Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Об управленческих функциях российской прокуратуры (Стрельников В.)

Об управленческих функциях российской прокуратуры (Стрельников В.)

Дата размещения статьи: 29.08.2014

Прокуроры, используя средства и способы обеспечения законности и правопорядка, осуществляют надзорные мероприятия, выявляют нарушения нормативных актов, привлекают виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляют уголовное преследование и участвуют в гражданском и арбитражном процессе. Между тем существуют также управленческие функции, которые позволяют системе органов и учреждений прокуратуры работать слаженно, координировать свою деятельность, осуществлять взаимодействие с контролирующими органами в целях недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина. Рассмотрим, как эти функции реализуются, в чем проявляются и как влияют на надзорную деятельность.

Немного теории

В теории управления не всегда функции управления определяются как обособившиеся виды управленческой деятельности, имеющие строго целевую направленность. Термин "функция" имеет множество толкований, и, как утверждает И. Бачило, "даже в специальной работе сложно учесть все отдельные точки зрения по вопросу определения функции и свести их воедино" <1>.
--------------------------------
<1> Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976.

Следует отметить, что различное терминологическое понимание слова "функция" определяется прежде всего тем, что этот термин применяется во многих областях знаний. В связи с этим его содержание имеет разный смысл, что, естественно, не могло не сказаться на определении управленческой категории - функции управления. Многообразие имеющихся суждений по определению понятия "функция управления" тем не менее позволяет сделать вывод о том, что наиболее распространенным и аргументированным является мнение о том, что "функция управления - это особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения труда и специализации в сфере управления" <2>.
--------------------------------
<2> Функции и структура органов управления, их совершенствование // Под ред. Г.Х. Попова. М., 1973.

Функции государственных органов - это прежде всего направления деятельности по реализации "внешних" целей, стоящих перед государством и его органами <3>.
--------------------------------
<3> Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997.

Применительно к системе органов прокуратуры РФ их функции заключаются в основных направлениях деятельности, закрепленных в ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Следовательно, прокуратура как орган государства выполняет конкретную часть его функций.

Целевая направленность

В то же время функции управления в прокуратуре имеют свое предназначение: они используются для упорядочения деятельности самой системы прокуратуры, служат средством и формой достижения организационной цели управления - согласованности действий органов, подразделений, должностных лиц прокуратуры.
Полный набор функций управления отражает содержание управленческой деятельности в прокуратуре. Отнесение к функциям управления конкретных видов деятельности основывается также на использовании и некоторых других критериев.
В юридической литературе по этому поводу высказаны различные суждения. В частности, имеется утверждение о том, что критериями отнесения к функциям управления того или иного вида деятельности являются "непосредственная направленность данной деятельности на решение задач управления; невозможность осуществления без нее управления; сложность содержания, предполагающая возможность выделения ряда частных для конкретной функции подвидов управленческой деятельности; относительная их самостоятельность" <4>.
--------------------------------
<4> Малков В.Д., Веселый В.З. Система функций социального управления. М., 1987.

Нет сомнения в том, что названные характеристики могут быть отнесены к критериям, определяющим виды деятельности как функции управления, но они слишком общие и не в полной мере помогают индивидуализировать различные виды управленческой деятельности. Конкретнее в этом смысле критерии, названные И. Бачило. К ним отнесены следующие обстоятельства:
- наличие соподчиненных субъекта и объекта системы управления;
- социально значимая цель их совместной деятельности;
- достижение известного результата;
- целенаправленность воздействия;
- организационно-правовая форма действий <5>.
--------------------------------
<5> Бачило И.Л. Функции органов управления. М., 1976.

Представляется, что любой вид целенаправленной деятельности могут характеризовать и в то же время индивидуализировать такие показатели, как:
- цели и задачи;
- субъектно-объектный состав деятельности;
- ее содержание и результаты.
По этим параметрам можно не только отличить функции управления от других видов целенаправленной деятельности, но и конкретизировать их.
Характеризуя функции управления прокуратуры, надо обратить внимание на их строго целевую направленность. Каждой функции управления соответствует определенная система целей. Эта система целей должна составлять рациональную иерархическую структуру с выделением уровня и определенного места каждой подцели. Графически такая структура целей строится как пирамида, на вершине которой обозначается главная цель, а ниже - подцели, достижение которых приводит к главной цели.
Потеря целенаправленности свидетельствует о малой эффективности управленческой функции. А в итоге это может привести к потере управления.

Субъектно-объектный состав

Другим признаком, характеризующим определенный сложный вид деятельности в качестве функции управления в прокуратуре, является ее субъектно-объектный состав. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. ст. 4, 12, 13) субъектами управления в прокуратуре являются Генеральный прокурор РФ, а также любой вышестоящий прокурор по отношению к нижестоящему и подчиненному работнику прокуратуры. Другими словами, любой руководитель органов прокуратуры при определенных условиях реализует функции управления.
К субъектам, осуществляющим функции управления, следует отнести не только тех лиц, которые, используя свои полномочия, полностью реализуют определенные виды управленческой деятельности. Некоторые сотрудники органов прокуратуры выполняют отдельные операции или действия, составляющие эти виды деятельности, и поэтому они тоже выполняют функции управления.
В любом случае субъектами управления являются должностные лица органов прокуратуры, наделенные правом осуществления управленческих функций, а также в силу установленного в законе принципа подчиненности или специального акта реализации прав и обязанностей руководителя.
Таким образом, определяющим признаком, по которому органы или должностные лица могут быть отнесены к категориям субъектов управленческих функций, является принцип подчиненности, основанный на отношениях субординации или, другими словами, власти и подчинения.
Объектами управления в прокуратуре являются нижестоящие и подчиненные органы прокуратуры, подразделения и отдельные должностные лица. Названные объекты являются общими для всех функций управления. В то же время в литературе высказано мнение, что функции управления обособляются в зависимости от особенностей, присущих объекту управления <6>.
--------------------------------
<6> Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М., 1985.

Однако, если иметь в виду диалектическую взаимосвязь между категориями - объект и предмет как общее и единичное, то, видимо, будет более справедливым утверждение, что индивидуальность функциям управления придает в большей степени не объект, а предмет.
Безусловно, названное соотношение предмета и объекта как части и целого не означает механического соединения частей. Свойства объекта как целостности системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Предметом функций управления в этом случае должны стать конкретные, введенные в процесс деятельности прокуратуры элементы, свойства, взаимосвязи, которые в целом дают представление о системе и структуре управления.

О предмете функций

Предметы управленческих функций в большей степени отражают содержательный аспект управления, а именно различные обстоятельства, относящиеся к организации функционирования подчиненной системы. В связи с этим в системе органов прокуратуры можно выделить предметы управленческих функций, которые условно можно объединить в три группы.
Первая группа предметов управленческих функций может быть сформулирована с позиции внутреннего управления органов прокуратуры: распределение обязанностей, планирование, организация взаимодействия и координации структурных единиц, организация работы по этапам внутреннего управления, информационно-аналитическая работа, разработка вариантов решений, принятие решения, организация работы по осуществлению принятых решений.
Ко второй группе следует отнести предметы управленческих функций, связанных с реализацией внешнефункциональных целей и задач деятельности системы органов прокуратуры. К ним относятся вопросы организации общего надзора прокуратуры, надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзора за законностью судебных решений по гражданским, арбитражным и уголовным делам, надзора за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Третья группа предметов управленческих функций связана с обеспечивающей подсистемой управления. Сюда можно отнести вопросы организации работы с кадрами, систематизации законодательства, статистики, делопроизводства, финансово-хозяйственной деятельности, материально-технического обеспечения <7>.
--------------------------------
<7> Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997.

Воздействие прямое и косвенное

Следующим признаком, характеризующим управленческие функции в прокуратуре, является их содержательный аспект. Он состоит в том, что реализация управленческих функций связана с целенаправленным воздействием субъектов управления на объекты. Учитывая ранее сказанное о субъектно-объектном составе управленческих функций, нужно иметь в виду, что целенаправленное воздействие отражает содержательный аспект управленческих функций с любым субъектно-объектным составом независимо от типа их взаимосвязи. Это воздействие осуществляется через систему конкретных действий, операций, видов деятельности, совершаемых должностными лицами, специалистами и техническими работниками органов прокуратуры.
Воздействие может быть прямым и косвенным. В системе управления органами прокуратуры до сих пор чаще применяется прямое воздействие в виде административно-командных методов управления. Представляется, что более эффективно, однако менее развито в системе управления органов прокуратуры применение косвенного воздействия. Оно предусматривает создание условий, побуждающих к необходимому действию через мотивы, потребности, интерес конкретного сотрудника. Косвенное воздействие более характерно для разрешения управленческих ситуаций участниками отношений, когда связь между субъектами и объектами управления строится по горизонтали либо по типу "снизу - вверх".
Управленческие функции реализуются в управленческом процессе, который состоит из логически взаимосвязанных, последовательных этапов. Эти этапы имеют свойство повторяться, образуя тем самым управленческий цикл. В литературе по социальному управлению нет единого мнения о количестве и об очередности стадий в управленческом цикле. В то же время по существу все авторы в предлагаемые управленческие циклы вводят четыре основных этапа: сбор и анализ информации, принятие на этой основе управленческих решений, организация исполнения решений, контроль.

Без регламента не обойтись

Несомненно, определенный порядок любого вида деятельности имеет большое значение для повышения эффективности управленческой деятельности органов прокуратуры, сложившаяся, например, процедура проведения проверок работы нижестоящих прокуратур и подразделений.
Следует отметить, что закрепление процедуры проведения проверки работы нижестоящих прокуратур в различных управленческих актах снижает ее эффективность. Было бы гораздо лучше иметь единый документ, регламентирующий эту широко распространенную деятельность вышестоящих органов прокуратуры.
Как известно, процедуры могут быть закреплены в законе. В этом случае они приобретают статус урегулированной юридическими нормами процессуальной деятельности. В практике управления органами прокуратуры, однако, таких процедур нет.
Это, с одной стороны, позволяет любому вышестоящему прокурору по-своему определять порядок реализации функций управления и тем самым развивает самостоятельность и инициативу при принятии решений.
С другой стороны, нельзя не заметить, что определенный организационный порядок вводит в организационно-управленческую деятельность прокуратуры определенный стереотип или автоматизм. За счет этого механизм организации прокуратуры действует одновременно и слаженно без вмешательства руководителя.
Поэтому введение процедур реализации функций управления, закрепление в некоторых необходимых случаях их в законе ведут к организационной упорядоченности и, как следствие, к хорошим результатам деятельности прокуратуры.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


25 сентября 2020 г.
Проект Федерального конституционного закона № 1024645-7 "О Правительстве Российской Федерации"

Президентом РФ внесен в Государственную Думу новый ФКЗ определяющий статус Правительства РФ, организационно-правовые основы его формирования и деятельности. Кроме того законопроектом устанавливается порядок назначения на должность членов Правительства РФ, а также закрепляются полномочия  Правительства РФ в различных сферах деятельности.




19 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1023318-7 "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - внесение изменений в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса РФ в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению, что позволит снять имеющуюся в правоприменительной практике правовую неопределенность.




15 сентября 2020 г.
Проект федерального закона № 1021303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности"

Цель законопроекта - упрощение административных процедур и сокращение барьеров в сфере международной торговли, организация взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти, органами и агентами валютного контроля , а также иными организациями в соответствии с их компетенцией в электронной форме по принципу "одного окна".




2 сентября 2020 г.
Проект Федерального закона № 1015918-7 "О маркетплейсе"

Маркетплейс, согласно ст. 1 законопроекта - это программное обеспечение, которое позволяет реализовывать другое программное обеспечение. Цель законопроекта - устранение перекоса, создавшегося из-за неуплаты налога на прибыль владельцами маркетплейсов по месту получения выручки. Помимо этого законопроект также уменьшит кадровый "голод" из-за отъезда кадров в сфере компьютерных технологий за границу. В связи с принятием федерального закона "О маркетплейсе" потребуется внесение изменений в КоАП РФ в части установления дополнительных штрафов.




25 августа 2020 г.
Проект Федерального закона № 1013075-7 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"

Законопроектом предлагается сокращение срока аккредитации филиала, представительства иностранного юр. лица; введение ограничения на назначение руководителем филиала (представительства) иностранного юр. лица на определенный срок для физических лиц, ранее задействованных в создании и деятельности юр. лиц с признаками фиктивной деятельности; установление запрета на аккредитацию нового филиала (представительства) иностранному юр. лицу, имеющему задолженность перед бюджетной системой РФ.



В центре внимания:


Как организовать учет арендных платежей по принципам МСФО (Курбангалеева О.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Роль нейролингвистического программирования в практике адвоката по защите прав и свобод человека и гражданина (Воробьев А.С.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? (Воронов А.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

Защита имущественных прав потерпевших от террористического акта: гражданско-правовой аспект (Кобец П.Н., Краснова К.А., Волкова М.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>

К вопросу о качестве оказания бесплатной юридической помощи (Малютина О.А.)

Дата размещения статьи: 25.09.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи