Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Изменения в Едином плане счетов и Инструкции по его применению (Лунина О.)

Изменения в Едином плане счетов и Инструкции по его применению (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

Минфин подготовил очередной проект внесения изменений в Инструкцию N 157н <1>. Они коснутся как самого Плана счетов, так и Инструкции по его применению. Проектом приказа предусмотрен учет изменений уже при формировании учетной политики учреждения 2014 г. Переходный период в связи с этим должен закончиться 1 декабря 2014 г. В данной статье представим обзор планируемых изменений, которые будут актуальны для образовательных учреждений.
--------------------------------
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция N 157н является основным документом, в соответствии с которым формируется учетная политика учреждений и разработаны Инструкции N N 162н <2>, 174н <3> и 183н <4> по ведению бухгалтерского учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях соответственно.
--------------------------------
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Согласно предлагаемым изменениям из наименования, преамбулы, а также заголовков Приложений 1 и 2 и далее по тексту будут исключены слова "государственных академий наук".

Изменения в Едином плане счетов

Претерпели изменения наименования некоторых счетов. Приведем их в таблице:

Счет

Старое наименование

Новое наименование

201 20

Денежные средства учреждения на счетах кредитной организации

Денежные средства учреждения в кредитной организации

209 00

Расчеты по ущербу имуществу

Расчеты по ущербу и иным доходам

209 80

Расчеты по прочему ущербу

Расчеты по иным доходам

504 00

Сметные (плановые) назначения

Прогнозные (плановые) назначения

План счетов дополнен несколькими новыми счетами:
- 205 82 "Расчеты по невыясненным поступлениям";
- 209 30 "Расчеты по компенсации затрат";
- 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 209 83 "Расчеты по иным доходам";
- 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС";
- 210 11 "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 210 12 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";
- 401 60 "Резервы предстоящих расходов";
- 500 90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)";
- 502 07 "Принимаемые денежные обязательства";
- 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц" (забалансовый счет).

Изменения в Инструкции по применению Единого плана счетов

Изменения, которые внесены в Инструкцию по применению Плана счетов, в основном связаны с появлением новых и корректировкой старых счетов учета. Но есть и другие нововведения.
Порядок ведения бухгалтерского учета. Дополнения в п. 3 Инструкции N 157н указывают на то, что при ведении бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями, кроме особенностей, поименованных в этом пункте ранее, необходимо будет учитывать, что:
- к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, для отражения содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Причем следует исходить из того, что данные документы составлены ответственными за это лицами надлежащим образом;
- данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Актом, устанавливающим учетную политику кроме поименованных ранее порядков и приложений, утверждается порядок отражения в учете событий после отчетной даты (дополнение в п. 6 Инструкции N 157н).
Пункт 9 Инструкции N 157н теперь дополнен положением о том, что лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за правильность первичных учетных документов по свершившимся фактам хозяйственной жизни, составленных другими лицами.
Ведение регистров бухгалтерского учета. В целях приведения п. 11 Инструкции N 157н в соответствие Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" он дополнен требованиями к составлению регистров бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы. Такие регистры должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование регистра;
- наименование субъекта учета, составившего регистр;
- дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
- хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
- величину денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В п. 17 Инструкции N 157н внесено уточнение о том, что в случае изъятия регистров бухгалтерского учета оставшиеся в организации их заверенные копии включаются в состав документов бухгалтерского учета.
Пункт 18 Инструкции N 157н дополнен информацией о порядке внесения исправлений в электронные регистры бухгалтерского учета, согласно которой такие исправления осуществляются лицами, ответственными за ведение регистров.
Учет нефинансовых активов. Заменено понятие рыночной стоимости на оценочную стоимость. Причем суть самого понятия не меняется (меняется только его название) - это сумма денежных средств, возможных к получению в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н).
Дополнения в п. 27 Инструкции N 157н указывают на необходимость отражения в инвентарной карточке (ф. 0504031, 0504032) объектов основных средств информации о результатах работ по их ремонту (включая замену элементов в сложном объекте ОС), не изменяющих их стоимость.
В п. 38 Инструкции N 157н разъяснен порядок консервации объектов ОС на срок более трех месяцев. Такая консервация (расконсервация) оформляется первичным учетным документом - актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах и сроке консервации.
Объект ОС, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах рабочего плана счетов.
Отражение консервации (расконсервации) объекта ОС на срок более трех месяцев отражается путем внесения в инвентарную карточку объекта учета записи без оформления бухгалтерских записей по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 "Основные средства".
Уточнен порядок учета земельных участков. Такие участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на соответствующем счете аналитического учета 103 00 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ). Ранее их учет велся на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. В п. 220 Инструкции N 157н более широко раскрыто предназначение счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Данный счет следует использовать для учета расчетов по суммам:
- предварительной оплаты, не возвращенной контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
- задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
- задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
- излишне произведенных выплат;
- принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
- ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
При этом группировка расчетов по ущербу и иным доходам по аналитическим группам синтетического счета объекта учета осуществляется следующим образом:
- 30 - "Расчеты по компенсации затрат";
- 40 - "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
- 70 - "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";
- 80 - "Расчеты по иным доходам".
Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счете 205 00 "Расчеты по доходам", учитываются на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета 80 "Расчеты по иным доходам" и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов 3 "Расчеты по иным доходам". То есть речь идет о введении нового счета 209 83, о котором мы говорили выше.
Расчеты по налоговым вычетам по НДС. Рассмотрим предлагаемые изменения по учету НДС. Они вносятся в п. 224 Инструкции N 157н. Для учета данного налога следует использовать счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" (в настоящее время счет 210 01 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"). Группировка расчетов по нему осуществляется в разрезе аналитических групп синтетического счета объекта учета:
- 1 - "Расчеты по НДС по авансам полученным";
- 2 - "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".
Счет предназначен для учета расчетов по суммам НДС:
- полученным по предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС в соответствии с НК РФ;
- предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.
Расчеты с прочими дебиторами. Предоставление обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечение исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков, отражение в учете администраторами доходов ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых в соответствии с действующим законодательством считается исполненной согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам), а также по иным операциям следует отражать на счете 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции N 157н).
Расчеты с прочими кредиторами. В новой трактовке п. 281 Инструкции N 157н счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" следует использовать в том числе по операциям по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, расчетов по обязательствам, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения, а также при изменении типа бюджетного или автономного учреждения на казенное.
Финансовый результат. В данный раздел Инструкции N 157н тоже внесен ряд изменений. Согласно дополнению в п. 302 Инструкции N 157н расходы учреждения, связанные со страхованием имущества и гражданской ответственности, следует относить на счет 401 50 "Расходы будущих периодов".
Кроме того, в Инструкции появляется совершенно новый счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". Он предназначен для отражения резервов предстоящих расходов (отложенных обязательств), формируемых для оплаты:
- расходных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки);
- расходных обязательств, возникших в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решений о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
- расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке, когда недостаточно ЛБО, доведенных казенному учреждению, для исполнения его денежных обязательств;
- по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (на коммунальные услуги, услуги связи);
- в иных случаях, предусмотренных при формировании учетной политики учреждения.
Аналитический учет по этому счету ведется в многографной карточке или в карточке учета средств и расчетов по видам создаваемых резервов.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально признан.
Санкционирование расходов. Это разд. VI Инструкции N 157н. Здесь в п. 309 предлагается ввести еще одну аналитическую группу синтетического счета объектов учета 90 - "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".
По вопросу принятия обязательств на счете 502 00 сделано уточнение о том, что они должны учитываться на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения либо планирование изменений ранее принятых обязательств в текущем финансовом году, в очередных финансовых годах, в том числе за пределами планового периода. К ним относятся обязательства, принятие которых планируется в соответствии с планом-графиком закупок (п. 318 Инструкции N 157н).
Вероятно, в силу того, что счета 506 00 "Право на принятие обязательств" и 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" используются только в учете бюджетных и автономных учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется по плану финансово-хозяйственной деятельности, из формулировок, использованных в них, исключено слово "смета".
Ведение учета на забалансовых счетах. Как уже было сказано выше, предполагается выведение с забалансового учета на счета баланса земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждений. Соответствующие изменения внесены в п. 333 Инструкции N 157н.
Дополнен перечень бланков строгой отчетности, учитываемых на забалансовом счете 03. В него включены бланки дипломов и листков нетрудоспособности.
По вопросу учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, отражаемой на забалансовом счете 04, сказано, что списание такой задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству.
По поводу учета запасных частей к транспортным средствам, выданным взамен изношенных и числящихся на счете 09, сказано, что при выбытии транспортных средств из учреждения материальные ценности, установленные на них, списываются с забалансового счета (п. 349 Инструкции N 157н).
Одним из спорных вопросов являлась необходимость отражения на забалансовых счетах 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" поступлений и выбытия денежных средств в кассу и из кассы. Теперь законодатель сделал уточнение, согласно которому расчеты наличными денежными средствами через кассу учреждения отражаются и на забалансовом учете по соответствующим счетам.
Предлагается ввести еще один забалансовый счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц". На нем будут учитываться расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов). В образовательных учреждениях он вряд ли будет использоваться.

* * *

Подведем итог. Планируемые изменения порядка ведения бухгалтерского учета коснутся самого Плана счетов и некоторых разделов Инструкции. Наиболее значимым является то, что вся ответственность за составление первичных учетных документов возлагается на лиц, их составляющих. Земельные участки учреждения будут переведены с забалансового учета на счета баланса. Значительные изменения претерпел счет учета расчетов по ущербу имуществу 20900. Он дополнен новыми аналитическими группами и видами счетов и будет иметь более широкое предназначение. Появится новый счет для учета резервов предстоящих расходов.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи