Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > НДФЛ и подотчетные суммы (Шелестова Н.Л.)

НДФЛ и подотчетные суммы (Шелестова Н.Л.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

Нередко работники получают под отчет денежные средства на приобретение ГСМ за наличный расчет на автозаправочных станциях. Как правило, кассовые чеки, подтверждающие покупку топлива, собираются и сдаются в конце месяца вместе с авансовым отчетом для списания подотчетных сумм. А как быть, если кассовые чеки утрачены? Могут ли в этом случае подотчетные суммы, целевое использование которых подтверждено расчетом, произведенным по фактическому пробегу и по норме расходов топлива, быть квалифицированы инспекцией в целях обложения НДФЛ как доход физического лица?

Фискальный подход

По мнению ФНС России, изложенному в Письме от 24.12.2013 N СА-4-7/23263 <1>, денежные средства, полученные под отчет, при отсутствии доказательств их расходования облагаются НДФЛ. Основание - Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14376/12, в котором указано, что при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных директором общества, а также доказательств, подтверждающих оприходование обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, согласно ст. 210 НК РФ указанные денежные средства являются доходом директора (подотчетного лица) и подлежат включению в базу по НДФЛ.
--------------------------------
<1> В указанном Письме ФНС направила для использования в работе Обзор практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС, Верховным Судом и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда за 2013 г.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13510/12.
При этом справедливости ради ФНС отмечает, что до принятия указанных Постановлений Президиума ВАС практика по такого рода делам складывалась разнообразно. В частности, в Постановлениях ФАС ПО от 01.04.2013 N А55-15647/2012, ФАС МО от 16.06.2010 N КА-А40/5879-10-3, ФАС МО от 11.11.2009 N КА-А41/11723-09 решения налогового органа были признаны недействительными.

Судебная практика

Итак, с очень большой вероятностью подотчетные суммы, целевое использование которых подтверждено не кассовыми чеками, выданными на автозаправочных станциях, а расчетом, произведенным по фактическому пробегу и по норме расходов топлива, в целях обложения НДФЛ будут квалифицированы инспекцией как доход физического лица. В частности, такой вывод следует из Постановления ФАС СЗО от 09.06.2014 N А26-5684/2013. Рассмотрим подробнее обстоятельства данного дела.
В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что по данным карточки счета 71.1 "Расчеты с подотчетными лицами" по состоянию на 31.12.2011 под отчет директору общества выдано на хозяйственные нужды 11 937 251 руб. В обоснование расходования на нужды организации денежных средств в сумме 5 236 476 руб. общество представило авансовый отчет от 31.12.2011, в котором в качестве документа, подтверждающего расходование указанной суммы по целевому назначению, указан расчет расходов на дизельное топливо за 2009 - 2011 гг. Согласно пояснительной записке от 31.12.2011 дизельное топливо для автомобилей общества приобреталось водителями за наличный расчет на автозаправочных станциях. В связи с тем что водителями было утрачено большое количество кассовых чеков, расчет расхода дизельного топлива для списания подотчетной суммы был произведен директором по фактическому пробегу и по норме расходов.
При указанных обстоятельствах инспекция пришла к выводу, что выданные директору на хозяйственные нужды под отчет 5 236 476 руб. подлежат включению в базу по НДФЛ, поскольку при проверке не были представлены документы, подтверждающие целевое расходование указанной суммы, а также приобретение и оприходование обществом дизельного топлива.
По результатам проверки обществу было предложено удержать и перечислить в бюджет 680 742 руб. НДФЛ и уплатить 89 704 руб. пеней за несвоевременное перечисление налога. Общество также было привлечено к ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания 68 074 руб. штрафа (размер налоговой санкции определен с учетом положений п. 3 ст. 114 НК РФ).
Общество оспорило решение инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, сделав вывод: инспекцией не доказано, что спорные денежные средства, полученные под отчет директором, поступили в его личное пользование и являются его экономической выгодой.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, так как признал, что в соответствии со ст. 210 НК РФ спорные денежные средства являются доходом директора и подлежат включению в базу по НДФЛ.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ, - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что при определении базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23, 25 НК РФ.
Налоговые агенты, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ в бюджет (ст. ст. 24 и 226 НК РФ).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08 представлена позиция, что не являются объектом обложения НДФЛ денежные суммы, выданные работникам организации под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей, при условии что работники документально подтвердили понесенные расходы, а товарно-материальные ценности приняты организацией на учет.
Работник организации, получивший денежные средства в подотчет, после покупки горюче-смазочных материалов обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет, к которому должны быть приложены все оправдательные документы, подтверждающие произведенные расходы.
Документами, подтверждающими материальные затраты подотчетного физического лица, могут служить товарные чеки, накладные с приложением кассовых чеков или квитанции к приходным ордерам, подтверждающие оплату товара (работы, услуги).
В данной ситуации к авансовому отчету не приложено ни одного первичного бухгалтерского документа о закупке дизельного топлива за наличный расчет. Топливо в установленном порядке не оприходовано.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к правомерному выводу, что с учетом фактических обстоятельств дела спорная подотчетная сумма обоснованно квалифицирована инспекцией как доход физического лица.
При этом кассационная инстанция указала, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N N 14376/12 и 13510/12 <2>, согласно которой при отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных подотчетным лицом, а также оприходование организацией товарно-материальных ценностей в установленном порядке, указанные денежные средства исходя из ст. 210 НК РФ являются доходом подотчетного лица и подлежат включению в базу по НДФЛ.
--------------------------------
<2> Данные Постановления размещены на сайте ВАС 19.04.2013.

Таким образом, если ранее (до формирования выводов Президиума ВАС) существовала возможность отстоять в суде правомерность невключения подотчетных сумм, по которым работник не отчитался, поскольку судьи приходили к выводу о неправомерности признания спорных сумм доходом сотрудников и удержания с нее НДФЛ, то после размещения этих выводов на сайте ВАС практика применения законодательства, на положениях которого основаны данные постановления, для арбитражных судов считается определенной.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


28 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 996066-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"

Цель законопроекта - повышение информированности вкладчика об условиях привлечения денежных средств физических лиц во вклады, а также снижение рисков вкладчиков при принятии решения о выборе конкретного вклада и кредитной организации, привлекающей денежные средства во вклады. Изложение условий договора банковского вклада в стандартной табличной форме и информирование вкладчика о минимальной гарантированной процентной ставке по вкладу позволит потребителю сравнивать условия разных банков




20 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в КоАП РФ по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности"

Законопроект направлен на усовершенствование механизма защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности. Помимо этого, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения статьи 14.57 КоАП снизит нагрузку на судебные органы.




14 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 988027-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом устанавливается возможность использования системы налогообложения в виде ЕНВД и патентной системы налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли маркированной продукцией на период с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2021 г. включительно.




7 июля 2020 г.
Проект Федерального закона № 983620-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ"

Цель законопроекта - обеспечение баланса интересов как участника долевого строительства, так и застройщика. Также он призван обеспечить нормативные рамки взаимодействия сторон при возникновении спорных вопросов.




28 июня 2020 г.
Проект Федерального закона № 979423-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ"

Законопроектом предлагается ввести гуманитарный сбор в размере 5 процентов от средств полученных рекламораспространителями за предоставление своих услуг. Цель данного сбора - оказание помощи гражданам России, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в лечении.



В центре внимания:


Пределы ускорения гражданского и административного судопроизводства (Михеев П.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Судебное примирение: кто виноват и что делать? (Борисова Е.А.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Целесообразно ли исключение преступлений тяжкой категории из особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ? (Азаренок Н.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Нормативное и организационное обеспечение судебно-исковой работы органов военного управления войск национальной гвардии Российской Федерации (Абакумова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>

Современный уголовный процесс и основные направления его совершенствования (Дорошков В.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи