде ЕНВД, не уплачивает НДС при совершении операций по реализации товаров, работ или услуг.
При этом налоговым законодательством не предусмотрен порядок снятия с учета налогоплательщика при применении ЕНВД на основании выставленного покупателю плательщиком ЕНВД счета-фактуры с выделенной в нем суммой НДС, следовательно, плательщик ЕНВД не утрачивает право на применение ЕНВД в случае выставления указанного счета-фактуры.
В то же время, как указывают уполномоченные органы, в случае выставления покупателю счета-фактуры налогоплательщик, применяющий ЕНВД, обязан уплатить указанный в счете-фактуре НДС в налоговый орган.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.