Главная Новости Общие вопросы Формы деятельности Договоры Виды деятельности Вопрос-ответ Контакты

Быстрая навигация: Каталог статей > Иные вопросы > Налог на доходы физических лиц. Стандартные налоговые вычеты (Зернова И.)

Налог на доходы физических лиц. Стандартные налоговые вычеты (Зернова И.)

Дата размещения статьи: 03.09.2014

Следует сказать, что тема не нова, но к ней вернулись, поскольку до сих пор при применении стандартных налоговых вычетов продолжают возникать вопросы. Об этом можно также судить по ответам, публикуемым в письмах Минфина, связанных с данной проблемой. В настоящей статье рассмотрим порядок предоставления стандартных налоговых вычетов, основываясь на положениях Налогового кодекса, разъяснениях Минфина и ФНС.

Из положений ст. 210 НК РФ следует, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
При этом Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право при определении размера налоговой базы на получение стандартных налоговых вычетов (ст. 218 НК РФ).
Стандартные налоговые вычеты должны предоставляться налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по его выбору. Следует учитывать, что их предоставление осуществляется не автоматически при приеме на работу, а на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Форма данного заявления не утверждена, поэтому его оформляют в произвольной форме. Обратите внимание: если у налогоплательщика не возникает иных обстоятельств получения стандартного налогового вычета, то ежегодного обновления заявления не требуется.
В том случае, когда работа налогоплательщика в учреждении начинается не с первого месяца налогового периода, налоговые вычеты предоставляются по новому месту работы с учетом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 230 НК РФ, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@.
В Письме Минфина России от 26.09.2013 N 03-04-06/39970 разъясняется, что в тех случаях, когда в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, стандартные налоговые вычеты предоставляются в последующих месяцах, в которых получен доход. Если же выплата дохода начиная с какого-либо месяца полностью прекращена и не возобновляется до окончания налогового периода, стандартный налоговый вычет за указанные месяцы налогового периода налоговым агентом не предоставляется, поскольку налоговая база после прекращения выплат не определяется.
Установленные Налоговым кодексом стандартные налоговые вычеты предоставляются непосредственно самим налогоплательщикам, а также на ребенка (детей) налогоплательщиков.

Предоставление налогоплательщику стандартных налоговых вычетов

Согласно ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет предоставляется отдельным категориям физических лиц. Его размер для каждой категории фиксированный и составляет в сумме 3000 и 500 руб. Применяется названный вычет ежемесячно.
При определении размера налоговой базы право на получение стандартных налоговых вычетов в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода имеют категории налогоплательщиков, перечисленные в пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ. Данный перечень очень объемный, поэтому весь его приводить не будем, а назовем только самые распространенные категории налогоплательщиков, которые могут работать в учреждении в настоящее время, на которых распространяется данный вычет, а именно:
- лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лица, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из названных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
- лица, принимавшие в 1986 - 1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
- военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, а также военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
- инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ);
- инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
Стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. предоставляется, в частности, следующим категориям налогоплательщиков (пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ):
- Героям Советского Союза и Героям РФ, а также лицам, награжденным орденом Славы трех степеней;
- лицам вольнонаемного состава Советской армии и Военно-морского флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшим штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период ВОВ, либо лицам, находившимся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается названным лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- участникам ВОВ, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
- инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп;
- лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- родителям и супругам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителям и супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;
- гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также гражданам, принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ.
В том случае, когда налогоплательщик имеет право на более чем один стандартный налоговый вычет, ему предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, то есть стандартные налоговые вычеты не суммируются.

Предоставление стандартных налоговых вычетов на ребенка (детей) налогоплательщика

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ право на стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода имеют родители, супруга (супруг) родителя, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель, супруга (супруг) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. Предоставление этого вычета осуществляется в следующих размерах:
- 1400 руб. - на первого ребенка;
- 1400 руб. - на второго ребенка;
- 3000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Обратите внимание! Налоговый вычет на ребенка-инвалида предоставляется в размере 3000 руб. вне зависимости от того, каким по счету он является (Письмо Минфина России от 11.10.2012 N 03-04-05/8-1180).

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Предоставление стандартного налогового вычета производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) указанного выше возраста, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в котором произошла смерть ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

Пример 1. В июне 2014 г. сыну работницы учреждения Н.Д. Фадеевой исполнилось 18 лет. Поступить в образовательное учреждение он не смог.
В этом случае стандартный налоговый вычет на сына будет предоставляться Н.Д. Фадеевой в течение 2014 г. до тех пор, пока ее доход не превысит 280 000 руб.

При определении очередности детей для установления размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, включая детей супруги от первого брака, которые проживают совместно с супругом и находятся на его обеспечении (Письмо Минфина России от 28.04.2014 N 03-04-05/19992).
Как следует из разъяснений Минфина, опубликованных в Письмах, при определении общего количества детей и хронологии их рождения учитываются также:
- подопечные дети (Письмо от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 4));
- умершие дети (Письма от 09.10.2012 N 03-04-05/8-1162, от 10.02.2012 N 03-04-06/8-29 (п. 1), от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33 (п. 3), от 10.02.2012 N 03-04-05/8-165, от 19.01.2012 N 03-04-06/8-10 (п. 1));
- неусыновленные дети супруга от другого брака (Письма от 27.03.2012 N 03-04-05/8-392, от 21.02.2012 N 03-04-05/8-209, от 13.02.2012 N 03-04-05/8-169). Очередность детей в этом случае также определяется по датам их рождения (Письма от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 (п. 1), от 10.04.2012 N 03-04-05/8-469, от 02.04.2012 N 03-04-05/8-402), в том числе учитываются неусыновленные дети супруга от другого брака, на которых вычет не предоставляется (в частности, по причине достижения ими возраста 18 лет) (Письмо от 15.03.2012 N 03-04-05/8-302).
Как было указано выше, предоставление налогового вычета родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя производится на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Форма заявления может быть, например, такой.

 

Заявление о предоставлении стандартного налогового вычета на ребенка   

Я, Правдина Ирина Ивановна, в соответствии с  положениями пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ прошу предоставить мне за каждый месяц налогового периода (2014 г.) стандартный  налоговый вычет  на  ребенка  Правдина Василия Павловича 2010 года рождения - в размере 1400 руб.                    

Приложение: 

- копия свидетельства о рождении В.П. Правдина.                   

10.01.2014                           И.И. Правдина

 

К документам, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет, могут относиться свидетельства о рождении детей, паспорт (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельство о регистрации брака, справка из учебного заведения о том, что ребенок является студентом очной формы обучения (Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17784).
Физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами РФ, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Для справки. Понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим. Кроме того, для целей применения пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ понятие "единственный родитель" может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено. В этой ситуации сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" (ф. 25), вносятся на основании заявления матери, не состоящей в браке (Письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-04-06/11148).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
Таким правом могут воспользоваться только родители ребенка (в том числе приемные). Отказаться от вычета в пользу лица, не являющегося родителем ребенка, нельзя (Письмо Минфина России от 07.12.2011 N 03-04-05/5-1012).
В Письме ФНС России от 27.02.2013 N ЕД-4-3/3228@ разъясняется, что отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право, подтвержденное соответствующими документами.
Право на получение этого налогового вычета ограничено рядом условий, в частности нахождением ребенка на обеспечении налогоплательщика, наличием у налогоплательщика дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%.
В случае если у одного из родителей, например у супруги, отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по ставке 13%, передавать свое право на получение стандартного налогового вычета другому родителю он не может.
В Письме Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-05/3300 разъясняется, что для применения удвоенного стандартного налогового вычета не имеет значения факт установления отцовства в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 и 49 СК РФ, в отношении родителей, не состоящих в браке между собой.
В то же время родитель не может являться единственным и в связи с этим не может получать двойной стандартный вычет на ребенка (детей) в следующих случаях:
1. Если брак между родителями расторгнут (Письма Минфина России от 15.01.2013 N 03-04-05/8-23, от 02.11.2012 N 03-04-05/8-1246, от 10.02.2012 N 03-04-05/8-164).

Пример 2. Работница учреждения О.С. Кулакова разведена и не состоит в зарегистрированном браке. Она имеет двоих детей в возрасте 5 и 8 лет.
О.С. Кулакова может получить вычет только в размере 2800 руб. (1400 руб. + 1400 руб.) на двоих детей.

2. Если родители ребенка не состоят и не состояли в зарегистрированном браке (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-04-06-01/192).
Предоставление стандартного налогового вычета на ребенка (детей) следует производить до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13%) налоговым агентом, предоставляющим данный вычет, превысил 280 000 руб.
Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется.

Пример 3. У работника учреждения С.Н. Сидорова в апреле 2014 г. родился ребенок.
С этого месяца С.Н. Сидоров вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом на ребенка. Однако если по состоянию на апрель 2014 г. совокупный доход С.Н. Сидорова превысил 280 000 руб., то данный вычет в течение 2014 г. ему не будет предоставлен.

* * *

Предвидеть все ситуации, которые могут сложиться при удержании НДФЛ, невозможно. Мы постарались рассмотреть самые основные, которые могут возникнуть при предоставлении стандартных налоговых вычетов в целях определения НДФЛ.

 

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных


10 января 2020 г.
Проект Федерального закона № 877880-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы "Единый федеральный реестр туроператоров". Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.




20 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 864881-7 "О государственном регулировании деятельности по перевозке легковыми такси и деятельности служб заказа легкового такси и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси. 




4 декабря 2019 г.
Проект Федерального закона № 851072-7 "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.




21 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 840167-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.




7 ноября 2019 г.
Проект Федерального закона № 831599-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач. 



В центре внимания:


Недоказанный убыток (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Коррупция - дело общественное. Минтруд разработал рекомендации корпоративного поведения (Фомина Л.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Субсидии без НДС (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

Неопределенная осмотрительность. Как надо правильно выбирать контрагента (Ненашева Н.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>

И дать и взять. Особенности применения давальческой схемы (Илларионов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2020

подробнее>>
Предпринимательство и право, информационно-аналитический портал © 2011 - 2020
При любом использовании материалов сайта - активная ссылка на сайт lexandbusiness.ru обязательна.

Навигация

Статьи