Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Передача прав на нежилые помещения: база по НДС (Коловатов А.)

Передача прав на нежилые помещения: база по НДС (Коловатов А.)

Дата размещения статьи: 31.08.2014

Определяя передачу имущественных прав как объект обложения НДС, Налоговый кодекс устанавливает особенности определения налоговой базы только для отдельных видов подобных операций. При этом передача прав требования на нежилые помещения среди таковых не числится. Тем не менее Президиум ВАС в свое время пришел к выводу, что и общий порядок исчисления базы по НДС в данном случае неприменим. Спустя четыре с лишним года выводы ВАС, наконец, признали и представители ФНС.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признается в том числе передача имущественных прав. Пунктом 1 ст. 153 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по таким операциям определяется с учетом особенностей, установленных гл. 21 Кодекса. Таковые определены ст. 155 НК, но лишь для отдельных видов операций по передаче имущественных прав, таких как:
- уступка и переуступка денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемой НДС;
- передача имущественных прав на жилые дома или помещения, доли в них, гаражи или машино-места;
- приобретение денежного требования у третьих лиц;
- передача прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав.
В отношении передачи имущественных прав на нежилые помещения ст. 155 Налогового кодекса никаких особенностей определения базы по НДС не устанавливает.

В общем порядке

Довольно логично предположить, что в отсутствие какого-либо специального порядка исчисления налоговой базы рассчитывать данный показатель необходимо по общим правилам. В частности, именно так всегда рассуждали представители Минфина и Федеральной налоговой службы Письма Минфина России от 29 апреля 2009 г. N 03-07-11/122, от 14 июля 2008 г. N 03-07-11/254, ФНС России от 15 октября 2007 г. N ШТ-6-03/777@). Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2009 г. N Ф04-5068/2009(13184-А45-49), Ф04-5068/2009(19016-А45-49), Ф04-5068/2009(20336-А45-49), в пересмотре которого в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. N ВАС-13640/09.
При этом общий порядок исчисления базы по НДС предполагает, что учитывать необходимо все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами по оплате имущественных прав (п. 2 ст. 153 НК). Иными словами, счет-фактура в данном случае должен быть выставлен на полную стоимость имущественных прав, с которой исчисляется и уплачивается НДС.
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25 февраля 2010 г. N 13640/09 пришел к выводу, что особенности определения базы по НДС при передаче имущественных прав на нежилую недвижимость все же должны иметь место.

В специальном порядке

Как уже упоминалось, ст. 155 Налогового кодекса, а именно п. 3 данной статьи, установлены особенности определения базы по НДС при передаче имущественных прав на жилые дома или помещения, доли в них, гаражи или машино-места. Налоговая база в данном случае рассчитывается как разница между стоимостью, по которой передаются права, с учетом налога и расходами на их приобретение.
Между тем, как отметили представители Президиума ВАС РФ в Постановлении от 25 февраля 2010 г. N 13640/09, имущественные права на активы, перечисленные в п. 3 ст. 155 Налогового кодекса, и на нежилую недвижимость относятся к одному виду объектов гражданских прав. В таких обстоятельствах, по мнению судей, правовой режим в отношении обоих видов имущественных прав применительно к вопросам исчисления НДС должен быть одинаков. Согласно положениям ст. 3 Кодекса, указали они, налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Следовательно, пришли к выводу представители Президиума ВАС, и при передаче прав требования на нежилую недвижимость рассчитывать налоговую базу следует с разницы между стоимостью, по которой передаются права, с учетом налога и расходами на их приобретение. Более того, высшие судьи указали, что содержащееся в Постановлении от 25 февраля 2010 г. N 13640/09 толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Таким образом, по сути, арбитражная практика по рассматриваемому вопросу сложилась еще более четырех лет назад (Постановления ФАС Поволжского округа от 23 декабря 2010 г. по делу N А55-6801/2010, ФАС Уральского округа от 1 марта 2012 г. N Ф09-575/12).
Проблема заключалась в том, что представители Минфина и ФНС не собирались ее учитывать.

Стоя на своем

Уже после принятия Президиумом ВАС РФ Постановления от 25 февраля 2010 г. N 13640/09 представители ФНС России в Письме от 8 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1907@ все так же указали, что организация, передающая имущественное право на нежилые помещения, должна выставить счет-фактуру на полную стоимость передаваемого права и уплатить НДС со всей суммы средств, поступивших от покупателя по данной операции. Аналогичным образом высказался и Минфин России в Письмах от 28 февраля 2013 г. N 03-07-11/5926, от 7 февраля 2013 г. N 03-07-11/2927.
Более того, в упомянутом Письме от 8 февраля 2011 г. N КЕ-4-3/1907@ эксперты ФНС России отметили, что в случае применения иного порядка исчисления НДС и составления счета-фактуры при передаче прав на нежилое помещение право на применение налогового вычета возникает у покупателя только после внесения в установленном порядке соответствующих исправлений, в том числе в счет-фактуру.
Таким образом, до недавнего времени исчисление НДС при передаче имущественных прав в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 155 Налогового кодекса, все же несло в себе риски налоговых претензий как для организации, передающей права требования, так и для покупателя. Но не теперь.

В конечном итоге

Еще в Письме от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571 на случай, если письменные разъяснения Минфина по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС, министерством были даны указания налоговым органам, которые предполагают приоритет таких актов и писем ВАС. Налоговики должны руководствоваться таковыми со дня их размещения в полном объеме на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда или со дня официального опубликования в установленном порядке.
В свою очередь в Письме от 27 июня 2014 г. N ГД-4-3/12291 представители ФНС России уже довели до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков следующие разъяснения.
Постановления Пленума и Президиума ВАС для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС. В связи с этим при реализации имущественных прав на нежилые помещения НДС следует исчислять в порядке, установленном п. 3 ст. 155 Налогового кодекса, как это предусмотрено Постановлением Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2010 г. N 13640/09.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


7 апреля 2021 г.
Проект Федерального закона № 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)"

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов). 




23 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1133091-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции"

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.




20 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1132098-7 "О внесении изменений в статью 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.




16 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1129690-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.




11 марта 2021 г.
Проект Федерального закона № 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"

Целью законопроекта является совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Для этого проектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона, распространив на них установленные в ней условия.



В центре внимания:


Использование информационно-телекоммуникационных сетей при совершении вымогательства (Овсюков Д.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Онлайн-митинг как способ реализации политических прав человека (Максимов А.А.

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса (Подузова Е.Б.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

В поисках доктрины эквивалентов в российском праве (Семенюта Б.Е.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>

Правовая природа договора об оказании услуг платежного клиринга (Федоровская В.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2021

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2021
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.