Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Какие они, критерии бездействия? (Сергеева С.)

Какие они, критерии бездействия? (Сергеева С.)

Дата размещения статьи: 29.08.2014

Несмотря на наличие общих и специальных норм, понятие бездействия судебного пристава-исполнителя не определено в законе однозначно. Проблема дуалистического толкования в отечественном праве устраняется посредством реализации судебного правотворчества. В частности, в Постановлении Президиума ВАС РФ рассматривается вопрос о включении в бездействие непредставления взыскателю информации о ходе исполнительного производства. Анализ данного Постановления показывает, что для определения критериев бездействия рассматривать законодательные нормы необходимо комплексно, в системе нескольких нормативно-правовых актов.

Институт обжалования

Степень эффективности восстановления нарушенных прав напрямую зависит от деятельности судебных приставов-исполнителей, их профессионализма и личностных качеств. Воплощением правовой культуры деятельности названных лиц является своевременное и точное исполнение судебных актов, осуществление всей системы мероприятий по удовлетворению требований взыскателя. Антиподом этому становится бездействие судебных приставов-исполнителей.
Для установления контроля за действиями указанных лиц, выяснения обстоятельств дела, а также применения ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей в отечественном праве предусмотрен институт обжалования бездействия судебного пристава-исполнителя.
Законодательной основой для формирования и развития данного института является ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Уточняют и дополняют порядок обжалования Федеральные законы от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". В арбитражно-процессуальном законодательстве обжалование бездействия судебных приставов-исполнителей регламентировано ст. 329 АПК РФ. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение в законодательстве норм, касающихся рассматриваемого института, остается открытым вопрос о том, что именно входит в понятие бездействия судебного пристава-исполнителя.

Непредставление информации

Исходя из положений, регламентирующих обязанности судебного пристава-исполнителя, а также общих принципов осуществления исполнительного производства, к бездействию относится неисполнение или ненадлежащее исполнение в предусмотренный законом срок должностных обязанностей судебным приставом-исполнителем.
На практике не всегда удается однозначно определить критерии бездействия, поэтому рассматривать нормы, регламентирующие действия судебного пристава-исполнителя, необходимо системно.
Частым и весьма показательным случаем отнесения к категории бездействия является непредставление информации о ходе исполнительного производства, установленное Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 по делу N А75-7853/2011. Как следует из указанного Постановления, суды трех инстанций не признали незаконным бездействием непредставление судебным приставом-исполнителем информации, испрашиваемой взыскателем в заявлении, в связи с отсутствием у него обязанности представлять письменно информацию на запросы сторон исполнительного производства помимо приводимой в принимаемых им постановлениях.
Между тем ВАС признал не соответствующими действующему законодательству выводы трех судов, отметив при этом, что своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения определена в качестве одного из принципов исполнительного производства (ст. 4 Закона N 229-ФЗ).
Согласно ст. 12 Закона N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Статьей 13 Закона N 118-ФЗ предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Перечень прав сторон исполнительного производства, к которым относится и взыскатель, содержится в ст. 50 Закона N 229-ФЗ, включая право участвовать в совершении исполнительных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем.
С правом сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений ст. 24 Закона N 229-ФЗ и ст. 12 Закона N 118-ФЗ обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, о времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения.
Порядок рассмотрения указанных обращений службой судебных приставов регламентируется Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом ФССП от 10.12.2010 N 682 (далее - Инструкция по делопроизводству).
Согласно подп. 3.3.3.9 "Служебная переписка" Инструкции по делопроизводству ответы судебного пристава-исполнителя на запросы организаций оформляются служебным письмом.
Таким образом, проявляя элемент правотворчества в своей деятельности, ВАС установил, что непредставление информации закономерно и обоснованно признается бездействием судебного пристава-исполнителя.
Данная позиция ВАС носит прецедентный характер и разделяется судами нижестоящих инстанций (в частности, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А08-1745/2013 приводится ссылка на указанное Постановление Президиума ВАС). Тем не менее, не углубляясь в дискуссию о судебно-правотворческих полномочиях ВАС, необходимо отметить, что судебная практика является направляющим для законодателя материалом, вскрывает проблемы законодательства и потребности общества, в связи с чем обязательным условием для последующего единообразия данного вопроса является установление в законодательстве более четких критериев бездействия судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, данный прецедент является показательным, поскольку позволяет сделать однозначный вывод о том, что критерии бездействия могут иметь не только прямое указание в законе, но и вытекать из совокупного системного толкования нескольких правовых норм, при этом анализу подлежат как обязанности судебного пристава-исполнителя, так и сами принципы исполнительного производства.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи