Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Международно-правовые стандарты и регулирование безопасности продуктов питания в праве ВТО (Чуйко Н.А.)

Международно-правовые стандарты и регулирование безопасности продуктов питания в праве ВТО (Чуйко Н.А.)

Дата размещения статьи: 29.08.2014

Обеспечение населения продовольствием в необходимом количестве, безопасным для жизни и здоровья, было и остается одной из основных функций государства. Ее эффективное осуществление сталкивается с новыми вызовами в условиях глобализирующегося мира, в рамках которых происходит переустройство межгосударственных отношений, выстраиваются и появляются новые связи и взаимозависимости. Интеграция постепенно ослабляет барьеры для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Экономическая глобализация нашла отражение в производстве и распространении продовольствия в мировом масштабе. Созданная в 1995 г. Всемирная торговая организация (ВТО) посредством снижения тарифных барьеров ускорила либерализацию товаров и услуг, включая продовольствие как один из основных видов товаров <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ching-fu Lin. Global Food Safety Exploring Key Elements for an International Regulatory System // Virginia Journal of International Law. Vol. 51:637. P. 650.

В современных условиях продукты производятся из компонентов, поставляемых из различных регионов, и экспортируются через глобальные производственные сети для продажи или дальнейшей переработки. Как следствие, риски, связанные с заражением и загрязнением продуктов питания, также приобретают глобальный характер. Безопасность пищевых продуктов, нарушенная в одной стране, может представлять значительный риск и для других стран <2>.
--------------------------------
<2> Ibid. P. 639.

Существенное переустройство происходит и в регулировании отношений в данной сфере в свете усиливающегося взаимодействия системы международного права и национальных правовых систем. Ю.А. Тихомиров справедливо отмечает, что "в условиях усиливающейся глобализации возникают актуальные планетарные проблемы, в решении которых заинтересованы все государства... происходит интенсивное сближение принципов, институтов и норм национального (внутреннего) и международного права. Появляются общие предметы регулирования... и согласованность правовых норм, преодоление коллизий становится актуальной задачей" <3>.
--------------------------------
<3> Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4. С. 10 - 11.

На международный уровень продовольственной проблемы указывает деятельность ряда международных организаций и органов, к которым относятся Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития, Всемирная продовольственная программа, Комиссия "Кодекс Алиментариус" (ККА), Всемирная ветеринарная организация (МБЭ), Комиссия по фитосанитарным мерам (КФМ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комитет по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ). Кроме того, данные вопросы рассматриваются также Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС ООН), БРИКС, Организацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК), Организацией черноморского экономического сотрудничества, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), "Большой двадцаткой" и "Большой восьмеркой". Участие государств в данных организациях, разработка на их основе международно-правовых норм отражают закономерность углубления взаимодействия национального сообщества с мировым сообществом в решении вопросов продовольственной и пищевой безопасности.
А.Я. Капустин пишет о том, что, по мнению ряда зарубежных ученых, дальнейшее развитие глобализации все в большей мере обнажает растущую неспособность суверенного государства осуществлять ряд традиционно присущих ему функций ввиду растущей экономической и технологической взаимозависимости <4>. Национальное законодательство в сфере продовольственной и пищевой безопасности в одностороннем порядке больше не может в необходимой и достаточной степени решать возникающие проблемы <5>.
--------------------------------
<4> См.: Капустин А.Я. Международные организации в глобализирующемся мире: Монография. М., 2010. С. 18.
<5> См.: Ching-fu Lin. Op. cit. P. 650.

При этом формируется два вектора развития глобализационных процессов. Р. Фолк и Б. Раджагопал пишут о том, что нужно идентифицировать две взаимосвязанные тенденции: реструктуризацию мировой экономики на региональном и глобальном уровнях через агентские отношения транснациональной корпорации и финансовых рынков, исходящую сверху ("глобализация сверху"), и возникновение транснациональных социальных сил, заинтересованных в защите окружающей среды, прав человека, мира и человеческой безопасности, развивающихся снизу ("глобализация снизу") <6>.
--------------------------------
<6> См.: Капустин А.Я. Указ. соч. С. 62.

Данные процессы выходят за рамки государственной юрисдикции, вовлекая и частных субъектов, которые начинают играть все более значимую роль <7>. Для современного международного правопорядка возрастает актуальность концепции "глобального управления". Как отмечает А.Л. Колодкин, в XXI в. человечество будет постоянно формировать единую глобальную систему управления международными процессами, состоящую из отдельных подсистем по разным сферам общественной жизни <8>. Это есть своего рода проект новой организации международных отношений, сочетающей как международно-правовые отношения, в которые вовлечены государства и международные межправительственные организации, так и отношения с иными участниками международной семьи (МНПО, ТНК и др.). Целью проекта является поиск подходов к решению самых разнообразных проблем современности, которые не получили должного осознания на межправительственном уровне в рамках межгосударственной системы <9>.
--------------------------------
<7> Там же. С. 59.
<8> См.: Выступление А.Л. Колодкина // Иваненко В.С. Международная научно-практическая конференция "Мир, безопасность и международное право. Взгляд в будущее". СПб., 2004. С. 37.
<9> См.: Капустин А.Я. Указ. соч. С. 135.

В условиях взаимопроникновения правовых систем и тесных переплетений экономических и иных межгосударственных и частных отношений обеспечение безопасности, в том числе продовольственной, выступает одним из основных требований XXI в. и является необходимым условием достижения международной законности и устойчивого правопорядка. Так, О.И. Тиунов рассматривает международную и национальную безопасность государств в качестве центрального звена законности и правопорядка в современный период: "...это обусловлено формированием глобальной правовой системы, в которой определяющую роль начинают играть нормы международного права. Возрастание роли и авторитета международного права, не только регулирующего международные отношения, но и затрагивающего определенные институты во внутригосударственных отношениях, отражает взаимопроникновение систем международного и внутригосударственного права, их своеобразную конвергенцию, что особенно проявляется в сближении норм международного и конституционного права" <10>.
--------------------------------
<10> Тиунов О.И. Международная безопасность - условие правопорядка во взаимоотношениях государств XXI века // Вестник РГГУ. 2008. N 5. С. 256.

На единство внутренней и международной законности также указывал И.И. Лукашук: "Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные политико-правовые системы строились как части единой глобальной системы, чтобы они были способны взаимодействовать друг с другом и с системой международных отношений в целом. От взаимодействия с внешней средой в растущей мере зависит решение внутренних задач" <11>. В таких условиях соблюдение международного порядка совместными усилиями в сфере продовольственной и пищевой безопасности следует рассматривать как организующее начало сотрудничества государств.
--------------------------------
<11> Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. М., 1996. С. 219.

Таким образом, необходимость решения глобальных проблем безопасности на международном уровне как условие решения национальных проблем безопасности и вместе с тем необходимость дальнейшего более тесного взаимодействия между государствами требуют согласованных действий, основанных на единых правовых подходах.
Глобализация как универсализация позитивного мирового опыта во всех основных отраслях общественной жизни <12> находит отражение и в правовых системах. Современное международное право представляет собой объективно существующую сложноструктурированную нормативную систему, которая сформировалась в процессе длительного исторического развития и продолжает интенсивно развиваться <13>. Процесс глобализации уже сейчас оказывает воздействие на трансформацию международной системы, последствия которой неизбежно скажутся на развитии современного международного права <14>.
--------------------------------
<12> См.: Глобализация и развитие законодательства. Очерки / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, А.С. Пиголкин. М., 2004. С. 12.
<13> См.: Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988. С. 204.
<14> См.: Капустин А.Я. Указ. соч. С. 18.

В современном международном праве используются такие понятия, как "принципы", "нормы", "стандарты" <15>. В части 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
--------------------------------
<15> См.: Wolfrum R. General International Law (Principles, Rules, and Standards) // Max Planck Encyclopedia of Public International Law [MPEPIL]. December. 2010.

Несмотря на то что значение понятий "международные принципы и нормы" или "принципы и нормы международного права" в международных документах не раскрывается <16>, они являются устоявшимися дефинициями. Что касается термина "международные стандарты", или "международно-правовые стандарты", то он был введен в международную практику несколько позже, но в настоящее время получил довольно широкое распространение.
--------------------------------
<16> Ibid.

В пункте 1 ст. 21 Статута Международного уголовного суда устанавливается, что он в своей деятельности опирается на: "...в соответствующих случаях, применимые международные договоры, принципы и нормы международного права, включая общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов... если это невозможно, Суд применяет общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира, включая, соответственно, национальные законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного преступления, при условии, что эти принципы не являются не совместимыми с настоящим Статутом и с международным правом и международно признанными нормами и стандартами".
Понятие "стандарты" используется и в ч. 7 ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.: "Международные нормы и стандарты, упомянутые в настоящей статье, включают, среди прочего, нормы и стандарты, касающиеся незамедлительного уведомления прибрежных государств..."
Как отмечает О.И. Тиунов, международно-правовые стандарты отражают процессы глобализации правового пространства на международном уровне, с одной стороны, и интернационализацию международных правил во внутригосударственном регулировании - с другой, и выступают в качестве своеобразного масштаба измерения применяемого права на международном и внутригосударственном уровнях <17>.
--------------------------------
<17> См.: Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права // Журнал российского права. 2012. N 12. С. 72.

"В условиях глобализации, - указывает в своем исследовании Н.А. Соколова, - происходит формирование определенных стандартов - стандартов качества жизни, здоровья, окружающей природной среды. Успешность и конкурентоспособность государств зависит от скорости внедрения этих стандартов и занятия международных позиций на различных рынках" <18>.
--------------------------------
<18> Соколова Н.А. Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. С. 54.

Универсальные подходы к применению государствами международно-правовых стандартов отражают тенденцию интернационализации общественной жизни, проявляющуюся в международных отношениях, что способствует интеграционным процессам, совместному решению государствами общих проблем современности <19>.
--------------------------------
<19> См.: Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права. С. 82.

А.Е. Лакеев также указывает на взаимосвязь международного и национального права посредством международных стандартов: "Международное право как особая система, определяющая взаимодействие государств с различными правовыми системами через международно-правовые стандарты, задает им основные параметры функционирования в рамках мирового сообщества". Он отмечает, что посредством международно-правовых стандартов происходит регулирование и тех отношений, которые исконно являлись предметом внутригосударственного воздействия: "...в тех случаях, когда международно-правовые стандарты признаются в качестве составной части правовой системы того или иного государства, они начинают воздействовать на внутригосударственные отношения и распространять свое действие на более широкий круг субъектов права. И уже в этом качестве вносят весьма существенные коррективы во внутригосударственную правовую систему... Как результат, согласование норм внутригосударственного права той или иной страны с международно-правовыми стандартами достигается в конечном счете согласованием систем права в целом, которое по своей правовой природе выступает как упорядочение национальных правовых систем, исходя из сущности права вообще и общепризнанных общечеловеческих ценностей" <20>.
--------------------------------
<20> Лакеев А.Е. Международно-правовые стандарты как особый источник российского права: Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2011. С. 92, 126.

Несмотря на довольно частое употребление категорий "международные стандарты", "международно-правовые стандарты", "стандарты Совета Европы", ни в науке международного права, ни в теории государства и права не было уделено достаточно внимания раскрытию содержания данных категорий <21>.
--------------------------------
<21> См.: Тиунов О.И. Защита прав человека в практике Конституционного Суда Российской Федерации в условиях интернационализации российского права и роль в этом процессе международных стандартов // Международное публичное и частное право. 2003. N 2(11). С. 14.

О.И. Тиуновым международно-правовые стандарты рассматриваются как разновидность международных норм, являющихся составной частью системы норм международного права <22>. По своим признакам международно-правовые стандарты представляют собой правила в виде определенной модели поведения, содержание которой должно быть во многих случаях конкретным, а ее элементы - взаимосогласованными. Такая модель поведения касается строго определенного формата действий или воздержания от действия, типового условия, на основе которого приобретается благо. Для стандарта характерны типизация, эталонность правила поведения, часто не предусматривающие альтернативы в действиях государства. С учетом типизации формулируются соответствующие права и обязанности государства. Международно-правовой стандарт отражает единство содержащихся в нем требований для всех участников соответствующего международного обязательства, его цель - быть для них типовым ориентиром, обеспечить их равные права и единообразное поведение в рамках данного стандарта <23>.
--------------------------------
<22> См.: Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права. С. 79.
<23> Там же. С. 74.

О.И. Тиунов различает императивные и диспозитивные стандарты в зависимости от уровня их иерархического положения. Особую роль играют стандарты регионального и универсального характера в виде общепризнанных принципов и норм международного права как нормативные установления, имеющие императивный характер в силу своей фундаментальности и общепризнанности, недопустимости отхода от них <24>. Указанные стандарты, будучи нормами высшего порядка, имеют наиболее общую форму выражения. Это относится, например, к основным принципам международного права - ядру общепризнанных принципов и норм и всех других норм международного права <25>.
--------------------------------
<24> Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права. С. 79.
<25> Там же. С. 81.

Сопоставляя международно-правовые стандарты и международно-правовые принципы, О.И. Тиунов приходит к выводу о том, что последние представляют собой юридические установления, определяющие сущностные черты и главные содержательные характеристики института, отрасли либо системы международного права, в то время как международно-правовые стандарты имеют большую степень конкретизации и более узкую сферу применения. Кроме того, многие международно-правовые стандарты по степени своей юридической силы являются диспозитивными. Вместе с тем наряду с диспозитивными международно-правовыми стандартами государства на основе договора или международно-правового обычая могут принять стандарт в виде принципа, имеющего императивный характер <26>.
--------------------------------
<26> Там же.

В качестве международно-правового стандарта может применяться и та часть международных общих правил, которым еще не придана юридическая сила, но в которых заинтересованы компетентные органы государств (положения ряда резолюций международных организаций, таких, как Генеральная Ассамблея ООН, органы МОТ, ЮНЕСКО, имеющих согласно их уставам рекомендательный характер). Впоследствии такого рода правила могут стать обязательными в качестве норм международного договора или международно-правового обычая <27>.
--------------------------------
<27> См.: Тиунов О.И. Роль международно-правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права. С. 79.

Например, основные трудовые стандарты МОТ, а именно свобода объединения и права на ведение коллективных переговоров, искоренение всех форм принудительного труда, запрет детского труда, запрет дискриминации в трудовых отношениях, закрепленных в Декларации МОТ об основополагающих правах и принципах в сфере труда 1998 г., представляют собой нормы мягкого права. Данные основные стандарты расширяют сферу применения трудовых прав в связи с тем, что конвенции МОТ не ратифицированы всеми государствами-участниками. По сути они являются основополагающими принципами, на что указывается в названной Декларации <28>.
--------------------------------
<28> См.: Wolfrum R. Op. cit.

В свою очередь, немецкий профессор Р. Вольфрум указывает на многозначность термина. Под стандартами могут также пониматься чисто технические нормы в самом широком смысле <29>. Так, в п. 2 приложения 1 Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО (Соглашение ТБТ) стандарт определяется как документ, принятый признанным органом, который содержит предназначенные для общего и многократного использования правила, руководства или характеристики применительно к товарам или связанным с ними процессами и методами производства, соблюдение которых не является обязательным. Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке и этикетированию в той степени, в которой они применяются к товару, процессу или методу производства. Далее в пояснительной записке указывается, что "Соглашение ТБТ касается только технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия, относящихся к товарам или процессам и методам производства. Стандарты, определенные в Руководстве 2 ИСО/МЭК, могут быть обязательными или добровольными...".
--------------------------------
<29> Ibid.

В таком понимании стандарты разрабатываются компетентными международными организациями и учреждениями. В качестве примеров могут служить Международные стандарты финансовой отчетности и их Разъяснения (введенные Приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н), международные стандарты в области регулирования вопросов научно-технического сотрудничества, гражданской авиации и космонавтики, стандарты Всемирного банка, Международной морской организации, Международного агентства по атомной энергии.
Международно-правовые стандарты играют особую роль в сфере безопасности продуктов питания, в связи с тем что расширение торговли между государствами острее поставило проблему различий требований и положений безопасности продовольствия в разных странах.
Существует тенденция увеличения числа разногласий по санитарным и фитосанитарным мерам. Во-первых, требования повышения уровня безопасности пищевых продуктов возрастает с повышением уровня жизни, соответствующее прогнозируемое улучшение качества жизни будет сопровождаться ужесточением санитарных и фитосанитарных стандартов в развитых странах. Во-вторых, в связи с тем что традиционные торговые барьеры, такие, как тарифные и количественные ограничения, продолжают снижаться, протекционистские интересы, скорее, будут использовать регулирование в сфере продовольственной безопасности и другие технические барьеры, чтобы блокировать торговлю <30>. В свою очередь, создание общепринятого базиса для стандартов по безопасности пищевых продуктов может помочь достичь общей цели - улучшения качества продовольствия и расширения торговли.
--------------------------------
<30> См.: Athukorala P., Jayasuriya S. Food Safety Issues Trade and WTO DC Perspective // The World Economy. Vol. 26. Iss. 9. September. 2003. P. 1395 - 1416.

После вступления России в ВТО нормы и правила этой организации охватывают 98% мировой торговли, в рамках которой происходит интенсивный товарообмен, в том числе продовольствием как одной из наиболее значимых категорий товаров. Система права ВТО, которая является основой регулирования многосторонней торговли продуктами питания, представляет собой обширный комплекс норм, состоящий приблизительно из 60 соглашений и договоренностей <31>. Сложность системы права ВТО усиливается многочисленными отсылками к другим международным соглашениям и общепризнанным нормам международного права. В различных документах ВТО перечислены акты самого широкого характера: Устав ООН; решения международных финансовых учреждений, таких, как Международный валютный фонд; международные договоры в сфере защиты окружающей среды; международные стандарты, разрабатываемые другими международными организациями; соглашения о транспортном и телекоммуникационном обслуживании; международные соглашения о защите прав интеллектуальной собственности; а также обычные нормы, регулирующие толкование международного публичного права.
--------------------------------
<31> URL: http://www.wto.org.

Посредством отсылок к иным международно-правовым нормам и соглашениям происходит своеобразное "связывание" торговых и неторговых аспектов, к которым относится и обеспечение безопасности продуктов питания. Швейцарский профессор Т. Котье отмечает, что "соглашения ВТО содержат в себе элементы как прямой, так и опосредованной гармонизации... В частности, это относится к продовольственным стандартам в соответствии с Соглашением по санитарным и фитосанитарным мерам. Задачей является не усложнить доступ на рынок, но способствовать ему посредством согласованных на международном уровне и признанных международных стандартов" <32>.
--------------------------------
<32> Цит. по: The Law and Economics of Globalization. New Challenges for a World in Flux / Ed. by L. Yueh. Cheltenham, 2009. P. 28.

В преамбуле Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение СФС) закрепляется: "Члены... желая способствовать использованию согласованных санитарных и фитосанитарных мер между членами на основе международных стандартов, руководств и рекомендаций, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию "Кодекс Алиментариус", Международное бюро по эпизоотии и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по защите растений, без предъявления при этом членам требований внести изменения в их соответствующий уровень охраны жизни или здоровья людей, животных или растений..." Таким образом, в преамбуле устанавливается ориентация государств-членов на принятые международно-правовые стандарты в сфере безопасности пищевых продуктов и определяется, стандарты каких организаций подлежат применению.
Следует отметить значение стандартов в праве ВТО, разрабатываемых Комиссией "Кодекс Алиментариус". С момента учреждения ВТО стандарты, разрабатываемые Комиссией, играют особую роль в праве ВТО в связи с тем, что являются образцом международных продовольственных стандартов. Несмотря на их рекомендательный характер, они приобретают особый статус в рамках Соглашения СФС и Соглашения ТБТ.
Комиссия "Кодекс Алиментариус" была создана Конференцией ФАО в 1961 г. в целях установления международных стандартов для облегчения торговли продовольствием и продукцией сельского хозяйства. В 1962 г. была образована Объединенная программа ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты, исполнительным органом которой стала ККА. Ее первейшей задачей является охрана здоровья потребителей и обеспечение справедливой практики в торговле продуктами питания. Публикация принятых международных стандартов Комиссией ФАО/ВОЗ осуществляется в издании "Кодекс Алиментариус".
В статье 3 Соглашения СФС содержится отсылка на международные стандарты:
1) с целью гармонизации санитарных и фитосанитарных мер на возможно более широкой основе члены будут основывать свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях, когда таковые имеются, если в настоящем Соглашении и особенно в п. 3 не предусмотрено иное;
2) санитарные или фитосанитарные меры, согласующиеся с международными стандартами, руководствами или рекомендациями, считаются необходимыми для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений и не противоречащими соответствующим положениям настоящего Соглашения и ГАТТ 1994.
Особое значение имеет п. 2 ст. 3 Соглашения СФС. Принимая во внимание текст преамбулы, Соглашение содержит прямую отсылку на стандарты, разрабатываемые указанными организациями.
Соглашение СФС закрепляет право членов вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, которые могут быть отличными от стандартов, закрепленных в "Кодексе Алиментариус". Однако устанавливается следующая презумпция: меры, основанные на международных стандартах, соответствуют требованиям положений ВТО, что может служить основанием для защиты в случае возникновения спора <33>. Это de facto говорит об особом статусе стандартов ККА.
--------------------------------
<33> См.: Wolfrum R. Op. cit.

В Соглашении ТБТ содержатся аналогичные положения, однако в нем не указывается на то, что именно понимается под международным стандартом.
Международно-правовые стандарты не раз становились предметом и основным вопросом разрешения спора в Органе по разрешению споров ВТО (ОРС). К примеру, в споре о гормонах в говядине <34> представители ЕС не смогли доказать обоснованность введенных мер, которые не были основаны на существующем стандарте ККА <35>.
--------------------------------
<34> EC Measures Concerning Meat and Meat Products (Hormones). WT/DS26/AB/R, WT/DS48/AB/R.
<35> См.: Poll S. The European Community and the Adoption of International Food Standards // European Law Journal. Vol. 10. No. 5. September. 2004. P. 616.

Более поздним случаем является спор "ЕС - Сардины" (Trade Description of Sardines Case) <36>, когда мера ЕС в сфере технического регулирования (Регламент ЕС) оценивалась на соответствие стандарту Кодекса 1978 г. В данном споре Апелляционный орган пришел к выводу о том, что в связи с тем, что соответствующий международный стандарт (Codex Stan 94) не был взят за основу в Регламенте ЕС, меры, принятые ЕС, были признаны в качестве противоречащих нормам ВТО.
--------------------------------
<36> ECs - Trade Description of Sardines Case (WTO ECs - Trade Description of Sardines: Report of the Appelate Body [26 September 2002] WT/DS231/AB/R).

Практика ОРС говорит о том, что в качестве правомерных рассматриваются только те меры (прежде всего, речь идет о санитарных и фитосанитарных мерах), которые отвечают соответствующим международным нормам, руководящим принципам или рекомендациям и считаются необходимыми для защиты жизни или здоровья людей, животных и растений. Как следствие, существующая презумпция правомерности принимаемых мер, основанных на международных стандартах, служит определенным мотиватором для стран - членов ВТО для принятия национальных актов, соответствующих стандартам ККА.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что с присоединением к ВТО Российская Федерация вступила в единое правовое пространство с другими государствами-членами. Регулирование многосторонней торговли, в том числе продуктами питания, не ограничивается только пакетом соглашений ВТО, но содержит отсылки и к другим международно-правовым документам, представляющим собой определенный унифицированный правовой базис, особую роль в котором играют международно-правовые стандарты. Они отражают процессы глобализации правового пространства на международном уровне, с одной стороны, и интернационализации международных правил во внутригосударственном регулировании - с другой. Взаимодействие государств с различными правовыми системами через международно-правовые стандарты определяет основные параметры функционирования в рамках международной торговой системы.
Наряду с нормами и принципами международного права международно-правовые стандарты являются новой категорией и призваны служить дополнением к международным договорам. Обязательный характер они могут получить в случае отсылки к ним. Более простой механизм их принятия, внесения изменений и дополнений предоставляет определенные преимущества перед договорами. Они служат механизмом для прогрессивного развития международного права без необходимости внесения изменений в соответствующие международные соглашения.
Соглашение СФС является основанием для укрепления межгосударственных правил применения международно-правовых стандартов в сфере безопасности продуктов питания в торговле сельскохозяйственными товарами в целях защиты потребителей, а также регулирования правил использования стандартов в качестве средств торговой защиты.
Несмотря на то что после присоединения к ВТО Российская Федерация в целом оставляет за собой право вводить санитарные и фитосанитарные меры в целях защиты жизни и здоровья граждан, существующая презумпция правомерности мер, основанных на международно-правовых стандартах, разрабатываемых Комиссией "Кодекс Алиментариус", ставит определенные рамки для их принятия. Повышается и роль документов, разрабатываемых ККА. Фактически она становится организацией, сопутствующей системе ВТО, осуществляющей свою деятельность в соответствии с целями соглашений ВТО.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи